КУИНДЖИ
КУИНДЖИ
Архип Иванович (1841–1910) — русский живописец-пейзажист. В ранний период испытал влияние И. К. Айвазовского. Во второй половине 1870-х гг. примкнул к передвижникам, в результате чего появился целый ряд картин, в которых пейзаж вызывал конкретные социальные ассоциации — «Забытая деревня» (1874), «Чумацкий тракт» (1875). В зрелый период своего творчества Куинджи стремился передать наиболее выразительные по освещению явления природы. Используя световые эффекты, интенсивные цвета, высокий горизонт и т.д. он добивался почти полной иллюзии освещения — «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «После грозы» (1879), «Ночь на Днепре» (1880). В 90-е гг. преподавал в петербургской Академии художеств, руководил там пейзажной мастерской. Среди его учеников — Н. К. Рерих.
КУИНДЖИ
Архип Иванович (1841, Мариуполь – 1910, Санкт-Петербург), русский живописец; пейзажист. Родился в семье грека-сапожника. Живописи обучался в мастерской признанного художника-мариниста И. К. Айвазовского под руководством его ученика А. И. Фесслера. Работал ретушером в фотоателье. В 1866 г. переехал в Санкт-Петербург, начал посещать Петербургскую академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1873 г. совершил первое заграничное путешествие в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Австрию. В 1875 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок; в 1880 г. вышел из него. Принял участие во Всемирной выставке в Париже (1878), где его картины имели большой успех.
Творчество Куинджи стоит несколько особняком в русской пейзажной живописи 19 в. В отличие от большинства современных ему мастеров, он никогда не работал с натуры. Не интересовали его и проблемы пленэра. Свои картины он писал от начала до конца в мастерской, работая по памяти и по воображению. Для его полотен характерны четкая построенность композиции, подчеркнутая декоративность, необычные эффекты освещения, солнечного или лунного («Украинская ночь», 1876; «Лунная ночь на Днепре», 1880). В картине «Березовая роща» (1879) летний, яркий солнечный свет заливает зеленую поляну, подчеркивая глубокие контрасты освещенных и затененных участков. Поражавшая современников светоносность пейзажей Куинджи во многом стала результатом его научных изысканий. Под руководством химика Д. И. Менделеева и физика Ф. Ф. Петрушевского он изучал влияние света на свойства красок в живописи.
Куинджи активно занимался благотворительной деятельностью, организовав в АХ денежный фонд для поддержки неимущих студентов. Руководил в Высшем художественном училище при Академии пейзажной мастерской. Среди его учеников были Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский. По инициативе учеников мастера было создано Общество художников им. А. И. Куинджи (1909–31). Куинджи пожертвовал в пользу Общества 150 тыс. рублей, большой участок земли в Крыму и завещал ему все свое состояние и творческое наследие.
Творчество Куинджи стоит несколько особняком в русской пейзажной живописи 19 в. В отличие от большинства современных ему мастеров, он никогда не работал с натуры. Не интересовали его и проблемы пленэра. Свои картины он писал от начала до конца в мастерской, работая по памяти и по воображению. Для его полотен характерны четкая построенность композиции, подчеркнутая декоративность, необычные эффекты освещения, солнечного или лунного («Украинская ночь», 1876; «Лунная ночь на Днепре», 1880). В картине «Березовая роща» (1879) летний, яркий солнечный свет заливает зеленую поляну, подчеркивая глубокие контрасты освещенных и затененных участков. Поражавшая современников светоносность пейзажей Куинджи во многом стала результатом его научных изысканий. Под руководством химика Д. И. Менделеева и физика Ф. Ф. Петрушевского он изучал влияние света на свойства красок в живописи.
Куинджи активно занимался благотворительной деятельностью, организовав в АХ денежный фонд для поддержки неимущих студентов. Руководил в Высшем художественном училище при Академии пейзажной мастерской. Среди его учеников были Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский. По инициативе учеников мастера было создано Общество художников им. А. И. Куинджи (1909–31). Куинджи пожертвовал в пользу Общества 150 тыс. рублей, большой участок земли в Крыму и завещал ему все свое состояние и творческое наследие.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007