Лавров Петр АлексеевичЛавров, А

Лавров Петр Лаврович

Найдено 6 определений термина Лавров Петр Лаврович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Лавров Петр Лаврович

1823-1900 гг.) - идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Окончил Петербургскую Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях. В 1862 г. сблизился с Н.Г. Чернышевским, стал членом общества "Земля и воля". Пользовался большой популярностью среди русских революционеров. В 1866 г. был арестован, с 1870 г. находился в эмиграции. В 1873-1876 гг. был редактором журнала "Вперед", в 1883-1886 гг. - "Вестника народной воли"

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

ЛАВРОВ Петр Лаврович

1823-1900), один из идеологов народничества, философ, социолог и публицист. В 1868-69 опубликовал "Исторические письма", в которых призвал "образованное меньшинство" к "уплате долга" пароду. С 1870 в эмиграции. Лидер т. н. пропагандистского направления в революционном народничестве. В 1873-76 редактор журнала "Вперед!", в 1883-86 "Вестника "Народной воли"". Создатель т. н. субъективного метода в социологии. Труды по социологии, философии, истории мысли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Лавров Петр Лаврович

1823-1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г.; при распадении общества в 1879 г. на группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. эмигрировал за границу. В 1874 году эмигрировал в Северную Америку, стремясь организовать там земледельческую колонию. После неудачи этой попытки в 90-ых годах переселился в Англию, где принял участие в издании листков Вольной русской прессы народнического направления "Вперед". Перу Лаврова принадлежат выдающиеся сочинения, из которых некоторые, как "Исторические письма", оказали большое влияние на русскую революционную интеллигенцию 70-х и 80-х гг., положив начало русской социологической школе. Крупнейшее сочинение П. Лаврова "Парижская Коммуна" является одной из лучших книг по этому вопросу в мировой литературе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 1000+ биографических данных: словарь

ЛАВРОВ (Миртов и др.) Петр Лаврович

(1823—1900) — российский общественный деятель, теоретик революционного народничества, публицист, философ и социолог, полковник (1858). В 1844—1866 гг. преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. С 1852 г. публиковал статьи по вопросам военной техники и естествознанию, с конца 1850-х гг. — работы по педагогике, философии, истории физико-математических наук; написал ряд стихотворений антиправительственного характера, помещенных в газете «Колокол» А. И. Герцена. Во время студенческих волнений 1861 г. публично выступал против реакционного проекта Устава университетов и травли студентов в печати. С начала 1860-х гг. — участник революционного движения: вступил в тайную организацию «Земля и воля» (1862), негласно редактировал «Заграничный вестник» (1863—1866). В 1866 г. арестован, предан военному суду и в 1867 г. сослан в Вологодскую губернию. В феврале 1870 г. бежал из ссылки. Поселился в Париже. Осенью 1870 г. вступил в 1-й Интернационал. В мае 1871 г. выполнял поручения Парижской коммуны в Лондоне, встречался с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—1876 гг. — редактор журнала и газеты «Вперед!» (Цюрих, Лондон). В 1878 г. в Париже организовал русско-польский революционный кружок, установил связь с польским подпольем в Варшаве, с русскими организациями «Черный передел» и «Народная воля», участвовал в создании заграничных русских народнических организаций и издании «Вестника Народной воли» (1883—1886). В 1870—1890-х гг. под разными псевдонимами (более 60) печатался в ряде русских легальных газет и журналов. Философско-социологическую научную деятельность начал в конце 1850-х — нач. 1860-х гг. Выступал против религии и мистического идеализма, опираясь на рационалистические традиции. Считал задачей науки раскрытие законов общественных отношений и исторического процесса. Сформулировал в популярных «Исторических письмах» (1868—1869) руководство для «сознательного участия в общественной жизни» русской революционной молодежи. Выдвинул идею о том, что двигателем прогресса является интеллигенция, задача которой служить народу, выполняя перед ним свой «неоплатный долг» ради «умственного и нравственного развития», воплощения «истины и справедливости» в обществе. Эта идея стала теоретическим обоснованием деятельности целого поколения революционеров-народников, воспринявших ее как призыв к переустройству существовавшего несправедливого общества путем союза передовой интеллигенции и народа для достижения социализма — идеала исторического процесса. В работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) говорилось о вынужденной необходимости временной революционной диктатуры и рассматривалась проблема постепенного отмирания государственности при социализме, который трактовался как «неизбежный результат современного процесса экономической жизни». Выступал против анархизма (М. А. Бакунина) и заговорщической тактики насильственного захвата власти (Я. Я. Ткачева), указывая, что нельзя «торопить» революцию, что необходимы пропаганда социалистического учения в массах, а также теоретическая и нравственная подготовка революционеров.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Лавров Петр Лаврович (Миртов)

