ЛАВРЕНТИЙ, затворник ПечерскийЛаврентий, игумен Архангельского мон

Лаврентий, Зизаний

Найдено 3 определения термина Лаврентий, Зизаний

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Лаврентий, Зизаний

см. Зизаний.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Лаврентий Зизаний

— Православный Протопоп Литовский в городе Корце, сочинитель первой известной нам Славянской Грамматики, напечатанной в Вильне под заглавием: Грамматика Словенска совершеннаго искусства осми частей слова и иных нужных новоставлений. Л.Ζ. в Вильне в друкарьни Братской, року Божого афчs (1596), а от создания Мира зрг месяца февраля вi. Книга сия весьма редка, и потому достойна подробнейшего описания. Она напечатана в 8 или почти в 12 долю листа. После упомянутого заглавия напечатана Епиграмма на Грамматику в следующих стихах:

Грамматика письма всех научает,

Четырма частьми латве уразумляет,

Орфографиею и Просодиею,

Синтаксисом и Этимологиею,

А предуреченное ей опаство

Подает певное искусство,

Которые прагнут быти досконали,

В письме и словах абы не партали,

Але известно все познавали

И чего ся учат, абы добре знали;

Ключем бо есть, отворяючи всем ум

К познанию в преправый разум;

По которой власня як по всходе пойдет

Каждый, есть ли хочет, всех наук дойдет.

После чего следует Послание Спудеом изрядным и всем любителям доброглаголиваго и пространнаго языка Словенскаго, еже о Христе братии нашей С. О Господе радоватися.

В сем небольшом предисловии пишет он о пользе Грамматики. Потом краткое примечание желающим слагать стихи, и вслед за тем стихи к ученикам от Сочинителя, а другие стихи от Типографа. После чего начинается самая Грамматика Словенска составлена Лаврентием Зизанием. Граматика расположена по вопросам и ответам. Глава 1-я о Грамматике, 2-я—о Орфографии. Буквы гласные разделяет он на долгие, краткие и двовременные. Долгие четыре: И, Ять, Омега и Я; кратких три: Е, О и У; двовременных четыре: А, I, Юсъ и Ижица. На сем-то основано у него и стихосложение, в чем последует ему и Мелетий Смотрицкий в своей Грамматике. Частей речи у него восемь: но Междометие не считается между оными, а вместо его Различие, или мнимый Член иже, по подобию Греческого члена О. Падежей у него 6, ибо Предложного нет, а причисляет он его к Дательному. Склонений имен Существительных и Прилагательных без разбору всех десять. Спряжений два; Наклонений Глаголов 4; Залогов 5; Времен 5: 1) Настоящее, 2) Мимошедшее, 3) Протяженное вместо Совершенного, 4) Пресовершенное, 5) Будущее. В Просодии он исчисляет только роды стихов и разделяет на три: Ироический, Елегический и Ямбический. На конце присовокуплено толкование Молитвы Господней Отче наш; но не Грамматическое, а Логическое. Вся сия краткая Грамматика заключается в 59 листах осмушных.

Другая книга, Зизанием в Вильне же 1596 г. напечатанная, Славянская Азбука с приложенными Молитвами, а при ней краткий Лексикон под названием Лексик, сиречь речения в кратьце собранны и из Словенского языка на простой Русский диалект истолкованы Λ.Ζ. Весь сей Лексикон заключается в 34 листках в осмушку. К концу оного присовокуплено расположенное вопросами и ответами на 6 листках Стефана Зизаниа (Брата его) изложение о православной Вере коротким пытаньем и отповеданьем для латвейшаго выразуменя Христианским детям. Катехизис сей православен в статьях отличительных от Папистов. В нем следует наставление, как должно творить Крестное на челе Знамение, и что оно значит, написано также православно, а напоследок Месяцеслов и Пасхалия.

Третья книга Зизаниева есть Большой Катехизис, написанный им на литовском языке и представленный в перевод на рассмотрение Московскому Патриарху Филарету, который чрез избранных из своего Духовенства переправил его по тогдашнему в России образу мыслей и напечатал, на славяно-русском языке, 1627 г., в Москве, в листе, под названием: Катехизис, по-Литовски Оглашение, русским же языком нарицается Беседословие, избранный от Божественых писаний Евангельския Проповеди, Апостольских учений и Святых Богоносных Отец, в вопросах и ответах, рекше во образе хотящаго разумети и во образе могущаго разум дати. Раскольники вторично напечатали сию книгу в Гродне, 1788 г., потому что в ней поправщиками протолковано перстосложение Крестного Знамения сообразно их умствованиям. У них Катехизис сей обыкновенно называется Большим для отличия от Малого, при Патриархе Иосифе изданного.

Брат сего Протопопа, бывший в Вильне Учителем, издал там же, в 1596 году на Славянском и Польском языке в 8 долю листа Поучение Св. Кирилла, Патриарха Иерусалимского, о Антихристе, с посвящением Константину Константиновичу Князю Острожскому.

