одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, во многом связанным с помощью чудодейственных средств и нечистой силы. Согласно старинным поверьям, кузнецу в его работе помогает черт, он замешан в колдовстве и чародействе. Связанное с колдовством слово "козни" происходит от понятия "кузнец".
В древнерусской языческой мифологии покровителем кузнецов был бог Сварог, который, в частности, в "Повести временных лет" отождествлялся с греческим богом-кузнецом Гефестом. Христианскими покровителями кузнецов были свв. Косма и Дамиан.
КУЗНЕЦ
КУЗНЕЦ
Кузнец
евр. хореш барзель. Кузнец и его ремесло упоминаются часто в Библии. В Быт. 4:22 читаем о первом кузнеце Тувалкаине. Прежде, как и теперь, кузнецы употребляли в своем ремесле разные инструменты, как, напр., наковальню, молот (Ис. 41:7), клещи (Ис. 6:6), резцы (Исх. 32:4), мехи (Иер. 6:29), плавильню (Прит. 17:3) и горнило (Иез. 22:18). Кузнецы умели лить (Исх. 25: 12; 2637), паять (Ис. 41:7), полировать (3 Цар. 7:45), раскатывать металл в тонкие листы (Чис. 16:39), напр., золото (тонкими листами оклад идолов (Кн. Ис. 46:6 [16] и другие предметы. Смотря по роду металла, мы читаем о кузнецах, обрабатывающих железо (Ис. 44:12), медь (3Цар. 7: 14), золото и серебро (Суд. 17:4; Деян. 19:24); Срав. 1 Цар. 22:15 и дал. Победители иногда умышленно выводили из покоренной страны всех ремесленников, а в особенности кузнецов, изготовляющих всякое вооружение (4 Цар. 24:14 и дал.; Мер. 24:1; 29:2; 1 Цар. 13:19 и дал.). В Ис. 44:12 живописно рисуется труд мастера над металлом, когда тот обрабатывает его, чтобы сделать себе идола: «и трудится над ним сильною рукою, до того, что становится голоден и бессилен; не•пьет воды и изнемогает». В Ис. 41:7 говорится о кузнеце, золотых дел мастере и разглаживающем железные листы молотом, что они помогают друг другу при изготовлении идола и укрепляют его гвоздями, чтобы он твердо стоял.
Кузнец
в греч. яз. слово, обозначающее профессию К., сохранилось от др. бронзового века (chalkeus — мастер по меди и бронзе). Время кочующего К. миновало; К. приобрел круг постоянных клиентов. Из-за высокой стоимости обрабатываемого металла к услугам К. обращались сравнительно редко. Поэтому они были заинтересованы в развитии тс родских центров, где не было бы недостатка в закачиках. Об уважении к К. свидетельствует тот факт что их искусный, хотя и увечный бот Гефест был прг нят на Олимп. Разностороннее мастерство К. нашлс отражение в анекдотах, шутках и легендах. Большинство орудий труда изготовлялось из дерева, потому осн. изделиями К. были ножи, топоры, крючки различных видов, серпы, лемеха и оружие, реже — ободья для колес, гвозди, иглы, различные орудия труда для ремесленников и рудокопов. Работа с кузнечными мехами и у горна требовала разделения труда. К. имел подмастерьев и учеников. Его мастерская была полна различных инструментов. Нередко он изготовлял не только грубые изделия, но и украшения из бронзы и серебра. В Риме социальный статус К. в осн. не изменился. Только в обозначении профессии стало доминировать слово «железо» (faber ferrarius — мастер по железу). К кон. республиканского периода и во времена Империи у К. появились торговые лавки, где они выставляли свои товары на продажу, поскольку уже не работали исключительно по заказам отдельных клиентов. Кроме того, усилилась дифференциация К., которые стали работать с разными металлами и пр конкретным видам изделий.
рис. 1. Рисунок на aттической краснофигурной вазе для питья работы гончара Евфрония, 6-5 вв. до н. э.(3ападный Берлин, Государственный музей. Античное отделение).
рис. 2. Плита с римского надгробия над могилой кузнеца, нач н э. Macтep сидит около горна перед наковальней, подмастерье еyeт; у левого края плиты виднв рукоятка кузнечных мехов, сверху висят инструменты.
рис. 3. Двухкамерный кузнечный мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи).
рис. 1. Рисунок на aттической краснофигурной вазе для питья работы гончара Евфрония, 6-5 вв. до н. э.(3ападный Берлин, Государственный музей. Античное отделение).
рис. 2. Плита с римского надгробия над могилой кузнеца, нач н э. Macтep сидит около горна перед наковальней, подмастерье еyeт; у левого края плиты виднв рукоятка кузнечных мехов, сверху висят инструменты.
рис. 3. Двухкамерный кузнечный мех с теплозащитным экраном (по надгробному рельефному изображению в Аквилеях времен средней императорской эпохи).
Источник: Словарь античности. 1989