Лавров, Петр Лаврович - известный писатель и политический деятель (1823 - 1900). Окончил курс в артиллерийском училище; был профессором математики, помощником редактора ""Артиллерийского Журнала"", в 1861 - 1864 годах редактором выходившего тогда ""Энциклопедического Словаря"", негласным редактором ""Заграничного Вестника"". К этому периоду относятся его труды: ""Очерки вопросов практической философии"" (СПб., 1860); ""Три беседы о современном значении философии"" (ib., 1861); ""Очерк истории физико-математических наук"" (выпуск I, ib., 1866; в ""Морском Сборнике"" 1865 - 1866 годов напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании). В 1866 г. Лавров был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому , Михайлову и другим) и в проведении вредных идей путем легальной печати. Лавров был приговорен к увольнению от службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников, Вологодской губернии. Оттуда он сотрудничал в ""Отечественных Записках"" и ""Неделе""; в последней им были напечатаны в 1868 - 1869 годах его знаменитые ""Исторические Письма"", подписанные псевдонимом: Миртов (отдельное издание, СПб., 1870; полное издание, СПб., 1905). В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Лаврова из Кадникова. Лавров поселился в Париже, где пережил осаду и коммуну; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом. Из Парижа Лавров отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Тогда же он вступил в международное общество рабочих. С 1873 по 1875 г. он издавал в Цюрихе три тома непериодического издания ""Вперед"" (XI, 810), а в 1875 - 1877 годах издавал двухнедельную газету под тем же названием. Программа журнала ""Вперед"" была построена на признании двух родов борьбы: ""борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии"", и ""борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря - борьбы за реализацию справедливейшего строя общества"". Главным классом, на который рассчитывал ""Вперед"", был, тем не менее, не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала ""Вперед"" был вполне окрашен в крестьянский оттенок. Журнал, редактированный Лавровым (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в 1870 годах в так называемом ""хождении в народ"". Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874 - 1875 годы), за которым последовал ряд политических процессов (так называемые процессы 50-ти и 193-х, 1877 - 1878), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности. Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Лаврова. В конце 1870 годов Лавров сделался не безусловным, несколько колеблющимся сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества. В 1882 г. Лавров был одним из основателей в Париже ""Красного Креста Народной Воли"", за что был выслан из Франции; в 1883 г. получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти. С 1883 по 1866 годы он был одним из редакторов непериодического издания: ""Вестник Народной Воли"". В 1892 - 1896 годы Лавров принимал участие в издании ""Материалов для истории русского социально-революционного движения"", в которых поместил две статьи: ""История социализма и русское движение"" и ""Народники 1873 - 1878 годов"". Вообще Лавров писал очень много как в легальных, так и в нелегальных изданиях. Его псевдонимы в легальной литературе: Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П-ский и многие другие. Начиная с конца 1890-х годов, стали появляться в России частью старые, частью новые работы Лаврова, выходившие под разными псевдонимами. Так появились: С.С. Арнольди ""Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли"", издание М. Ковалевского (М., 1898); Арнольди ""Современные учения о нравственности и ее история"" (СПб., 1904); Арнольди ""I. Кому принадлежит будущее. II. Из рукописей 1890 годов"" (СПб., 1905); Доленга ""Важнейшие моменты в истории мысли"" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Лаврова, изданного в ""Женеве"" [1894 - 1898] и оставшегося неоконченным: ""Опыт истории мысли нового времени""); ""Исторические письма"" (см. выше); ""Народники-пропагандисты 1873 - 1878 годов"" (1907) и др. Лавров писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России. В первом томе ""Jahrbuch fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik"" (Людвига Рихтера, Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России. В ""Neue Zeit"" 1880 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина. Лавров называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически творческая. Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой - возможность постановки нами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного. Но как то, так и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское. Нравственность не прирожденна человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же, как далеко не все доходят до научного мышления. Прирожденно человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений. Большинство останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы. Прогрессом Лавров считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскивание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача - отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. - См. П.Н. Милюков ""П.Л. Лавров"" (некролог, ""Мир Божий"", 1900, № 3); С. Ан-ский ""П.Л. Лавров"" (""Русское Богатство"", 1905, № 8); ""Воспоминания педагога"", В.Г. фон Бооля (""Русская Старина"", 1904, № 9); ""Страничка из воспоминаний"", Лесевича , в сборнике ""На Славном Посту""; Засодимский ""Страничка из литературных воспоминаний"" (""Исторический Вестник"", 1904, № 5); ""Семидесятилетие П.Л. Лаврова"" (издание группы старых народовольцев, Женева, 1893); Кареев ""Теория личности П.Л. Лаврова"" (""Историческое Обозрение"", 1901; перепечатано во II т. ""Собрания сочинений"" и отдельно); М. Негрескуль (дочь Лаврова) ""Отрывки из воспоминаний"" (о бегстве П.Л. Лаврова из Кадникова, ""Сын Отечества"", 1905, № 245); Русанов ""Социалисты Запада и России"" (1908); его же ""П.Л. Лавров"" (""Былое"", 1907); Раппопорт ""Социальная философия Лаврова"" (1905); ""К процессу П.Л. Лаврова"" (""Былое"", 1906); П.Л. Лавров ""О себе самом"" (""Вестник Европы"", сентябрь и октябрь, 1910); Tcheskis ""La philosophie sociale de L."" (Петроград., 1913).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Лавров, Петр Лаврович

