КУЛЬТУРА США

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРА США
уникальная эмигрантская культура, начавшаяся складываться с момента открытия и колонизации Америки европейскими странами. Сами американцы ведут отсчет своей истории с прибытия в Америку корабля «Мейфлауэр», привезшего первых поселенцев из Англии. Англоязычный тип колонизации отличался от французского (освоение Севера Америки и Канады), больше связанного с торговлей, и ис-панского (Латинская Америка, юг Северной Америки), ориентированного на распространение католицизма. Его спецификой стало создание поселений, вытеснение коренного населения (а затем и его уничтожение) при господстве пуританских идей. Взгляды этих посе-ленцев заложили фундамент американской культуры, ее основные ценностные ориентиры, существующие до сегодняшнего дня. Поэтому в Америке всегда был достаточно жестким контроль над нравственной и духов-ной жизнью, а современная американская мораль го-раздо консервативнее западноевропейской.
С самого начала Америка воспринималась многими переселенцами как земля обетованная, убежище угнетенных. Поэтому утопические идеи сыграли большую роль в становлении США (достаточно почитать конституцию США, написанную отцамиоснователями). И, хотя далеко не все поселенцы попадали в Америку добровольно (негрырабы, китайцы, осужденные белые преступники), в американской культуре сформирова-лось характерное для нее представление об истории с чистого листа (отсюда и одно из названий Америки — Новый Свет), о новом человеке (Новый Адам) с новым мышлением. Отсюда — поражающая многих европей-цев легкость смены места жительства, работы, характерная для современных американцев. Отсюда — и островное мышление американцев, проявляющееся в легкости отношения к Европе и ее проблемам (туристическое мышление), провинциальность американской культуры.
Земля обетованная, к которой так стремились переселенцы, оказалась не слишком похожей на рай. Не-знакомая природа, которую нужно было научиться осваивать, местные жители, ставшие благодаря полити-ке самих переселенцев враждебно настроенными, — все это укрепило и развило строгость, трудолюбие, му-жество в перенесении невзгод, свойственные пуританскому сознанию. Так сформировался особый тип личности, живущий на фронтире — границе цивилизованного мира. Этим людям обычно не на кого было надеяться, только на самих себя. Поэтому индивидуа-лизм, труд, приводящий к личному успеху — отличительная черта американцев, — важнейшая ценность их культуры. Мерилом успеха обычно считаются деньги, вещи, их полезность и эффективность. Не случайно американцы не слишком преуспели в области художественного творчества, философии (единственным самостоятельным философским направлением, возник-шим в Америке, стал прагматизм). Зато развитие науки, техники, вера в прогресс — отличительная черта американской культуры. Долгое время (до 60-х гг. XX в.) считалось, что американская культура представляет собой «плавильный котел», в котором смешиваются различные культуры, принесенные эмигрантами, идет процесс аккультурации — смешения культур. В результате должна образоваться американская культура, представляющая собой в основном культуру белых американцев англосаксонско-го происхождения с незначительными добавками из других культур. Но действительность опровергла эту теорию. Выяснилось, что большое число иммигрантов во 2-ом и 3-ем поколениях продолжали сохранять свой родной язык и культуру. Поэтому в 70-е гг. сложилась концепция этнической мозаики — равноправия разных культур и народов, усиленно культивирующаяся сегодня в Америке, хотя расизм и дискриминация продол-жают существовать. Тем не менее, процессы аккульту-рации действительно происходили, и некоторые элементы других иммигрантских культур оказывали существенное влияние на современную американскую культуру. В XVII–XVIII вв. среди иммигрантов преобладали англичане (ядро американской нации), шот-ландцы, голландцы, немцы, ирландцы. Со второй половины XIX в. — выходцы из Скандинавии, итальянцы, жители Южной и Восточной Европы, Азии (китайцы). В XVII–XVIII вв. в Америку было вве-зено много негров-рабов. Не следует забывать и о коренных американцах — индейцах, которые хотя и были в большинстве уничтожены, все же оставили заметный след в американской культуре. От них оста-лось множество названий на географической карте Америки, а также некоторые особенности политического устройства США. Еще во времена колониально-го господства первые 13 колоний Новой Англии никак не могли договориться между собой о заключении со-юза против английского короля. Форма союза была позаимствована у ирокезского союза племен, оттуда же было взято неравное число выборщиков от разных штатов при выборах президента.
