фр. cubisme от cube - куб) – одно из художественных течений в модернизме; возникшее в первом десятилетии XX в. Для него характерны деформация изображаемого, относительно узкий круг сюжетов, стремление к упрощению предметов до геометрических форм – шара, цилиндра, призмы, куба и оторванность от реальной жизни. Главным выразительным средством для К. были линии и плоскости. Кубисты предпочитали бледные, коричневые и серые тона.
Кубизм
Кубизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Кубизм
(от фр. cube — куб) — направление в искусстве, возникшее в 1907 г. во Франции. Кубисты деформировали облик предметов и фигур, разлагали их на геометрические элементы, выявляя тем самым их внутреннюю структуру. В России был представлен творчеством кубофутуристов: Д. Д. Бурлюка, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
КУБИЗМ
(фр. Cub — куб) — модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX века, предшествовавшее абстракционизму. Зародился и развивался во Франции. Его основоположниками и круп-нейшими представителями были Пабло Пикассо и Жорж Брак, а в России — Казимир Малевич. Название кубизму было дано современными критиками на основании характерной особенности картин этого направления — преобладанию в них прямых линий, граней и кубоподобных форм. Дело в том, что представители кубизма свое творчество ориентировали на формальные эксперименты — конструирование объемных форм на плоскости. На этой основе они разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, что дало им возможность представить изображаемый объект в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм (куб, конус, цилиндр).
В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909 г.), аналитический (1909–1912 гг.), синтетический (1913–1914 гг.). В картинах сезанновско-го периода массивные объемы, выраженные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негри-тянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. К концу аналитического периода в картинах Пикассо и Брака появляются надписи, а вслед за тем и наклейки. Поэтому коллаж становится основным художественным приемом для произведений синтетическо-го периода. Здесь объект изображения как бы собира-ется, синтезируется из разнотипных фрагментов: графических знаков, красочных мазков, схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с ор-наментом, изобразительным рисунком или имитацией фактур. Поэтому общий текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, печатных изображений и имитаций). Созданный этими знаками сюжет, как правило, лишь обозначается художником, а весь образ произведения уже воссоздается воображением зрителя.
К числу наиболее известных произведений этого направления следует отнести картины «Авиньонские девицы» Пикассо, «Женщина с гитарой» Брака, «На сенокосе» Малевича, «Натурщица» Татлина и др. Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства XX в., а также способствовал зарождению абстракционизма и его основных направлений — су-прематизма, футуризма, пуризма и др.
В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909 г.), аналитический (1909–1912 гг.), синтетический (1913–1914 гг.). В картинах сезанновско-го периода массивные объемы, выраженные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негри-тянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. К концу аналитического периода в картинах Пикассо и Брака появляются надписи, а вслед за тем и наклейки. Поэтому коллаж становится основным художественным приемом для произведений синтетическо-го периода. Здесь объект изображения как бы собира-ется, синтезируется из разнотипных фрагментов: графических знаков, красочных мазков, схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с ор-наментом, изобразительным рисунком или имитацией фактур. Поэтому общий текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, печатных изображений и имитаций). Созданный этими знаками сюжет, как правило, лишь обозначается художником, а весь образ произведения уже воссоздается воображением зрителя.
К числу наиболее известных произведений этого направления следует отнести картины «Авиньонские девицы» Пикассо, «Женщина с гитарой» Брака, «На сенокосе» Малевича, «Натурщица» Татлина и др. Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства XX в., а также способствовал зарождению абстракционизма и его основных направлений — су-прематизма, футуризма, пуризма и др.
КУБИЗМ
франц. cubismе, от cube – куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907 г. и существовавшее до нач. 1920-х гг. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18 гг. Для произведений кубистов характерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимого мира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д.), преобладание прямых линий, острых граней. Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа от жизнеподобия. Образы выстраивались из отдельных, вырванных из естественного контекста элементов реальности. Объект изображался одновременно со многих точек зрения.
Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908 г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево – в виде цилиндра. Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо. Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему. Вскоре к этому направлению присоединились Ф. Леже, Р. Делоне, Х. Грис, А. Глез; скульпторы К. Бранкузи, А. Архипенко, Ж. Липшиц, О. Цадкин и многие др. Кубизм был попыткой разработки нового пластического языка, созвучного эпохе урбанизации и научно-технического прогресса. Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др. считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты. Кубисты геометризировали, упрощали формы предметов и живых существ, делали их подобными частям машин и механизмов, а неживые предметы, напротив, наделялись человеческими чувствами и поведением (П. Пикассо. «Танец с покрывалом», 1907). П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет, имеющий округлую форму, как квадрат.
Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14). На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру. Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Аналитический кубизм характеризуется исчезновением узнаваемых образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Зачастую применяется техника аппликации и коллажа.
К нач. 1920-х годов кубизм исчерпал себя, однако продолжал оказывать влияние на развитие искусства, в том числе русского. К. С. Малевич говорил о кубизме как об истоке своего творчества в книге «От кубизма к супрематизму». Одушевление неживых предметов и механизмов стало излюбленным приемом изобразительного искусства, мультипликации, рекламы 20–21 вв. Элементы пластического языка кубизма продолжают использоваться современными мастерами.
Термин «кубизм» впервые применил критик Л. Восель в 1908 г., описывая картины Жоржа Брака, в которых дом был изображен в виде куба, а дерево – в виде цилиндра. Одновременно с Браком к кубизму приходит П. Пикассо. Его картина «Авиньонские девицы» (1907) и последовавшие за ней произведения утвердили кубизм как новую пластическую систему. Вскоре к этому направлению присоединились Ф. Леже, Р. Делоне, Х. Грис, А. Глез; скульпторы К. Бранкузи, А. Архипенко, Ж. Липшиц, О. Цадкин и многие др. Кубизм был попыткой разработки нового пластического языка, созвучного эпохе урбанизации и научно-технического прогресса. Так, Ф. Леже, архитектор А. А. Веснин и др. считали высшим воплощением красоты не человеческое тело, а машины и самолеты. Кубисты геометризировали, упрощали формы предметов и живых существ, делали их подобными частям машин и механизмов, а неживые предметы, напротив, наделялись человеческими чувствами и поведением (П. Пикассо. «Танец с покрывалом», 1907). П. Пикассо говорил, что может изобразить предмет, имеющий округлую форму, как квадрат.
Кубизм прошел через несколько периодов развития, отражающих разные эстетические концепции: сезанновский (1907–09), аналитический (1910–12) и синтетический (1912–14). На первой, «сезанновской», стадии, Ж. Брак и П. Пикассо стали буквально воплощать совет П. Сезанна приближать формы предметов к конусу, шару и цилиндру. Одним из источников в формировании кубизма стало первобытное и африканское искусство. Аналитический кубизм характеризуется исчезновением узнаваемых образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Для синтетического кубизма характерно акцентирование живописной поверхности: цвет, фактура, линия используются для конструирования (синтезирования) нового объекта. Зачастую применяется техника аппликации и коллажа.
К нач. 1920-х годов кубизм исчерпал себя, однако продолжал оказывать влияние на развитие искусства, в том числе русского. К. С. Малевич говорил о кубизме как об истоке своего творчества в книге «От кубизма к супрематизму». Одушевление неживых предметов и механизмов стало излюбленным приемом изобразительного искусства, мультипликации, рекламы 20–21 вв. Элементы пластического языка кубизма продолжают использоваться современными мастерами.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007