Лавров Петр Лаврович

— философ позитивистического направления, русский эмигрант. Род. в 1823 г.; окончил курс в артиллерийском училище; был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861—64 гг. — редактором выходившего тогда "Энциклопедического Словаря", негласным редактором "Заграничного Вестника". В конце шестидесятых годов Л. подвергся административной ссылке и бежал за границу, где редактировал социалистические издания на русском языке. Помимо множества статей по философии, педагогии, антропологии, истории, литературе, политической экономии, помещенных в разных журналах и газетах, Л. издал отдельно: "Очерки вопросов практической философии" (СПб., 1860); "Три беседы о современном значении философии" (СПб., 1861); "Очерк истории физико—математических наук" (вып. 1, СПб., 1866; в "Мор. Сборнике" 1865—66 г. напечатано гораздо больше, чем в отдельном издании); "Исторические письма" (СПб., 1870); "Опыт истории мысли" (вып. 1, СПб., 1874); "L´idée du progrès dans l´anthropologie" (П., 1873); "Опыт истории мысли нового времени" (т. I, Женева, 1888 и сл.); "Государственный элемент в будущем обществе" (Л., 1876). Л. называет свое учение антропологизмом и видит элементы его у Протагора, древних скептиков, сенсуалистов, Конта и особенно у Фейербаха. Философская мысль есть специально мысль объединяющая, теоретически-творческая. Она черпает весь свой материал из знания, верования и практических побуждений, но вносит во все эти элементы требование единства и последовательности. Всякое мышление и действие предполагает, с одной стороны, мир, как он есть, с законом причинности, связывающим явления, с другой — возможность постановки вами целей и выбора средств по критериям приятнейшего, полезнейшего, должного. Но то и другое существует не само по себе, а для нас; следовательно, исходной точкой философского построения является человек, проверяющий себя теоретически и практически и развивающийся в общежитии. Антропологизм допускает три здоровые области зрелого теоретического мышления: знание, свободное сознательное творчество искусства, критически-объединяющее творчество философское. Нравственность не прирождена человеку: далеко не все вырабатывают себе нравственные побуждения, точно так же как далеко не все доходят до научного мышления. Прирождено человеку лишь стремление к наслаждению; развитой человек вырабатывает наслаждение нравственной жизнью и ставит его на высшую ступень в иерархии наслаждений. Большинство останавливается на способности расчета пользы. Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкой представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой — не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача — отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см. Антонович, "Два типа современных философов" ("Совр." 1861, 4), Д. Писарев. "Схоластика XIX в." ("Рус. Сл." 1861, 5); H. Шелгунов, "Историческая сила критической личности" ("Дело", 1870, 11); П. Щебальский, в "Русском Вестнике" (1871, 2); A.A. Козлов, в "Знании" (1871, 3); С. Южаков, "Субъективный метод в социологии" ("Знание", 1873,10); П. Никитин (Ткачев), "Роль мысли в истории" ("Дело", 1875, 9 и 12); В. А. Попов, "О самозарождении организмов" ("Прав. Собес." 1877, 5); В. К., "Позитивизм в русской литературе" ("Рус. Бог." 1889, 4—6); H. Г. Дебольский. "О высшем благе" (стр. 2—7, 26—51); J. Kolubowsky, "Philosophie in Russland" ("Zeitschr. f. Philos.", т. 103).

