КУРОС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУРОС
в искусстве древнегреческой архаики статуя юноши-атлета, обычно обнаженного.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Курос
(греч. юноша), принятое в археологии обозначение архаич. скульптурного изображения человеч. фигуры, которое достигло уровня монументальной скульптуры в 7 — 6 вв. до н. э. (по образцу вост. типов). К. — мужское соответствие коре и, подобно коре, является вотивной или погребальной статуей; прежде К. трактовался главным образом как статуя Аполлона, в наст, время преим. как изображение юноши, однако, скорее всего, представляет собой изображение мужской фигуры вообще.

Источник: Словарь античности. 1989

Курос
греч. юноша)
   канонический тип культовой, надгробной или посвятительной статуи в др.-гр. архаической скульптуре (VII - VI до н. э.). К. явл. собой совершенно прямо стоящую обнаженную мужскую фигуру с выдвинутой левой ногой, руками, опущенными вдоль тела и прижатыми к бедрам. Этот канон К. был заим. греками из Египта. На губах застыла т. н. «архаическая улыбка». Куросов называли «архаическими Аполлонами»; действительно, среди неск. десятков К., сохранившихся до наших дней, больш-во происходит из святилищ Аполлона. В иных случаях К. сохранили надписи, определенно свид-вующие, что это изваяние не бога, а смертного, - таковы «Дельфийские близнецы», Клеобис и Битон.
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

КУРОС
греч. kuros – юноша), статуя обнаженного юноши в древнегреческой скульптуре периода архаики (7–6 вв. до н. э.). В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона (Аполлон Тенейский, 6 в. до н. э.), и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний (парные статуи Клеобиса и Битона, скульптор Полимед Аргосский, нач. 6 в. до н. э.). Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками (надгробная статуя Кройса, ок. 520 г. до н. э.). В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперед. При этом фигура остается строго фронтальной (чтобы сохранить ее незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

КУРОС
(греч. Kuros— юноша) — в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, об-наженного. Этот тип статуи возник в искусстве периода архаики в VII в. до н.э. Долгое время куросов называли архаическими аполлонами, так как считалось, что это изображение бога. Постепенно куросов стали считать идеалом физического совершенства героя-атлета и во-ина. В них чувствуется влияние монументальной еги-петской скульптуры, хорошо известной грекам. Поэто-
 му им свойственна некоторая статичность, торжест-венность, руки опущены и прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки совсем как в египетских изваяниях. Но постепенно трактовка тела смягчается, формы его округляются, руки сгибаются в локтях, поза становится менее напряженной. На губах куросов появляется так называемая «архаическая улыбка». Как и статуи кор (они соответствовали куросам), куросов раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, но это лишь усиливало общую декоративность. Лица куросов, как и кор, не индивидуализировались, а обобщались, фигуры их подчеркивали сдержанность, мужественность и силу.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012