Ла Тур, Морис

Найдено 1 определение
Ла Тур, Морис
Кантен де (La Tour, Maurice Quentin de) 1704, Сен-Кантен — 1788, Сен-Кантен. Французский живописец. Работал в технике пастели. Ла Тур, выросший в провинции, не получил в молодости систематического художественного образования в сколько-нибудь известной живописной мастерской. Посетил Реймс, Камбре (1724), Англию (ок. 1725), Голландию (1766). Работал в Париже и Сен-Кантене. Начал использовать технику пастели, вероятнее всего, под влиянием итальянки Р. Каррьера, от которой его, впрочем, выгодно отличала способность к быстрой передаче портретного сходства. Первый из его известных портретов — Портрет Вольтера (1731), сохранившийся только в гравюре Ланглуа. С этого момента Ла Тур становится знаменитым в Париже портретистом, а в 1646 — академиком за Портрет художника Рету (Париж, Лувр), с 1750 — "живописцем короля". В 1740-е выполняет серию больших репрезентативных портретов, в которых, соблюдая все жанровые требования, не изменяет своему стремлению к глубокой психологической характеристике персонажа. Среди самых известных работ этого периода — Портрет Дюваля д’Эпине (1745, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), Портрет Марии Лещинской (1748, Париж, Лувр), Портрет маршала Морица Саксонского (1748, Дрезден, Картинная галерея). Все они существенно отличаются от обычных официальных портретов этой эпохи глубоким проникновением в характер портретируемого, ощущением близкого, даже доверительного контакта со зрителем, метко схваченным, сильным и живым выражением. К 1750-м Ла Тур решительно меняет круг заказчиков, теряет интерес к придворной среде и погружается в атмосферу интеллектуальной жизни Парижа. Результатом его удивительной активности в эти годы стали 18 портретов, представленных в Салон 1753. Теперь это совсем другой круг персонажей — философы и ученые, писатели и артисты: Ж. Л. Д’Аламбер (Париж, Лувр), Ж.-Ж. Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и др. В этих портретах еще ярче проявилось умение Ла Тура показать зрителю не только живое, полное мысли и чувства лицо, но и скрытую, внутреннюю, душевную жизнь персонажа. Его проницательный, аналитический взгляд всегда угадывает самые важные черты и пружины характера, даже если он всматривается в самого себя, как в знаменитых автопортретах (1751, Амьен, Музей Пикардии; 1757, Париж, Лувр). Особое место в его творчестве принадлежит подготовительным рисункам и этюдам. В них ярче всего проявилась свойственная Ла Туру манера поиска мгновений выразительности, нюансов, оттенков выражений, открывающих подлинное содержание характера. В этом ему не было равных, как и в живописном мастерстве — в нежном, жемчужном колорите, быстрой смене теплых и холодных оттенков, в солнечной, пронизанной светом поверхности изображения. К сожалению, творческая энергия рано оставила Ла Тура, в начале 1760-х он вдруг принялся переделывать свои ранние работы и вскоре оставил живопись.
Лит.: Золотов Ю. К. Морис Кантен де Латур. М., 1960; Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Bernard A. Latour, la vie et l’?uvre de l’artiste. Paris, 1928; Leroy A. Maurice Quentin de La Tour. Paris, 1933.
Н. Золотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006