{Болховитинов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Зизаний, Лаврентий

(носил еще фамилию Тустановский) — исповедник и проповедник святой православной веры, протоиерей. По происхождению литовец, жил в конце XVI и в начале XVII столетия. Образование получил в самой знаменитой в то время Львовской братской школе в конце 80-х годов XVI столетия. По окончании образования он в течение 10 лет (1592—1602 гг.) был учителем в Львовской, Брестской и Виленской братских школах, а также в домах знатных западноруссов (князей Соломирецких и Острожских в Ярославле Галицком). С 1612 г. был священником (и потом протоиереем) в г. Корце на Волыни. З. известен был, как ревностный защитник православия, муж благоговейный, "словеснейший" дидаскал и вития, изучивший духовные и светские науки, в совершенстве знавший греческий язык, литератор и переводчик. Гонимый поляками, разорившими церковь, при которой он служил, и отнявшими у него имение, он лишен был возможности предаться спокойным ученым работам, чем занимался приблизительно с 1620 г. в Киеве, состоя в ученом кружке архимандрита Елисея Плетенецкого. В апреле 1626 г. З. был в Путивле за милостыней, затем прожил 7 недель в Киеве у митрополита, 7 июня того же года прибыл в Москву и был принят царем и патриархом, причем поднес им свои сочинения. В начале 1627 г. З. передал патриарху Филарету тетради составленного им на "литовском" (западнорусском) языке "Большого катехизиса", тогда же переведенного на славянский язык Богоявленским игуменом Илиею и напечатанного. Однако, вследствие незнания переводчиком западнорусского языка, перевод получился неточный и неправильный, — что и выяснилось на бывшем "прении" протоиерея З. с переводчиком и справщиком. Обличаемый в неправославии (рационализме, католицизме и протестантизме), З. 19 февраля 1627 г. покинул Москву, и дальнейшая судьба его неизвестна; "Катехизис" же не был допущен к употреблению (может быть, был сожжен патриархом); сохранившиеся немногие экземпляры его не имеют выходного листа. Не получив церковного признания, катехизис распространен был в списках, с приложением бывшего "Прения" о нем, и пользовался большим уважением у старообрядцев, трижды напечатавших его в Гродне (в 1783, 1787 и 1788 гг.) и переиздавших его в Пскове в 1874 г. Раскольники находят в нем опору своим толкам, направленным против православной церкви. Кроме "Большого Катехизиса" и "Ответа" (прения) в за щиту его, Лаврентий З. составил еще "Славянскую азбуку" с молитвословом и лексиконом и первую "Славянскую грамматику" (обе напечатал в Вильне в 1596 г.): "Наука ку читаню и разумению писма словенскаго, туты-жь и о Св. Троице и вочеловечении Господни, и лексис, сиречь речения вкратце собраны и из словенскаго языка на простый русский диалект истолкованы" (богословский трактат составлен Стефаном Зизанием). Ему же принадлежат еще: "Толкование молитвы "Отче Наш", со статьею о превечном бытии Христовом, о божестве и воплощении (Вильна, 1596 г.) и перевод "Толкования на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского" (изд. 1625 г.). Кроме того, он же участвовал в переводе "Бесед св. И. Златоуста на послание апостола Павла" (издание 1623 г.).

Харлампович, "Малоросс. влияние на великорусск. церковную жизнь", т. I, 1914, стр. 103—110. — Рукопись Архива Св. Синода № 1665. — Филарет, "Обзор духовной литературы". Соловьев, "История России", т. II. — Пекарский, "Наука и литература при Петре". — Евгений, "Словарь писателей духовного чина". — "Руковод. для сельских пастыpeй, 1865 г., №№ 29—31.

К. Здр—в.

{Половцов}



Зизаний, Лаврентий

(Тустановский) — протоиерей, известный западно-русский ученый. Первоначально был преподавателем в Львовском братском училище, откуда в 1592 г. перешел в Брест, затем в Вильну, где в 1596 г. издал азбуку и славянскую грамматику; был воспитателем у кн. Александра Конст. Острожского в Ярославле Галицком. Приехав в 1626 г. в Москву, он представил митр. Филарету рукопись своего катехизиса, с просьбой ее исправить. Патриарх поручил исправление богоявленскому игумену Илье и справщику Григорию Онисимову, причем, по поводу некоторых спорных мест, у Лаврентия З. было с ними собеседование, окончившееся отказом его от всех тех мнений, которые были заподозрены московскими цензорами. Прение о катехизисе напечатано Тихонравовым в "Летописи русск. литер. и древн." (кн. IV, отд. II, и отдельно Общ. Люб. Др. Письм., СПб. 1878 г. № XVII). Нельзя утверждать, что катехизис З. попал в обращение, хотя и был напечатан в 1627 г. Патр. Филарет не решился выпустить его в свет, ибо эта книга была не выражением веры тогдашней православной церкви, а лишь "сочинением одного литовского протопопа, исправленным двумя московскими грамотеями" (митр. Макарий, "История русской церкви", т. 11, стр. 50—59).

В. П.

{Брокгауз}



Зизаний, Лаврентий

корецкий протопоп, сост. катехизиса (Вильна, 1596).

{Венгеров}



Зизаний, Лаврентий

протоиерей в г. Корце (на Волыни), составитель первой славянской грамматики, изд. в Вильне 1596 г.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Лаврентий, Зизаний — 0

Найдено научныех статей по теме Лаврентий, Зизаний — 0

Найдено книг по теме Лаврентий, Зизаний — 0

Найдено презентаций по теме Лаврентий, Зизаний — 0

Найдено рефератов по теме Лаврентий, Зизаний — 0