{Брокгауз}



Лавров, Петр Лаврович (дополнение к статье)

— русский политический деятель, философ и публицист (дополнительная статья о той стороне деятельности Л., о которой ранее нельзя было писать по цензурным условиям). В 1866 г., после покушения Каракозова, Л. был арестован и предан военному суду. Непричастность его к Каракозовскому делу не подлежала ни малейшему сомнению; суд признал его виновным только в сочинении нескольких революционных стихотворений, в близости к людям преступного направления (Чернышевскому, Михайлову и др.) и в проведении вредных идей путем легальной печати. Л. был приговорен к увольнению со службы (в чине полковника) и ссылке в Кадников Вологодской губернии. Оттуда он сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Неделе"; в последней им были напечатаны в 1868—69 гг. его знаменитые "Исторические Письма", подписанные псевдонимом: Миртов. В феврале 1870 г. Герман Лопатин организовал побег Л. из Кадникова. Л. поселился в Париже, где его застала осада города германскими войсками и коммуна; во время последней он сблизился со многими коммунарами, в особенности с Варленом. Из Парижа Л. отправился в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсоном, с которыми сохранял дружеские отношения до их смерти. Там он вступил в международное общество рабочих. В 1872 г. делегаты от русских революционных кружков предложили Л. организовать издание русского заграничного журнала. Л. согласился, переехал в Цюрих и с 1873 по 1875 г. издал 3 тома непериодического издания "Вперед" (см. доп. ст.), при котором в 1875—77 гг. выходила двухнедельная газета под тем же названием. "Вперед" выступил с программой рабочего и в особенности крестьянского социализма, выставив своей задачей подготовление социальной революции. Программа была построена на признании двух родов борьбы, которую должен вести всякий мыслящий человек: "борьбы реального миросозерцания против миросозерцания богословского, науки против религии", и "борьбы труда против праздного пользования благами жизни, борьбы равноправности личности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьбы рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьбы свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьбы за реализацию справедливейшего строя общества". Главным классом, на который рассчитывал "Вперед", был тем не менее не класс рабочий, а класс крестьянский; социализм журнала "Вперед" был вполне окрашен в крестьянский оттенок. Журнал, редактированный Л. (кроме последнего, 5-го тома), был органом революционного народничества, выразившегося в так называемом хождении в народ в 1870-х гг. Он вел борьбу не только с русским правительством, но и с анархизмом Бакунина. Л. не вполне разделял надежды тогдашних народников на революцию и ее торжество в скором времени, самое большее в 2 — 3 года, но все же был не очень далек от подобных верований. Вера в близость революции создала в России благоприятную почву для идеи Бакунина и Ткачева, находившей сильный отголосок даже в кругах народников (напр. у Мышкина), что живому человеку теперь поздно учиться, что он все свои силы должен посвятить активной деятельности, довольствуясь тем запасом знания, какой у него имеется, подобно тому как, находясь у постели умирающего, поздно отправляться в медицинскую школу, а нужно лечить на основании имеющихся знаний. Л., напротив, очень высоко ценил науку и знание и потому энергично боролся с этой идеей, требуя от молодежи ученья. Арест почти всех деятелей народнической фазы революционного движения в России (1874—5 гг.), за которым последовал ряд политических процессов (так называемый процесс 50-ти в Москве и 193-х в Петербурге 1877—78), нанес сильный удар народническому направлению, особенно в практической его деятельности, и последняя должна была изменить свой характер. Под влиянием событий в России произошло изменение и в политическом миросозерцании Л. Увлекаемый ходом революционной мысли в России, ни в каком случае не идя впереди ее, он в конце 1870-х гг. сделался, хотя и не безусловным и несколько колеблющимся, сторонником нового революционного направления, известного под именем народовольчества (см. Народная Воля). В 1882 г. Л. был одним из основателей в Париже "Красного Креста Народной Воли" (см.), за что был выслан из Франции; в 1883 г. он получил возможность вернуться в Париж, где и жил до самой смерти. С 1883 по 1886 гг. он был одним из редакторов непериодического издания: "Вестник Народной Воли". В 1892—96 гг. Л. принимал участие в издании " Материалов для истории русского социально-революционного движения", в которых поместил две статьи: "История социализма и русское движение" и "Народники 1873—78 гг.". Вообще Л. писал чрезвычайно много как в легальных, так и в нелегальных изданиях. Его псевдонимы в легальной литературе Миртов, Щукин, П. Кедров, П. Угрюмов, П. Крюков, С. Кошкин, П — ский и многие др. Библиографию его сочинений см. в "Вопросах психологии и философии" (1890), в "Материалах для истории философии в России" Я. Н. Колубовского и во "Введении в изучение социологии" Н. И. Кареева. Библиографии его нелегальных сочинений нет. Начиная с конца 1890-х гг. стали появляться также в России частью старые, частью новые работы Л., выходившие под разными псевдонимами. Так появились: С. С. Арнольди, "Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли", издание М. Ковалевского (Москва, 1898); Арнольди, "Современные учения о нравственности и ее истории" (СПб., 1904); Арнольди, "I. Кому принадлежит будущее. II. Из рукописей 1890-х гг." (СПб., 1905); Доленга, "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903; несколько сокращенная по цензурным причинам перепечатка самого замечательного из философских сочинений Л., изданного за границей и оставшегося неоконченным: "Опыт истории мысли"); "Исторические письма" (издание редакции "Русское Богатство", СПб., 1905). Л. писал и на иностранных языках, преимущественно статьи о России. В первом томе "Jahrbuch für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, herausgegeben von Dr. Ludwig Richter" (Цюрих, 1879) ему принадлежит обозрение истории революционного движения в России. В "Neue Zeit" 1889 г. он напечатал биографию и характеристику своего друга Германа Лопатина. Умер Л. 25 января 1900 г. См. П. Н. Милюков, "П. Л. Л." (некролог, "Мир Божий", 1900, № 3); С. Ан-ский, "П. Л. Л." ("Русское Богатство", 1905, № 8); "Воспоминания педагога", В. Г. фон Бооля ("Русская Старина", 1904, № 9); "Страничка из воспоминаний", Лесевича, в сборнике "На Славном Посту"; Засодимский, "Страничка из литературных воспоминаний" ("Исторический Вестник", 1904, № 5); "Семидесятилетие П. Л. Л. Отчет о праздновании 14 июля 1893 г." (издание группы старых народовольцев, Женева, 1898); Кареев, "Теория личности П. Л. Л." ("Историческое Обозрение", 1901); М. Негрескул (дочь Л.), "Отрывки из воспоминаний" (о бегстве П. Л. Л. из Кадникова, "Сын Отечества", 1905, № 245); J. Halaida, "Peter Lаwrow" ("Socialistische Monatshefte", 1900).