Большое влияние на американскую культуру оказа-ла негритянская культура, и сегодня являющаяся целым пластом в ней. Она начала формироваться с периода работорговли, когда суммарно в Америку было вывезено до 40 миллионов рабов. Поскольку негров вывозили из разных областей Африки, они были представителя-ми разных народов, рас, говорили на разных языках. Впервые многие из них встретились в Америке, где и началась выработка унифицированной культуры. Это было непросто, так как белые хозяева запрещали им говорить на родных языках, пользоваться предметами своей материальной культуры, отправлять религиозные культы. При этом белые не слишком торопились рас-пространять среди рабов идеи христианства. В этой обстановке начинает складываться этническое самосознание черных американцев, появляется стремление к свободе. Осваивают они и христианские идеи, весьма своеобразно преломившиеся в их культуре — активно использовался эзопов язык, библейские тексты воспринимались через призму идей освобождения, распространялись мессианские идеи наставления белых на путь истинный. Основной формой черной культуры становится духовная песня — спиричуэлз (песня печа-ли), т.к. все остальное было запрещено белыми. Позже появились соул и воспл. Они очень органично допол-нили религиозные гимны, сочинявшиеся белыми американцами (они пелись не только в церкви, но и вне ее). На рубеже XIX–XX вв. возник джаз, который из Нового Орлеана распространился по всей стране, а также блюз. Они являются синтезом африканской и европейской культуры. Постепенно начал складываться негритянский фольклор, в котором очень сильны идеи выживания и одоления. Прекрасным образцом могут служить «Сказки дядюшки Римуса», хорошо известные всем детям в мире.
Названные нами черты американской культуры нашли свое воплощение в художественной культуре США и, прежде всего, в литературе. Она начала фор-мироваться еще в колониальный период, поэтому в ней изначально были сильны пуританские и просветительские тенденции. Задачей американских писателей стало осознание особости американской истории и культуры, национального характера американцев. Это было сде-лано уже в литературе романтизма (XIX в.). Уже В. Ирвинг (1783–1859) в своих новеллах и, особенно, в «Рипе Ван Винкле» описывал специфический психологический склад американцев с их практицизмом и энергией, стремительные перемены в их жизни. Ф. Ку-пер (1789–1851) использовал форму исторического романа для показа национальной истории через призму жизни отдельного человека, создания эпоса (пента-логия «Кожаный Чулок»). Его герой фактически вопло-тил в себе черты национального американского типа.
Декларацией духовной самостоятельности Америки стало эссе «Американский ученый» Р. У. Эмерсона (1803–1882). Поэтические картины американской природы воспел Г. Д. Торо (1817–1862) в книге «Уолден, или Жизнь в лесу». Классиком мировой поэзии стал Г. У. Лонгфелло (1807–1882), автор «Песни о Гайавате», отразивший в ней ушедший мир индейцев. Г. Мелвилл (1819–1891) в «Моби Дике», в форме философской притчи, показал, что ждет Америку и все человечество, если будут развиваться современные ему тенденции общественного развития. Становлению американского реализма способствовали стихи У. Уитмена (1819–1892), а вершиной его стало творчество М. Твена (1835–1910). XX в. заметно снижает роль пуританизма в
 литературе, включает ее в европейские художественные процессы, заметно разнообразит жанры. Появляется все больше крупных писателей, что, очевидно, связано с дальнейшим структурированием и становлением национального самосознания, избавлением его от провинциализма. Среди этих авторов — О. Генри, Т. Драйзер, Дж. Лондон, Т. Элиот, Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд и, конечно, У. Фолкнер. Также нужно отметить творчество Ю. О?Нила — крупнейше-го драматурга Америки. В их произведениях создается широкая картина современной им американской действительности, жизни типичного «среднего» американ-ца, социально-психологические и философские иссле-дования человека, выживающего в современном мире.
Вообще все значимые достижения американской культуры принадлежат, в основном, XX в. и связаны с массовой культурой. Это относится к музыке. Нацио-нальная композиторская школа сложилась в Америке лишь в 20–30-е гг. XX в. Ее наибольшие успехи связаны с популярной музыкой — в стиле кантри и, конечно, знаменитыми бродвейскими мюзиклами («Моя пре-красная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и др.). В 60–70-е гг. особым успехом стала пользоваться рок-опера («Волосы» Г. Мак-Дермота и др.).
Но самым большим достижением американской культуры, бесспорно, является кино, ставшее наглядным воплощением «американской мечты», занимающее ведущее место в массовой культуре. Уже к 20-м гг. сложились основные жанры — вестерны, мелодрама, историческая и психологическая драма, боевик, фильм «ужасов». Среди лучших американских кинорежиссеров — С. Кубрик, Ф. Коппола, С. Полак, А. Хичкок и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012