ЛАДЬЕВИДНЫХ ТОПОРОВ КУЛЬТУРАЛАДЬЯ  ВЕЧНОСТИ

Ладья

Найдено 9 определений термина Ладья

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАД

эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Ладья

быстроходная однодеревка, лодка из выскобленных стволов огромных деревьев, с веслами или под парусами, рассчитанная на несколько сот пудов груза или экипаж в 40-50 человек.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарик

ЛАДЬЯ

морское и речное набойное судно древних славян. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Имела весла в один ряд, парус, отличалась малой осадкой, могла принимать на борт до 40 и более человек с провиантом и снаряжением. С XII в. появились палубные ладьи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь вооружений

ЛАДА

   • Lad?,

         ????, небольшой остров у карийского берега, находящийся против города Милета и защищавший его гавань. Hdt. 6, 7. Arr. 1, 18, 4. 19, 3. 9. Strab. 14, 635. Здесь в 494 г. до Р. X. персы разбили флот малоазиатских греков, после чего Милет был разрушен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ЛАД

одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. "Лад всего дороже", "Мир да лад, тишь да крышь", "Дело пошло на лад".

Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В.И. Белова "Лад" (1982).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

ЛАДА (Ладо)

в древнерусской языческой мифологии богиня любви, брака, благополучия, веселья. Особые обряды почитания ей устраивались весной и летом, сочетались они обычно с праздниками Леля и Ярилы. Отголоски их сохранились в песнях и хороводах на Троицу (см.: Троицкие гуляния), Семик и Иванов день. С корнем "лад" связаны многие слова брачного значения. Лад - супружеское согласие, основанное на любви; ладить - жить любовно; ладковать - сватать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. В Древней Руси любимых называли Лада (напр., "Слово о полку Игореве").

О. П.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

ЛАД

выдающееся произведение русского писателя В.И. Белова, посвященное русской народной эстетике, своего рода словарь народного быта. Впервые опубликовано в 1982. Лад в народной жизни - стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе, труде и быте. На конкретных примерах жизни русского народа Белов раскрывает красоту, мудрость и глубину народных представлений, традиций и обычаев. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. "Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии" (В.И. Белов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Лада

Лада - имя славянской богини. Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем ""Синопсисе"" говорить: ""четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати"". Автор ""Синопсиса"" почерпал свои сведения о языческих богах из польских историков Кромера и Стрыйковского; Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки ""ладо"", встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке ""ай лену"" (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни (""Объяснения малорусских и сродных народных песен""), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев ""ладо"" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: ""Ай дид, ой ладо"", ""диди-лади, ди-диладушки"", ""ой диди ладу"", ""диди ладой"", ""ой дид ладо"", ""ладо, ладо, ладо мое"" и другие. Как в Саратовской губернии говорят ""давайте дидикать"", то есть играть хороводные песни, от припева ""диди"", так сербохорватский припев ""ладо"" дал производный глагол ""ладати"", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово ""лада"" - старинное русское; в ""Слове о полку Игореве"" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде (""я ищу себе ладу милую""), частью в среднем (""мое ладо ревниво""). Потебня предполагает, что ""лада"" собственно значило ""ровня, пара"" (срав. ладен - ровный, четный). Точно уяснить значение припева ""ладо"" и прочее до сих пор не удается; неясна и грамматическая форма, но, во всяком случае, нет достаточного основания выводить из этого припева имя богини и сопоставлять ее с мифологическими личностями других народов. Вс. Миллер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Лада

, Йозеф (Lada, Josef) 1887, Грусицы близ Праги — 1957, Прага. Чешский график, живописец, театральный художник. Начинал трудовую деятельность в одной из переплетных мастерских Праги (в 1902), где познакомился со многими современными книгами и журналами. Профессиональное обучение начал на вечерних курсах рисования при пражском Художественно-промышленном училище (1905—1906), продолжил в самом Училище (1906—1907). Тогда же стал сотрудничать в юмористической периодике, а также оформлял книги для детей. После Первой мировой войны прославился иллюстрациями к роману Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка. Член Общества художников "Манес" (с 1926) и объединения чешских графиков "Голлар". В 1947 получил звание народного художника. Творчество Й. Лады известно широкой публике, в первую очередь, благодаря рисункам к Похождениям бравого солдата Швейка, созданным художником в середине 1920-х. Появившиеся сначала в виде приложения к журналу Чешское слово в 1923—1924 и насчитывавшие 540 листов, рисунки были изданы отдельной книгой в 1926. Мастер нашел удивительно адекватный поэтике и стилистике романа образ главного героя. Деланная наивность речей и поступков этого персонажа, демонстративная послушность грозному начальству — все эти свойства характера Швейка, сделавшие его сатирическим символом армейской системы старой Австро-Венгрии, воплощены в нарочито упрощенном, графическом изображении этого "бравого солдата". Лаконизм рисунка, при котором линия очерчивает лишь контур фигур, а объем намечен немногими штрихами внутри контура, не только не мешает выразительности, но и способствует акцентировке основного смысла каждой иллюстрации. Значительную роль в доходчивости образов играет прием шаржированного подчеркивания их жестов и мимики. Много позднее, в 1953—1954, Лада создал цветной вариант иллюстраций к Швейку, насчитывающий 212 рисунков (издание осуществлено в 1955). Светлые нежные тона колорита, почти лишенные цветовой модуляции, хорошо соответствуют притчевой, сказовой манере литературного оригинала. Лада много работал для детской книги, он иллюстрировал сказки, сборники пословиц и поговорок, народные песни. Одной из первых подобных книг была Моя азбука, опубликованная еще в 1911, а потом неоднократно переиздававшаяся. Художник занимался и станковой графикой, чаще всего исполненной в технике гуаши или акварели. Его излюбленные мотивы — детские игры. С трогательной нежностью изображаются ребятишки, поглощенные незатейливыми развлечениями. Мастер уподобляет свои картинки детскому рисунку, находя немного угловатые, но выразительные позы и жесты, строя пространственные планы друг над другом. Искусство Лады было востребовано и чешским театром. Он оформлял пьесу Волынщик из Стракониц Й. К. Тыла (1930) и оперу Б. Сметаны Проданная невеста (1936). В конце 1940—1950-х художник начал работу над мультфильмами, которые принесли ему успех.

Лит.: Йозеф Лада. Книга о художнике. Л., 1971; Йозеф Лада. Картинки похождений бравого солдата Швейка. По роману Ярослава Гашека. Прага, 1973; Pecirka J. Narodni umelec J. Lada. Praha, 1955; J. Lada. Vyber z malirskeho dila: Katalog vystavy. Praha, 1977; For?nek V. Josef Lada. Praha, 1980; Hlavacek L. Josef Lada. Praha, 1986.

Л. Алешина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Найдено схем по теме Ладья — 0

Найдено научныех статей по теме Ладья — 0

Найдено книг по теме Ладья — 0

Найдено презентаций по теме Ладья — 0

Найдено рефератов по теме Ладья — 0