ЛАМАИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАМАИЗМ
тибето-монгольская форма буддизма (с 1970-х гг. термин "Л." выходит из употребления в науке). Возник в Тибете в 8 в. Признает все основные догматы буддизма; особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может попасть в рай. Характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии. С конца 16 в. Л. распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России. В 1741 указом императрицы Елизаветы Петровны разрешен к исповеданию среди бурят. В настоящее время имеет последователей главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. Ламаистское духовенство объединено Центральным духовным управлением буддистов России во главе с хамбо-ламой (резиденция в Иволгинском дацане, Бурятия).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЛАМАИЗМ
тибето-монгольская форма буддизма, возник в Тибете в VIII в. Распространен в автономных районах Китая Тибете и Внутренней Монголии, в МНР, в отдельных районах Непала и Индии. В XVII в. проник в Россию, где находит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых верующий не может попасть в рай и достигнуть нирваны, но и сносно прожить в данном перерождении. Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний. Главная добродетель — беспрекословное повиновение ламам и светским властям. Десятью черными грехами Л- называет убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, «ложные воззрения».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Ламаизм
Ламаизм (Lamaism), форма буддизма, распространенная в "Тибете и Монголии («лама», букв, «высший», — титул высшего духовенства), соединение тибетской анимистической религии бон и буддизма маха-яны. Появление Л. в 8 в. связано с именем ученого-проповедника Падмы Самбхавы из Сев.-Зап. Индии. В период междоусобиц, наступивший в Тибете в 10 в., возникло множество ламаистских сект, монахи к-рых строили укрепленные монастыри. Борьба за духовную и светскую власть между сектами завершилась в 14 в. победой секты гэлуб-ба (желтошапошники) над сектой кадемпа (красношапошники) Красношапошники не давали обета безбрачия; новым настоятелем монастыря по наследству становился сын умершего. Желтошапошники соблюдали целибат и вели аскетический образ жизни. Их глава — Далай-лама стал тибетским священником-правителем (Далай — «всеохватная мудрость»). Его резиденция находится в Лхасе. Вторым иерархом является Панчен-лама, резиденция его расположена в Шигадзе. Когда кто-то из них умирает, на его место выбирают мальчика, в к-рого, по поверью, переселилась душа покойного.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Ламаизм
одно из основных направлений буддизма. Сложился в 7 – 14 в.в. в Тибете на основе махаяны и тантризма (См. Махаяна, Тантризм), воспринявших элементы древней религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С конца 16 в. ламаизм распространился среди монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где находит последователей среди бурят, тувинцев, калмыков. В ламаизме, признающем се основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Каноническую основу ламаизма составляют сборники священных текстов – Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии (См. Мистерия), проводимые в дацанах (См. Дацан), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов. Главной добродетелью ламаизм считает бесприкословное повиновение ламам и светским властям. Десятью «черными грехами» ламаизм называет убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, «ложные воззрения». Добродетель – воздержание от грехов, дающее лучшее перерождение. Грешника ждут страшные мучения в многочисленных горячих и холодных адах. См. Буддизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЛАМАИЗМ
одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. р-нах Непала и Индии. В СССР Л. имеет нек-рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР.

Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 в., одновременно с созданием там первого единого гос-ва (7-9 вв.). К кон. 8 в. буддизм стал гос. религией Тибета, на терр. последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монаст. землевладение и т. д. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с т.н. "поздним распространением" буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й пол. 10 в. Наступившая в этот период феод. раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди к-рых наиболее значительными были Кадампа (осн. в сер. 11 в.), Сакьяпа (11 в.), Каджупа (11 в.), Кармапа (12 в.) и др. В кон. 14 - нач. 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (т.н. "желтошапошники"), основанная Цзонкабой (1357-1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К сер. 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все осн. р-ны Тибета, к-рый т. о. превратился в теократич. гос-во. Из Тибета в 13-14 вв. Л. стал проникать в Монголию и в др. р-ны Центр. Азии. Господствующей религией в Монголии Л. стал в 16-17 вв., к этому же времени относится его распространение в Бурятии и Туве, тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в р-н Поволжья.

Теоретич. основы Л. изложены в двух осн. канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам.

Канджур и Танджур переведены с тибетского на монг. яз. Одно из изданий на тибетском яз. (пекинское) переиздано фототипическим способом: The Tibetan Tripitaka, Peking edition, ed. by Daisetz T. Suzuki, v. 1-167, Tokyo-Kyoto, 1955-1961.

Кроме черт, присущих любому направлению Махаяны в буддизме, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисл. местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю - ламе. Особая роль придается бодхисатвам, не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара - "милосердный", подобную роль играют и нек-рые будды, напр. Майтрея - будда "грядущего". В Л., на основе концепции перерождений, была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (тибетское) или хулбиганами (монг.). В области философии Л. ограничивался толкованием переводных текстов. Экономич. основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значит. тормозом на пути экономич., социального и культурного развития народов, среди к-рых он был распространен. В наст. время экономич. и политич. влияние Л. и его духовенства во всех осн. р-нах распространений Л. либо значительно подорвано (КНР), либо окончательно ликвидировано (в МНР и СССР).

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Богословский В. A., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Waddell L. A., The Buddhism ot Tibet or Lamaism, Gamb., 1934; Bell Gh., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Nebesky-Wojkowitz, R. de, Oracles and demons of Tibet, ´s-Gr., 1956; Stein R. A., La civilisation tib?taine, P., 1962.

В. А. Богословский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
280.41 кб

Ламаизм на территории Южной Сибири: проблемы межконфессио нальной толерантности

Насонов А. А.
Читать PDF
196.56 кб

Ламаизм в истории России как социально-культурный феномен

Сушкеев Б. С.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни.
Читать PDF
376.67 кб

Ламаизм: к вопросу о практике вероисповедной политики России имперского периода в Байкальском регион

Арзуманов И. А.
На основе архивных материалов характеризуются принципы вероисповедной политики России в Байкальском регионе имперского периода.
Читать PDF
244.57 кб

Внешнеполитические факторы распространения ламаизма на территории Алтае-Саянского региона в конце xi

Насонов Александр Александрович, Мартынов Анатолий Иванович
В статье рассматриваются долговременные и среднесрочные внешнеполитические факторы, которые способствовали усилению влияния ламаизма на территории Алтае-Саянского региона на рубеже XIX XX вв.
Читать PDF
273.63 кб

Основные тенденции в изучении ламаизма в Российской буддологии (80-е гг. Xx начало XXI В. )

Насонов Александр Александрович
Рассматриваются основные тенденции в изучении ламаизма в российской буддологии новейшего периода.
Читать PDF
608.06 кб

«Ужас и грусть овладели моим сердцем, видя их такое учение» (восприятие бурятского ламаизма правосла

Васильев Сергей Иванович
Во второй половине XIX века на территории Забайкальской области действовала духовная миссия, ставившая своей задачей обращение в православие всех иноверцев, прежде всего бурят-ламаистов.
Читать PDF
16.29 мб

Борьба с ламаизмом в восточной Сибири в 1930-е годы: документы свидетельствуют

Занданова Лариса Викторовна, Паламарчук Анна Владимировна
В статье рассмотрена репрессивная политика Советского государства в отношении сторонников одной из древнейших мировых религий буддизма (ламаизма) на территории Бурятии в 1920-1930-е гг.