Лары

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛАРЫ
лат. lares) - семейные культы (гении) в Др. Риме. См. в ст. Древнеримская мифология и религия.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Лары
в римской мифологии злые духи или души умерших, которые являются на землю и преследуют людей и мучают грешников в подземном царстве.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ЛАРЫ
в римской мифологии божества — покровители семьи и дома. Их изображения находились у очага или специальной небольшой комнате. Почитались также Л. — покровители дорог, их изображения ставились на перекрестках. В переносном значении синоним дома, домашнего очага.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЛАРЫ
домашние божества римлян, покровители очага и всего дома, души добрых покойников. В больших домах изображения ларов помещались в особом киоте. При всякой трапезе известную долю кушаний ставили перед ларами и в известные дни месяца приносили им жертвы. Их часто смешивали с пенатами.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Лары
в Др. Риме божества, охранявшие домашний очаг и семью (Lar familiaris), а также хозяев дома во время полевых работ и путешествий (лат. compitum — перекресток, отсюда Lares compitales). Им приносили жертвы в ларарии, их наряжали, в их честь устраивали праздник — компигалию. По приказу императора Августа в дни компиталии на алтарях Л. следовало также прославлять гений императора.

Источник: Словарь античности. 1989

Лары
в мифах древних римлян покровители общин и их земель. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью при родах, бракосочетаниях и смерти родственников. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей. Рабы искали у домашнего очага или алтаря ларам защиты от гнева хозяина. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов. Их почитали на перекрестках, где им сооружались святилища. Своих ларов имела и римская гражданская община в целом. К ним как хранителям и защитникам обращалась коллегия жрецов - арвальских братьев. Древние греки отождествляли с ларами героев.

Источник: Исторический словарь

Лары
лат. Lares)
   в римской мифологии божества, которые охраняли дом и семью. Римляне верили, что, когда семья покидала дом, л. охраняли его. Первоначально л. считались покровителями земельных участков и людей, обрабатывавших их (L. familiares). В городе л. считались также покровителями перекрестков (L. compitales). Жертвоприношение л. было обязательным во время каждого семейного праздника. Кроме домашних л., римляне различали и общественных, которые считались покровителями города и государства. Ежегодно 23 декабря римляне праздновали Ларалии, или Компиталии.
   Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   древнеримские мелкие божества, охранявшие дом и семью (подобно домовым). В отличие от пенатов Л. были связаны с домом, с домашним очагом и семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. Согласно поверьям, когда семья навсегда покидала свое жилище, Л. оставались в доме, а пенаты следовали за хозяевами. Считалось, что Л. охраняли хозяев не только дома, но и во время путешествий, на войне, на полевых работах. Изображения домашних Л. помещались в особом шкафу (ларарии) около домашнего очага, по соседству с изображениями пенатов. Римляне почитали также общественных Л., считавшихся покровителями города и государства. К. ним причисляли Акку Ларентию, Ромула и Рема и др. Улицы города также имели своих собственных Л.-покровителей, алтари которых ставились на перекрестках.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   В римской мифологии - духи мертвых, хранители домашнего очага. Наряду с Пенатами - духами, охраняющими кладовую, - Лары почитались в каждом римском доме. Кроме того, Лары почитались как покровители общины и добрососедских отношений.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЛАРЫ
в рим. миф. божества — покровители коллективов и их земель. Римляне выводили культ Л. из культа мертвых. Фамильные Л. были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавш. им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домаш. очага или алтаря Л. и активно участвовали в их культе, впослед. преиму-щественно обслуживавш. именно рабами. Глава фамилии был верхов. жрецом культа Л. Как покровители соседской общины и добрососедских отношений Л. почитались на перекрестках (компитальные Л.), где сооруж. святилища с числом отверстий, равным кол-ву примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображ. соотв. свободных членов семьи и рабов. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним Л. и компитальным Л. Компиталии, в к-рых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демокр. рим. праздником, связывающ. с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных Л. коллеги плебеев и рабов. Август в 12 в. до н.э. реформировал культ Л., образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и др. городов, и соед. с культом своего гения. Однако в домах и имениях Л. продолжали почитаться коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества. Изоб-раж. фамильные и соседские Л. в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой (как бдительные хранители). Своих Л. имела и рим. гражд. община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась коллегия жрецов — арвальских братьев — при ритуал. очистит. обходе терр. города. Греки отожд. Л. с героями, культ к-рых, возможно, ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в. до н.э., по-свящ. «лару Энею» (т.е. герою Энею); толкование Л. как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетел., могучих мужей, ставших богами. В провинциях Л. отожд. с божествами родоплеменных и сельских общин.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЛАРЫ
   • Lares,
         у римлян души хороших и заслуженных помощников, которых обоготворяли, или вообще добрые духи, благотворно действующие на земле и пекущиеся об оставшихся в живых и их семействах. Эти домашние Л. имели одинаковый круг деятельности с пенатами, с которыми их часто соединяли и даже смешивали, и потому их изображения стояли вместе с изображениями пенатов у домашнего очага, обыкновенно в особом кивоте, lararium. Они были так тесно связаны с домом, что не покидали его даже тогда, когда семейство выселялось, между тем как пенаты следовали за семейством. Поклонение им было патриархально просто и совершалось с большою любовью и с чувством детского благоговения. При всяком вкушении пищи ставили перед ними их долю на маленьких блюдах, и набожные члены семьи ежедневно приносили им жертвы, которые были обязательны по важнейшим дням месяца, как-то: в календы, ноны и иды, а также при каждом семейном празднике. Тогда открывали ларарий, чтобы они также могли участвовать в радостном празднестве, и украшали их цветами. Ptaut. Cist. 2, 2, 55. Aul. 2, 8, 15. Hor. od 3, 23, 2. Tibull. 1, 3, 33. Ov. fast. 2, 633. В дни рождения членов семьи особенно чествовали Л. Когда сын в семье в первый раз надевал мужскую тогу, то он с возлияниями и обетами посвящал Л. свою буллу (см. Булла), которую он носил, будучи мальчиком (Рrор. 4, 1, 132. P ers. 5. 31). Также молодая жена приносила им жертву тотчас после бракосочетания при вступлении в дом мужа. Л. не только охраняют дом, которому они принадлежат, но покровительствуют также и вне дома членам семьи, как-то: в пути, на суше и на море, в войне и в поле (Lares viales, permarini, militares, rurales). От этих Lares privati отличались Lare? publici, которые были выше первых. Эти общественные Л., которых древние сравнивали с героями греков, охраняли город и все государства (L. urbani или hostiles, т. к. они защищали город от врага, L. praestites). К ним причисляли Ромула, Рема, Тация, Акку Ларенцию, которой приносили заупокойную жертву, особенно в общественном празднике Ларенталий, 23 декабря. Отдельные улицы города имели также своих Л.-хранителей, алтари и часовни которых находились у перекрестка улиц (compitia, отсюда L. compitales) Общественный праздник их, Compitalia, приходился на 2 мая. ср. Hertzberg, de diis Romanorum patriis.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Две записки Лары в композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Павлова Наталия Ивановна
В статье рассматриваются стилистические и композиционные особенности двух записок Лары, которые выступают одним из средств создания ее образа, отражения ее внутреннего мира, выражения позиции автора, находятся в сюжетно-композицио