Культурная революция в СССР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Культурная революция в СССР
коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.
Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.
Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.
В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.
В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.
Главным ориентиром в общественнополитических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б)» под редакцией И. В. Сталина.

Источник: История. Полный справочник

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СССР
составная часть социалистических преобразований в стране, коренной переворот в духовной жизни советского общества.
В.И. Ленин выдвинул положение о необходимости культурной революции как обязательном условии построения социализма. Он подчеркивал: «Не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры».
В 1939 в Отчетном докладе на ХVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) И.В. Сталин говорил: «Продолжающийся подъем промышленности и сельского хозяйства не мог не привести и действительно привел к новому росту материального и культурного положения народа». Он подчеркивал, что культурное положение народа и его подъем шли вслед за подъемом материального положения народа. С точки зрения культурного развития народа отчетный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобщеобязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, – такова общая картина культурного подъема народа. И. В.Сталин отметил, что нарождение новой, народной, социалистической интеллигенции является одним из самых важных результатов культурной революции в нашей стране. Утверждалась социалистическая культура, шла перестройка быта.
При И.В. Сталине сложилась замечательная традиция проводить торжественные всесоюзные мероприятия, посвященные памяти выдающихся деятелей культуры народов СССР: А. С. Пушкина, Ш. Руставели, А. Навои, Низами Гянджеви, Т.Г. Шевченко, Х. Абовяна и многих других.
В Москве постоянно проводились декады культуры различных республик: Украины, Грузии, Туркмении и других, давались спектакли ведущих театров страны, устраивались концерты ведущих мастеров искусства. Многие из них непременно посещал И.В. Сталин, другие руководители партии и правительства. В честь деятелей культуры правительство устраивало приемы в Кремле.
Так, на правительственном приеме в конце 30‑х годов в честь участников декады таджикского искусства И.В. Сталин провозгласил три тоста:
«У нас, – говорил он, – есть привычка славословить в адрес живущих вождей и непомерно ругать ушедших из жизни. Но есть одно имя, которое не нуждается в славословии и о котором, сколько бы мы ни говорили хорошего, мы до конца не раскроем всего великого значения его деятельности. Имя это – Ленин. Мой первый тост: «За Ленина – создателя и вождя нашей партии коммунистов!».
Сила нашего государства, – продолжал Сталин, – заключается в нерушимом единстве Коммунистической партии и народа. Это позволяет нам двигаться вперед. Мой второй тост: «За несокрушимое единство партии коммунистов и народа!»
Мы, отметил Сталин, стали свидетелями выступлений замечательных мастеров искусства талантливого таджикского народа. Одного из древних народов, сохранившего славные традиции прошлого и приумножившего богатство своей культуры за годы Советской власти. Мы будем сильны и непобедимы, пока у нас есть дружба народов. И, наконец, мой третий тост: «За нерушимую дружбу наших народов!»».
Социалистическая культура развивает человека, духовно его обогащает. И.В. Сталин отмечал: «Есть классовая подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создается на ритмах, заимствованных у сект «трясунов», «танцы» которых, доводя людей до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки. Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом, чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких светлых идеалах думать не может, превращается в скота, его бесполезно призывать к революции, к построению коммунизма. Как видите, музыка тоже воюет».
И.В. Сталин говорил, что в 1944 ему довелось прочитать инструкцию, написанную одним офицером английской разведки, которая была озаглавлена: «Как использовать формалистическую музыку для разложения войск противника».
Эти напоминания нелишние и сегодня!

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
73.36 кб

"Культурная революция": становление системы парков культуры и отдыха в СССР 1928-1941 гг

Голбин Артем
В статье рассматривается процесс становления системы парков культуры и отдыха (1928-1941 гг.

Похожие термины:

  • Культурная революция в СССР: была ли она

    Как известно, термин «культурная революция» был введен в оборот В. И. Лениным в 1923 г. Он утверждал, что «полное кооперирование невозможно без целой культурной революции, что «для нас достаточно теп