Лазарь
расколоучитель, лишенный сана священник, сожжен 1 апр. 1681 в Пустозерске.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Лазарь
священник. Настоятель церкви в Вышгороде, в которую перенесли в 1072 г. мощи Бориса и Глеба. По версии В. Н. Татищева, именно этот Лазарь стал в 1105 г. епископом переяславским.
ПВЛ: 121,322; Татищев: 180.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
Лазарь
киево-михайловский игумен. В ПВЛ под 1088 годом говорится об освящении церкви св. Михаила в Выдубицком монастыре митрополитом Иоанном, епископами Лукою, Исаем и Иваном. Игуменом этого монастыря назван Лазарь.
ПВЛ: 137, 338; Татищев: 95.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
ЛАЗАРЬ
до 1611-82), деятель раннего старообрядчества, священник. Сблизился с "Кружком ревнителей благочестия". В 1653 выступил против реформ патриарха Никона, сослан в Тобольск. В 1667 лишен сана и предан анафеме, сослан в Пустозерск. Сожжен в срубе вместе с Аввакумом Петровым.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЛАЗАРЬ
первая половина IX в.) – знаменитый живописец эпохи иконоборчества. Он был заключен в тюрьму по приказу императора Феофила (829 – 942), но продолжал писать иконы. Ему приписывают икону с изображением Иоанна Крестителя, считавщуюся чудотворной. После восстановления иконопочитания Лазарь выполнил мозаичное изображение Христа над Халкскими воротами.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Лазарь
владимирец. В 1097г. Васильке и Володарь Ростиславичи осадили Давыда во Владимире и потребовали выдать Василя, Лазаря и Туряка, т. к. именно последние подговорили Давыда ослепить Василька. Владимирцы заставили выдать Василия и Лазаря, а Туряк бежал в Киев. Василь и Лазарь были повешены за ноги и расстреляны из луков.
ПВЛ: 177,379,380; Татищев: 117.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
Лазарь
переяславский епископ. 12 ноября 1105 года поставлен митрополитом Никифором епископом в Переяславле. В 1115 г. участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь. Умер Лазарь в 1117г. У В. Н.Татищева есть сообщение, что в 1072 году, когда Ярославичи - Изяслав, Святослав, Всеволод, перенесли мощи Бориса в новую церковь, эту церковь содержал Лазарь. Не исключено, что речь идет о двух разных исторических личностях.
ПВЛ: 185,199,202,388,401,404;Татищев: 125,130,133,285; НПЛ: 19,197,203.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
ЛАЗАРЬ
Лазар Хребелянович (ок. 1329 - 15.VI.1389) - один из серб. князей (1371-89) периода феод. раздробленности. В нач. 70-х гг. владения Л. простирались от г. Ново-Брдо на Ю. и до Белграда вкл. на С. После смерти короля Уроша (1371), заручившись поддержкой Венгрии (ценой признания ее верх. власти), Л. пытался объединить серб. земли. В 1373 в союзе с боснийским баном Твртком Л. одержал победу над др. серб. феодалом Николой Алтомановичем и присоединил к своим владениям обл. Ужице и Рудника. К кон. 70-х гг. под властью Л. находились все сев. и центр. серб. земли. Понимая опасность тур. нашествия, Л. энергично готовился к отражению тур. нападения. В 1386 войска Л. нанесли поражение туркам в битве у Плочника. Погиб Л. в битве на Косовом поле.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Лазарь
Лазарь - Евангельская притча о богатом и Лазаре послужила сюжетом для великорусских и малорусских духовных стихов. В духовном стихе богатый и Лазарь являются братьями. В некоторых вариантах и богатый, и бедный носят имя Лазаря. Стих поется на заунывный мотив; отсюда выражение ""петь Лазаря"". Сюжет о богатом и о Лазаре разрабатывался также старинной русской драматической литературой. На этом сюжете построена пьеса ""Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным"", поставленная в 1701 г. на сцене московской славяно-латинской академии. Тексты духовных стихов см. в ""Каликах перехожих"" Бессонова, в ""Сборнике"" Варенцова и др. Текст пьесы в ""Русских драматических произведениях 1672 - 1725 годов"", Тихонравова (ч. II).
Источник: Биографический словарь. 2008
Лазарь
евр. Елиезар-Божья помощь)-а) (Лк 16.20,23-25)-нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы-лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);
б) (Ин 11.1,2,5,11,14,43; 12.1,2,9,10,17)-житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Ин 11.45), а первосвященники и фарисеи окончательно положили убить Его (Ин 11.53), а также и Лазаря (Ин 12.10).
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
Лазарь
1) из Вифании, брат Марфы и Марии, которого любил Иисус (Иоан. 11:5) и часто у него бывал (Лук. 10: 38) Однажды, когда Иисус находился в местности к югу от Иордана, Его известили о болезни Его друга Лазаря. Когда же, через несколько дней после этого, Иисус пришел в Вифанию, то Лазарь уже умер и пролежал четверо суток во гробе. Иисус, видя и слыша всех окружающих, прослезился около его гроба, потом воскресил Лазаря и сделал живым свидетелем Своей власти над смертью (Иоан. 11). После этого Лазарь сидел за столом с Иисусом на пиршестве в Вифании, где Мария помазала Иисуса (Иоан. 12:2 и дал.). Воскрешение Лазаря обратило всеобщее внимание на Иисуса, и многие после этого уверовали в Него (Иоан. 12:9, 11,17); священники же сделали совещание, на котором решили убить Лазаря (Иоан. 12:10). 2) Лазарь, который упоминается в притче Иисуса (Лук. 16:19 и дал.). У дверей богатого, имевшего всегда излишек в пище и питье человека, лежал нищий, голодный и покрытый струпьями Лазарь. Когда он умер, то отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Богач же после смерти оказался в месте мучения.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
ЛАЗАРЬ
по Евр Елиезар (Божья помощь) — имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: Лк 16:19-31 — имя нищего, названного так Господом в Его высоко назидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. “В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.” Название Лазаря доселе еще слышится в наименованиях лазарет (больница по преимуществу для бедных), и в Итальянском слове Лаццарони, иначе — нищие. Ин 11:1-5 и др.; брат Марфы и Марии, живший с своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти Иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такою чудною и величественной простотою, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви. Сын Божий прослезился при гробе умершего, и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Наег. 66, 34) и был епископом на о. Кипре, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990