ЛЕДИ, БУДЬТЕ ПОСЛУШНОЙ, ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ЛИБЕРЕЙТОРА

Найдено 1 определение
«ЛЕДИ, БУДЬТЕ ПОСЛУШНОЙ», ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ «ЛИБЕРЕЙТОРА»
В 440 милях к югу от Бенгази, в сердце заброшенной, бесцветной, выжженной земли, превратившейся давным-давно в Ливийскую пустыню, покоятся обломки бомбардировщика военных лет. Это «Консолидейтед B-24 Либерейтор». На его фюзеляже хорошо различимы номер 64 и выцветшая от солнца надпись: «Леди, будьте послушной». В апреле 1943 года самолет взлетел с аэродрома в Солуке, расположенного на береговой полосе южнее Бенгази, чтобы атаковать вражеские цели в Италии, и бесследно исчез. С того дня прошло более шестнадцати лет. Только в конце лета 1959 года в штаб-квартиру военно-воздушных сил Соединенных Штатов (ВВС США) поступило донесение с базы Уилус в Ливии о том, что геологическая экспедиция обнаружила в пустыне обломки большого самолета времен Второй мировой. На транспортном самолете C-47 была отправлена поисковая команда с приказом приземлиться поблизости и обследовать обломки. Мрачная перспектива обнаружить истлевшие останки пропавшего вместе с бомбардировщиком экипажа всю дорогу не покидала поисковиков. C-47 удачно приземлился на усыпанный гравием грунт. Поисковиков встретили обжигающий зной и мертвое молчание. Они быстро распознали в разбитом самолете «Либерейтор» и направились к обломкам. Их глазам предстало удивительное зрелище: на металлических частях бомбардировщика не было признаков коррозии, сухой, как из печи, воздух пустыни превосходно сохранил его. Выглядел он так, будто вырвался из оков времени и упал здесь только вчера. Он лежал на брюхе, правое крыло немного поднялось, а левое зарылось в песок. Задняя часть фюзеляжа и хвост отвалились и лежали поодаль. Один из его знаменитых лучеобразных двигателей «Туин уосп» был оторван. Правое шасси далеко отброшено, причем шина все еще оставалась накачанной. Вокруг в беспорядке валялись кислородные баллоны, стальные каски, аптечки первой помощи, ремни портупей и предметы обмундирования. Поисковики осторожно заглянули внутрь фюзеляжа. К счастью, они не натолкнулись на мумифицированные останки. Внутри было совершенно пусто. Изнемогая от нестерпимого зноя, они все же провели полный внутренний осмотр. Проверили радиоприемник: он все еще был в рабочем состоянии; вскрыли герметичные фляжки с теплым кофе, который неожиданно оказался пригодным для питья. Топливо в баках «Либерейтора» было практически израсходовано. Три из четырех двигателей должны были неминуемо заглохнуть еще в полете, поскольку лопасти пропеллеров для снижения лобового сопротивления были «зафлюгированы» — повернуты острыми кромками к воздушному потоку. Четвертый двигатель в момент катастрофы, похоже, еще работал. Стало ясно, что экипаж воспользовался парашютами. В последние минуты бомбардировщик летел на автопилоте, вероятно, для того, чтобы сохранить устойчивость, пока люди покидали борт. На «Либерейторе» не было видимых признаков повреждений, полученных в бою; очевидно, экипаж оставил самолет, когда в нем кончилось топливо. И только один вопрос остался без ответа: «Что этот самолет делал здесь, за сотни миль от места, где ему следовало быть?» По возвращении на базу Уилус поисковики написали рапорт о находках на месте катастрофы и отправили его в Вашингтон. Из военных архивов ВВС США были извлечены подробные данные о бомбардировщике и его экипаже. Так была раскрыта тайна их последнего полета. Экипаж «Либерейтора» № 64 под командой старшего лейтенанта Уильяма Дж. Хэттона из Нью-Йорка впервые собрался вместе в марте 1943 года на базе ВВС США в Моррисоне (Флорида). Среди членов экипажа были лейтенант Роберт Ф. Тоунер из Норт-Этлборо (Массачусетс), лейтенант Дэвид П. Хейс из Лис-Саммита (Монтана), лейтенант Джон С. Воравка из Кливленда (Огайо), техник-сержант Харольд С. Рипслингер из Сагино (Мичиган), техник-сержант Роберт Э. Ламотт из Лейк-Линдена (Мичиган), штаб-сержант Ги Э. Шелли из Нью-Камберленда (Пенсильвания), штаб-сержант Вернон Л. Мур из Нью-Бостона (Огайо) и штаб-сержант Самьюэл Р. Адамс из Юрика (Иллинойс). Это они выбрали для своего «Либерейтора» имя «Леди, будьте послушной» и написали его на носу бомбардировщика. Почти сразу после получения назначения на службу за океаном они отправились в долгий трансатлантический перелет, чтобы войти в состав 376-го подразделения бомбардировщиков в Солуке в Ливии. 