Латинская новая литература

Найдено 1 определение
Латинская новая литература
произведения, созданные в период с эпохи Возрождения по 20 в. Первый и наиболее яркий расцвет ее знаменуется гуманизмом с его ориентацией на культурные ценности классич. античности и выдвижением на первый план писателя нов. типа — ритора-универсала, опирающегося в своем свободном творчестве на стилевые образцы, выработанные античностью; личность творца при этом оказывается в центре внимания. Идейное движение гуманизма зародилось в 14 в. в Италии, где первым и крупнейшим писателем Возрождения был Петрарка. Оно вызвало к жизни богатую латиноязычную литературу, в которой в преобразованном виде оказались представлены практически все античные жанры. В поэзии господствовала античная лит. теория, что способствовало созданию многочисл. «Поэтик» (в Германии в первую очередь — Конрада Цельтиса, 1486), предъявлявших лит. произведению сложные профессиональные требования. Религиозная лирика по-прежнему существовала в форме оды и гимна (Богуслав Гассенштейнский из Лобковиц, Урсин Велий), при этом библейско-христианские темы и сюжеты охотно облекались в антично-мифологич. одежды (Цельтис). Светская лирика, в особенности га. что культивировала чувство жизни, целиком связанное с посюсторонним миром, строилась преим. по образцам античной поэзии «на случай», поэзии, отражающей конкретные впечатления; в первую очередь это относится к любовной одической и элегической поэзии (Понтано, Полициано; Цельтис, Петр Лотихий; Иоанн Секунд). Жанры эклоги, идиллии, эпиграммы тоже получили распространение и использовались (наряду с одой и элегией) для выражения самых разнообразных личных переживаний (Лотихий), для описания свадеб, похорон, для поздравления и воздаяния хвалы меценату, прославления дружбы или знаменитых личностей (Эобан Гесс), для возвеличивания города и сочинения сатиры (Герман Буше), для разработки нац. и политич. тематики (Генрих Бебель, Ульрих фон Гуттен), в историко-публицистич. поэзии (Эвридий Корд). Бытовала также буколич. поэзия (Батиста Мантуанский, Корд, Иоахим Камерарий). Стихотворения «на расставание» (propempticon) и «путевые» стихотворения (hodoeporicon) приближаются к эпосу (Петрарка, Саннадзаро), образцом для которого служил Вергилий и эпос послеклассич. периода. Дидактич. поэзия (Иоанн Мурмелий, «Гробианус» Фридриха Дедекинда), сатира (Филельфо, Бебель, Якоб Лохер, прозванный Филомузус) и примыкающая к ней эпиграмма (Корд, Джон Оуэн) содержали сильный социально-критич. элемент. Драма ориентировалась на Теренция, Плавта, Сенеку (а с 16 в. — на греч. трагиков). Из диалогич. шпилей («Хрисида» Э. С. Пикколомини) выросла гуманистич. школьная комедия («Стильфо» Якоба Вимпфелинга, «Хенно» Иоганна Рейхлина), рядом с которой развивалась историч. и мифологич. драма («Эцеринида» Муссато, «Трагедия Турсиды» и «Суд Париса» Лохера, «Игра Марция» Германа Шоттения). Более поздний жанр драматургии гуманистов — панегирически-мифологич. фестшпиль («Игра Дианы» Цельтиса). В период Реформации окончательно сформировалась неолат. библейская и школьная драма, постепенно освободившись от подражательности в отношении античных источников (Макропедий, Гнафей). Пьесы этого рода имели дидактич. и антиклерикальную направленность («Паммахий» Наогеорга), они активно включались в религиозно-политич. полемику, трактовали злободневные вопросы («Страсти» Наогеорга). Под пером Никодима Фришлина неолат. драма достигла в конце 16 в. своего высшего развития. В 17 в. она была поставлена иезуитами на службу контрреформации. В эпоху барокко поэзия по-прежнему пользовалась латынью — вплоть до 18 в. (Грифиус, Флеминг, Опиц, Бальде). Поэтич. произведения на лат. яз. изредка продолжают появляться до 20 в. (Герман Веллер), однако, несмотря на попытки оживления, сочинительство лат. поэзии носит уже характер любительского увлечения. Неолат. проза также характеризуется широким многообразием форм, в основе которых лежат античные образцы (в первую очередь Цицерон). Выдающимся представителем прозы, оставившим опыты пони во всех ее жанрах, был Эразм Роттердамский. Гуманисты культивировали диалог (Петр Мозеллан, «Домашние беседы» Эразма), в частности диалог сатирич., окраш. влиянием Лукиана, это могла быть социальная сатира («Похвала глупости» Эразма), политич. памфлет (Гуттен) или сатира в эпистолярной форме. Эпоха Возрождения создала обширную эпистолярную литературу (Э. С. Пикколомини, Эразм) — стилистически отточ. средство выражения гуманистич. мысли. Искусная речь, составл. по тому или иному официальному поводу, могла служить проводником гуманистич. и родств. им идей (Мурет, Меланхтон). В число излюбл. лит. жанров входили новелла-рассказ (Павел Ниавис), любовный роман («Эвриал и Лукреция» Э. С. Пикколомини), сатирич. фацетии (Поджо Браччолини, Бебель), а также социально-политич. роман («Утопия» Томаса Мора). Богатая дидактич. литература распространяла новые педагогия, учения (Вимпфелинг, Буде, Я. А. Коменский), закладывала основы грамматики, поэтики, риторики. Опираясь на античную традицию, гуманисты подняли на высокий уровень историографию (Вимпфелинг, Куспиан, Беат Ренан) и граничащие с нею жанры — историч. топографию (Кохлей, Иреник) и географию (Глареан). Античная биография, автобиография, сборники жизнеописаний (Иероним) также послужили образцом для подражания (Петрарка, Боккаччо, Иоанн Бутцбах, Иоанн Тритемий). Вплоть до 18 в. существовала обширная спец. лит. — ра на лат. яз.: философская (Марсилио Фичино, Рейхлин, Кампанелла, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц), теологич. (Меланхтон, Эколампадий, Кальвин, Сервето, Гроциус) и естественнонаучная (Региомонтан, Коперник, Тихо Браге, Кеплер, Ньютон, Весалий, Парацельс, Гарвей, Линней, Гальвани, Гаусс). Лишь постепенно латынь перестает быть языком науки, уступая место нац. языкам; в 20 в. она играет определ. роль только в филологии.

Источник: Словарь античности. 1989