В. В—в.

{Брокгауз}



Лавров, Петр Лаврович

(1823—1900) — бывш. преподаватель Мих. арт. училища и ред-р "Арт. Журн.", впоследствии известн. рус. эмигрант и философ позитив. направления. Окончив курс Мих. арт. училища в 1842 г. прап-ком, Л. был сейчас же перечислен в офиц. классы его (ныне Мих. арт. академия), по окончании которых в 1844 г. был оставлен репет-ром, а в 1849 г. утвержден в должности преподавателя математики. В 1853 г. в чине штабс-капитана зачислен в лейб-гвардии 2-ю арт. бригаду и утвержден чл. конф-ции Мих. арт. академии. В 1855 г., во время Крымск. кампании в чине кап. был командирован летом в крепость Нарву в помощь начальнику гарнизона. В 1858 г. произв. в полк., а в 1860 г. утвержден, кроме того, в должности наставника-наблюдателя в Конст. воен. училище. В апр. 1866 г. был арестован по подозрению в соучастии в деле Каракозова, но на воен. суде, которому он был передан в авг. того же года, ясно была установлена его непричаст-ть к делу, а "за хранение у себя сочинений преступного содержания и за близкие сношения с людьми, известными правительству своим преступным направлением", он был приговорен к 3-мес. аресту, причем генерал-аудиториат нашел, что Л. не может быть терпим на службе; в начале 1867 г. он был уволен в отставку с чином полковника и сослан на поселение внутрь России под строг. надзор полиции. Вскоре ему удалось скрыться за границу, где он оставался до смерти, посвятив себя всецело философской, литературной, а отчасти и революц. деятельности, оставив после себя много крупных сочинений, гл. обр., по философии. Как препод-тель, Л. пользовался больш. уважением слушателей (В. К. Позитивизм в рус. лит-ре. "Рус. Бог.", 1889).