4 апреля 1943 года Хэттон и его экипаж получили первое боевое задание: в составе двадцати пяти B-24 нанести удар по аэродромам противника под Неаполем. Вылет был назначен на 13.30, так что бомбардировщики должны были попасть в район расположения целей в сумерках. Обратный путь им предстояло делать уже в темноте, чтобы к полуночи вернуться в Солук. Архивные данные свидетельствуют о том, что одиннадцать B-24 атаковали главную цель, остальные бомбили второстепенные. Некоторые самолеты были повреждены огнем зениток, у других отказали двигатели на пути домой; песок пустыни — не подарок для авиационных двигателей, для летчиков это вылилось в целую проблему. Все же к 24 часам бомбардировщики в целости были дома, за исключением одного. Невернувшимся самолетом оказался «Леди, будьте послушной». Спустя несколько минут после полуночи диспетчерская вышка в Бенгази получила вызов от пропавшего самолета. Хэттон информировал диспетчера, что не может найти аэродром из-за плотных облаков, окутавших все побережье Северной Африки, и что он сильно озабочен убывающим запасом топлива. Он запросил радиоориентир с тем, чтобы по наводке лететь в Бенгази. Диспетчерская вышка дала ориентир, но «Леди, будьте послушной» так и не вернулся. Поиск над морем, организованный на следующий день, не принес результатов, не удалось найти никаких следов бомбардировщика и его экипажа. Предположили, что, потерпев катастрофу, они канули в пучине Средиземного моря. Первой причиной, приведшей к трагедии, была перемена погоды. Ветер изменился на северо-восточный и усилился, чего экипаж вовремя не заметил. Скорость самолета относительно земли зависит от направления и скорости ветра, с которым он встречается, так что неожиданный сильный хвостовой ветер продвигал «Леди, будьте послушной» в южном направлении гораздо быстрее, чем это представлял себе его командир. Второй причиной был сам роковой радиоориентир. Радиопеленгационная аппаратура в 1943 году была довольно примитивна — работа ее основывалась на вращении рамочной антенны. Когда такая антенна вращалась, подхватывая радиосигнал максимальной интенсивности, идущий от самолета, на указателе курса фиксировался в градусах наипозднейший из пеленгов. Он должным образом был зарегистрирован диспетчером в Бенгази, который сообщил Хэттону, что «Либерейтор» находится на верном направлении — под углом 330 градусов к Бенгази, иначе говоря, где-то северо-западнее аэродрома. Получив информацию, штурман должен был последовательно выверить положение магнитной стрелки, скорость ветра и скорость самолета и быстро поднять бомбардировщик выше, чтобы прорваться сквозь облака, а затем по радионаводке безопасно приземлиться. Здесь-то и затаился просчет. Фактический пеленг «Либерейтора» составлял 150 градусов от Бенгази, другими словами, самолет находился юго-восточнее аэродрома. По шкале компаса это было в точности противоположное направление. Оборудование на диспетчерской вышке не позволяло узнать о случившемся. Там все еще были уверены, что B-24 держит верный курс. Да и как иначе, если принимаемый радиосигнал звучал при 150° точно так же, как при 330°. «Леди, будьте послушной» и его экипаж неуклонно летели вглубь пустыни навстречу бедствию. В какой-то момент, когда горючее практически кончилось, лейтенант Хэттон должен был выбрать единственно приемлемый план действий. Не имея шанса на безопасное приземление в темноте пустыни, он отдал команду покинуть самолет. Через несколько лет после обнаружения обломков самолета «Леди, будьте послушной» ВВС США организовали наземный поиск в этом районе, чтобы узнать, что стало с экипажем. В конце концов поисковая партия нашла первый ключ к разгадке в трех летных унтах, уложенных в виде стрелки приблизительно в восьми милях от места катастрофы. Поисковики последовали в указанном направлении и нашли еще больше брошенных предметов; все это подсказывало маршрут, которым следовали летчики. Они, должно быть, верили в чудо, до последней минуты надеясь, что местонахождение их самолета будет обнаружено и спасение скоро придет. Неизвестно, все ли уцелели после приземления. Поисковики шли по мрачным следам, отмеченным теперь обрывками парашютной ткани, которую летчикам приходилось использовать для зашиты от палящего солнца пустыни, а по ночам — от сильного холода. Наконец, на краю этого страшного пространства, называемого Великим Песчаным Морем, и этот след оборвался. Где-то здесь экипаж самолета «Леди, будьте послушной» испытал предсмертную агонию, и песок, очертания которого постоянно движутся и меняются под вихрями пустынных ветров, скрыл их последний приют.      

Источник: 100 великих тайн Второй мировой. 2009