ЛЕВ ДИАКОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВ ДИАКОН
р. ок. 950) — визант. историк. Автор «Истории» (в 10 кн.), охватывающей период 959 — 975 (с экскурсами вплоть до 989). «История» Л. Д. содержит обширный фактич. материал не только по вопросам внутр. истории Византии этого времени, но и по древ. истории Киевской Руси и Болгарии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЛЕВ ДИАКОН
Leon Diakonos) - визант. хронист кон. 10 в. Принадлежал к придворным кругам. Участвовал в походе имп. Василия II на болгар в 986. "История в X кн." Л. Д. написана ок. 990, посв. событиям 959-76 (отражено и нач. правления Василия II). 1-я ч. "Истории" - пересказ не дошедшего до нас источника того же времени (т. н. "Истории Фок"), 2-я ч. написана на основании личных наблюдений и рассказов очевидцев. Идеализация Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия, по-видимому, преследовала цель подчеркнуть бедственное положение Византии в нач. правления Василия II. Это соч. - важный источник для истории Др. Руси (описание походов кн. Святослава на Балканы). Соч.: Leonis Diaconi Caloensis Historiae libri X, Bonnae, 1828.

Лит.: Сюзюмов М., Об источниках Л. Д. и Скилицы, "Визант. обозрение", 1916, т. 2; Каждан А. П., Из истории визант. хронографии X в., "Визант. врем.", 1961, т. 20.

А. П. Каждан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Лев Диакон
ок.950 - ок.1000) один из крупнейших визант. хронистов второй пол. X в. Родился в малоазийском селении Калоя в провинциальной семье, учился в Константинополе. После окончания учебы стал служащим при патриаршей канцелярии и, возможно, был возведен в сан патриаршего диакона. В нач. 80-х гг. Л.Д. уже состоял в придворном клире. В должности императорского придворного диакона он сопровождал императора Василия II в окончившемся неудачно болгарском походе 986 г. Л.Д. — автор «Истории» (в 10 книгах), в которой он описал современные ему события внутренней и особенно внешнеполит. жизни империи, причем попытался их осмыслить и дать им оценку. Его повествование охватывает 959—976 гг. (правление Романа II, Никифора II Фоки и Иоанна Цимисхия), хотя в ряде экскурсов он сообщает факты, относящиеся и к более позднему времени (вплоть до 992 г.). «История» Л.Д. — ценный источник по истории не только Визант. империи, но и Болгарии и Древней Руси. Кроме «Истории» Л.Д. принадлежит панегирик императору Василию II — «Энкомий, или Льва Диакона к императору Василию слово».
Лит.: Лев Диакон. История. М., 1988; Бибиков MB. Развитие исторической мысли // Культура Византии. Вторая пол. VII—XII в. VI, 1989; Иванов СЛ. Полемическая направленность «Истории» Льва Диакона // Злзант. временник. 1982. Т. 43; Сюзюмов МЯ. Мировоззрение Льва Диакона // Ант. древность и средние века Сб. 8. Свердловск, 1972.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ЛЕВ ДИАКОН
ок. 950 – ?) – автор энкомия, восхвалявшего Василия II, и сочинения «История», в котором он сообщал о себе («Я ... Лев, сын Василия»), о месте своего рождения («Родина моя – Калоэ, прекрасное селение Азии, расположенное у холмов Тмола, близ истоков реки Епистра»), об образовании, полученном в Константинополе. Известно, что, став диаконом в придворном клире, он сопровождал императора Василия II в болгарском походе 986 г., окончившемся поражением. Его книга, освещающая период царствования Романа II, Никифора II Фоки, Иоанна Цимисхия, начинается с размышлений Агафия Миринейского и Прокопия Кесарийского о целях и задачах исторического повествования, его специфике и отличии от поэзии и риторики. Как и другие византийские историки, Лев Диакон считает, что всеми процессами, происходящими в мире управляет божественный промысел и древнегреческая богиня случая и судьбы Тихе. Обращение историка к античности этим не ограничивается. Он сравнивает своих любимых героевимператоров Никифора II и Цимисхия с Гераклом и с Тидеем, одним из участников похода Семерых против Фив, цитирует Гомера, заимствует у Фукидида прием – введение в повествование речей от имени реальных исторических лиц. