Кушайри Абд аль–Карим

Найдено 1 определение
Кушайри Абд аль–Карим
375/986–464/1072)–выдающийся мусульманский ученыйшафиит, ашаритский мутакаллим, один из классиков суфизма. Полное имя с куньей Абу аль–Касим Абд аль–Карим ибн Хавазан аль–Кушайри. Родился в селении Устува в окрестностях Нишапура. По происхождению аль–Кушайри был арабом. С ранних лет изучал различные религиозные науки. В юношеском возрасте отправился в Нишапур, где стал учеником известного суфияашарита Абу Али адДаххака. После смерти своего учителя, он занял его место в медресе. Он также учился шафиитскому праву (фикху) у Абу Бакра атТуси, а ашаритскому каламу у Абу Исхака аль–Исфараини и Ибн Фурака. После этого преподавал в медресе эти предметы и вскоре стал одним из самых известных ученых исламского мира. После 439/1048 года в Нишапуре происходили конфликты на религиозной почве между двумя правоверными школами–матуридийскоханафитской и ашаритскошафиитской, одним из лидеров которой был аль–Кушайри. Однако позиции ашаритов оказались слабее, так как матуридиты пользовались поддержкой сельджукских властей, и в частности визиря аль–Кундури. По этой причине аль–Кушайри подвергся гонениям и был арестован. После освобождения он был вынужден уехать в Багдад, где также пользовался большой популярностью и преподавал при дворе халифа аль–Каима. Аль–Кушайри вернулся в Нишапур только после 455/1063 года, когда визирь аль–Кундури попал в опалу и был казнен. Здесь он продолжил свою преподавательскую и творческую жизнь вплоть до своей смерти. Аль–Кушайри был автором большого количества работ по различным ас–пектам доктрины и права исламской религии. Однако наибольшую известность он приобрел благодаря ряду фундаментальных работ по истории, теории и практике тасаввуфа. Его трактат по различным аспектам тасаввуфа (Рисаля фи Ильм атТасаввуф) стал одним из самых авторитетных сочинений в области тасаввуфа. В этой работе он разъяснил суфийскую терминологию, написал биографии знаменитых суфиев. В своих сочинениях аль–Кушайри старался показать, что тасаввуф является неотъемлемой частью учения Ислама, так как он рассматривает и изучает духовные аспекты исламской религии. По этой причине он не противоречит ортодоксальной религии. Этим самым аль–Кушайри пытался сблизить позиции ортодоксального Ислама и суфизма, устранить противоречия между ними. После него эту задачу решал и более последовательно изложил Мухаммад аль–Газали.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007