Культура в начале ХХ в

Найдено 1 определение
Культура в начале ХХ в.

15–20 лет конца ХIХ– начала ХХ в. стали Серебряным веком русской культуры, временем модернизма в искусстве, крупных мировых достижений в науке.
Образование. Около четверти населения России к 1914 г. было грамотным. В начале ХХ в. значительно увеличилось количество начальных, земских и церковноприходских, школ. Развивалось педагогическое образование. Все больше открывалось профессиональных и коммерческих училищ. Студенты высших учебных заведений активно втягивались в политическую борьбу. Появляются «народные вузы на средства благотворителей (университет А. Л. Шанявского, пединститут П. Г. Шелапутина и др.).
Наука. И. П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности, об условных и безусловных рефлексах (в 1904 г. награжден Нобелевской премией). И. И. Мечников обосновал теорию иммунитета, вел активную борьбу с эпидемиями (в 1908 г. стал лауреатом Нобелевской премии). К. А. Тимирязевым создана русская школа физиологии растений. В. И. Вернадский стал одним из основателей новой науки – геохимии, создал учение о ноосфере. К. Э. Циолковский развил теорию практической космонавтики. Н. Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики. Большой вклад в развитие физики внес П. И. Лебедев. Начало русскому самолетостроению положил И. И. Сикорский. В общественные науки значительный вклад внесли В. О. Ключевский, П. Н. Милюков, С. Ф. Платонов и др. Сформировалось особое направление в философии – русская религиозная философия, представленная именами В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, К. Н. Леонтьева. В 1909 г. несколько известных русских публицистов, обществоведов и философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А. С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А. Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В нем отвергался революционный путь развития, и содержался призыв идти к религиозному сознанию, соединению знания и веры. В это же время идеи марксизма развивали Г. В. Плеханов, В. И. Ленин.
Литература. Кризисные черты русской жизни оказали мощное воздействие на русскую литературу. В ней, с одной стороны, продолжался расцвет критического реализма, унаследованного от ХIХ в. Завершается творчество Л. Н. Толстого («Воскресенье», 1899 г.; «Живой труп», 1903 г.; «ХаджиМурат», 1904 г.). А. П. Чехов в последние годы жизни пишет пьесы «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904), рассказы. Социальнопсихологические проблемы глубоко отражены в творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. Н. Толстого, А. М. Горького, В. Г. Короленко и др. С другой стороны, в литературе возникают модернистские течения – символизм, акмеизм, футуризм, которые обозначают часто понятием «декоданс» (упадничество). Объединяющая их черта – отказ от отображения окружающей действительности, скучной и пугающе опасной. Поэты и прозаики модернистских направлений (символисты А. А. Блок, Ф. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Андрей Белый, акмеисты Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Мандельштам, футуристы В. Маяковский, В. Хлебников и др.) стремились создавать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, для этого шли поиски новых выразительных средств искусства.
Искусство. Живопись. В живописи также существовали два направления: реализм и модернизм. В русле реализма продолжалось творчество И. Е. Репина («Заседание Государственного совета»), В. А. Серова (портрет М. Н. Ермоловой). В это же время возникали группировки художников, отрицавших реализм передвижников. В 1898 г. во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым было создано общество «Мир искусства». В него входили Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова и др. «Мирискусники» стремились изображать вечные темы искусства, а не грубые реалии жизни. М. А. Врубель развивал символизм в своем искусстве («Пан», «Демон»). Группа «Бубновый валет» также выступала против реализма, но она не имела единой программы: в группу входили и символисты, и футуристы, и кубисты. Например, П. Н. Филонов и Д. В. Кандинский.
Скульптура. Архитектура. Своим искусством прославились А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, С. М. Волнухин. В архитектуре утвердился стиль эклектики: здание Политехнического музея в Москве, главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В. М. Васнецова, здание Казанского вокзала в Москве (архитектор А. В. Щусев). Эклектика сменяется модерном с использованием новых конструктивных средств, свободной планировкой, убранством, индивидуальностью зданий (дом Рябушинского в Москве, здание Ярославского вокзала, здание Московского Художественного академического театра, построенные архитектором Ф. О. Шехтелем).
Музыка. В музыке, как и в других видах искусства конца ХIХ – начала ХХ в., соседствуют два направления. Продолжалось творчество Н. А. РимскогоКорсакова (оперы «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китиже», «Золотой петушок»). Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности характеризует творчество композиторов А. Н. Скрябина («Поэма экстаза»), А. К. Глазунова (балет «Раймонда»), С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И. Ф. Стравинского (балет «Петрушка»). В начале ХХ в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры, во многом благодаря «Русским сезонам», организованным в 1907–1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.

Источник: История. Полный справочник