Кутейников, Николай Евлампиевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУТЕЙНИКОВ Николай Евлампиевич
[28.3(9.4). 1845 — 25.4(8.5).1906, Санкт-Петербург], ученыйкораблестроитель, генерал-лейтенант по Адмиралтейству (1904). Окончил инженерное и артиллерийское училища морского ведомства (1864), Академический курс морских наук (1866). Служил на судостроительных заводах Санкт-Петербурга, участвовал в 1869 в постройке мониторов типа «Ураган» и фрегата «Князь Пожарский», в 1871— 1873 — в проектировании броненосца «Петр Великий», в 1874-1877 разработал несколько проектов броненосных кораблей и фрегатов. В 1878 командирован на завод В. Крампа в Филадельфии (США) для наблюдения за постройкой клипера «Забияка» и переоборудованием коммерческих пароходов в крейсеры «Азов», «Африка», «Европа». С 1880 старший строитель броненосного фрегата (крейсера) «Дмитрий Донской» в Новом Адмиралтействе (Санкт-Петербург), затем наблюдающий за постройкой броненосца «Император Николай I» на Галерном острове. В 1884 назначен исполняющим обязанности члена кораблестроительного отдела Морского технического комитета (МТК). С 1892 исполнял должность помощника, а с 1895 по 1905 главный инспектор кораблестроения и начальник кораблестроительного отдела МТК. По его инициативе в Санкт-Петербурге создан Политехнический институт с кораблестроительным факультетом (1901) и открыт Опытовый судостроительный бассейн (1894). С сентября 1905 в отставке. Генерал-фельдмаршал, князь Голенищев-Кутузов Смоленский. Август 1812 г. Гравюра

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Кутейников, Николай Евлампиевич

— корабел. инженер, известный своими работами по постройке флота в период от введения брони и паров. двигателя до русско-японской войны, род. в 1854 г., образование получил в Инж. и артиллер. училище мор. ведомства и в Офицер. классах, преобразованных затем в Мор. академию. Первые годы своей службы провел под руководством адм. Попова, участвуя в разработке его проектов судов, и состоял преподавателем Инж. училища. В 1878—1879 гг., участвуя в составе американской экспедиции кап.-лейт. Семечкина, руководил постройкой в Филадельфии, на заводе В. Крампа, быстроходн. крейсера "Забияка" и переделкой в крейсера коммерческ. пароходов. Будучи строителем фрегата "Дмитрий Донской" в СПб. адмиралтействе, К. предложил и разработал много деталей, принятых и для последующих судов флота (привод для заваливания S-образных шлюпбалок, крышки горловин и проч.). Проведя затем постройку бр-сца "Имп. Николай I" на заводе Франко-Рус. общ-ва в кач-ве правит. инженера, К. в 1890 г. был приглашен на службу в мор. техн. комитет, где в кач-ве инспектора и глав. инспектора кораблестроения прослужил до 1905 г., руководя проектир-нием и постройкой многих воен. судов; при его непосред-ном участии был создан проект первого русск. крейсера дальнего плавания "Рюрик". К. явился автором ценза для оценки деятельности кораб. инженеров и положения о вознаграждении их за постройку судов. Под руководством К. воспитывались теоретически и практически многие современ. кораблестроители, а также получили спец. мор. техн. образ-ние Вел. Кн. Константин и Дмитрий Константинович и Александр Михайлович. Умер в 1906 г. в чине г.-л.


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008