{Воен. энц.}



Лавров, Петр Лаврович

изв. социолог и философ, теоретический вождь революц. движений 1870-х гг., б. проф. Михайловск. артилл. акад., р. 2 июня 1823 в с. Мелехове, Псковск. г., в двор. семье, † 25 июня 1900 в Париже (псевд. Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов).

{Венгеров}



Лавров, Петр Лаврович

[1823—1900] — социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, — был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой "Земли и воли". После покушения Каракозова Л. был арестован и сослан в Вологодскую губ. В ссылке Л. было написано самое известное его произведение — "Исторические письма". В 1870 он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с зап.-европейским рабочим движением и вступил в число членов I Интернационала. В целях организации помощи осажденной Парижской Коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873—1877 редактирует журн. "Вперед" и одноименную двухнедельную газету [в 1875—1876] — органы возглавлявшегося Л. направления русского народничества, так наз. лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 редактирует вместе с Тихомировым "Вестник Народной воли". Л. умер в Париже, где и похоронен. По философским своим воззрениям JI. был эклектиком, пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Лангe, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертом его мозаичного миросозерцания был позитивистический агностицизм. Как историк и социолог Л. был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство ("критически мыслящие личности"). Поэтому первой задачей революционных деятелей является выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Л. дал следующую формулировку: "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости". Морализующий и академический характер социально-политической программы Л. сделал его вождем правого крыла русских революционеров 70-х гг. Революционный подъем 70-х гг. привел к быстрой потере Л. его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму. Призывая к единству всех социалистических направлений, Л. стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Л. носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых соц.-дем. кружков в России.

В вопросах искусства Л. первоначально [в 50—60-х гг.] стоял на позиции чистого искусства. В 70—80-х годах Л. стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (ст. "Два старика", 1872, — о Гюго и Мишле — и др.), не переставая говорить о "стройности формы". Реакционное искусство признается им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Л. один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи "Лирики тридцатых и сороковых годов" — о Гервеге, Эб. Эллиоте и др., 1877). В 90-х гг. Л. становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки: единственная задача, которая по его мнению останется за искусством, — это "украшение жизненных и научных потребностей". Эта динамика воззрений Л. на литературу дала себя знать в статьях, посвященных явлениям зап.-европейской литературы (помимо упомянутых статей — "Лаокоон Лессинга", 1860, "Мишле и его Колдунья", 1863, "Г. Карлейль", 1881, "Лонгфелло" и "Шекспир в наше время", 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Л. (см. "Критика"). Порицая писателя за "отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности" (статья "Лонгфелло"), Л. преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как Гюго, Гервег, Уитмен и др., давая им не лишенные социальной и политической остроты характеристики.

Л. был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства. Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Л. своеобразные ноты — теорию уплаты долга народу за привилегированное положение свое и своих предков.

Библиография: II. Русанов Н., Лавров, Очерк его жизни и деятельности, в кн. "Социалисты Запада и России", СПб, 1908; "П. Л. Лавров", Сборн. статей, изд. "Колос", П., 1922; Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисл. Рязанова, "Под знаменем марксизма", 1922, май — июнь; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Собр., сочин., т. II; Его же, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Собр. сочин., т. VII; Его же, О социальной демократии в России, Собр. сочин., т. IX; Горев. Б., Лавров и утопический социализм, "Под знаменем марксизма", 1923, № 6—7; Фриче В., Лавров и чистое искусство, там же; Козьмин В., Ткачев и Лавров, сборн. "воинствующий материалист", кн. I, М., 1924; Ладоха Г., Исторические и социологические воззрения П. Л, Лаврова, в сборн. "Русская историческая литература в классовом освещении", т. I, М., 1927; Книжник-Ветров Ив. С., II. Л. Лавров, М., 1930.

В. Кирпотин.

{Лит. энц.}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Лавров Петр Лаврович — 0

Найдено научныех статей по теме Лавров Петр Лаврович — 0

Найдено книг по теме Лавров Петр Лаврович — 0

Найдено презентаций по теме Лавров Петр Лаврович — 0

Найдено рефератов по теме Лавров Петр Лаврович — 0