Куш Манара

Найдено 1 определение
«Куш Манара»
старейшая из сохранившихся на тер. Оренб. обл. мечетей в с. Тат. Каргала Сакмарского р-на. Постройка 8-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы) была начата купцом Магди Кайсаровым и завершена после его смерти сыном Мухаммедрахимом Магдиевым в 1795 г. по видоизмененному «типовому проекту» для Сибири 1782 г. Представляла собой каменное 2-этажное здание, квадратное в основании, с купольной крышей и двумя минаретами, фланкирующими вход. В 1861 г. насчитывала 667 прихожан (351 муж. и 316 жен.), в 1872 г. – 712 (соотв. 350 и 362), в 1890 г. – 663 (334 и 329), в 1908 г. – 700 (340 и 360). Старшие имамы до 1917 г.: Нугман Мавлютов (1795–1833), Бадретдин Сейфульмулюкович Газизов (1833–78), Абдрахман Бадретдинович Газизов (1878–94), Абдулмахзян Гисматуллин (1894–1912), Мухамади Мухаммедфатыхович Мусин (с 1912 г.). При мечети действовало медресе, где в нач. XIX в. преподавал знаменитый педагог, хафиз и поэт Валитдин б. Хасан аль-Багдади. В 1810 г. здесь обучались 17 чел., а в 1842 г. – уже до 130. Мечеть была закрыта в 1934 г., а оба ее минарета снесены. Либерализация религиозной политики сов. гос-ва после Великой Отечественной войны создала условия для возрождения местной общины. По ходатайству верующих 26.10.1946 г. было официально зарегистрировано местное мус. религиозное общество с. Тат. Каргала. 21.12.1946 г. был подписан договор о передаче в его пользование здания мечети, которое пустовало и разрушалось со времени закрытия. В 1946–60 гг. местным имамом был Х.Г. Даутов, при котором мечеть была отремонтирована, начались регулярные богослужения, в 1953 г. одной их первых в области была установлена ширма, за которой могли молиться женщины. В 1940-е гг. посещаемость мечети составляла в будни 12–15 верующих, а по пятницам – 25–30 чел., но в 1950–70-е гг. стабилизировалась на уровне 40–50 чел., собиравшихся на пятничную молитву. В дни религиозных праздников кол-во верующих в мечети возросло до 250–300 чел. С 1960 г. муллой стал Р.Г. Нигматуллин. При нем в рамках ужесточения общеполитич. курса мечеть К.М.была закрыта на протяжении 3 месяцев в 1963 г., но впоследствии эти действия были признаны грубым администрированием, и мечеть продолжила свою работу. В целом оренб. и каргалинская мечети были единственными мечетями, которые активно действовали при сов. власти на протяжении всех послевоенных десятилетий. В 1992 г. имамом-хатыбом с. Тат. Каргала стал Р.Ф. Файзуллин. С этого времени при мечети К.М. действует воскресная школа по изучению основ ислама и арабского яз., библиотека исламской литературы, с 1995 г. организуются мус. детские лагеря, с 2005 г. открыты курсы для взрослых, которые планируется преобразовать в медресе «Нур» («Свет»), ведется строительство учебного комплекса. Местная мус. религиозная организация является одной из наиболее активных в Оренб. обл., использует новые технологии и методы работы с населением: с 14.09.2001 г. издает газету «Оренб. минарет», с ноября 2007 г. открыла благотв. отдел «Родник», летом 2008 г. запустила единственный в области мус. интернетсайт «Ислам-Каргала» и т.д. Лит.: ГАОО, ф. 11, оп. 1, д. 938, л. 12 об. – 13; оп. 2, д. 3577, л. 128; ГАОО, ф. 6, оп. 6, д. 11811, л. 8; Моргунов К.А. Религиозная жизнь в с. Татарская Каргала в послевоенные десятилетия // Из истории татар Оренбуржья (к 260-летию Татарской Каргалы). – Оренбург, 2005, с. 79–88; НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 386, л. 20; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 8, д. 8036, л. 21 об. – 22; оп. 10, д. 97, л. 95. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009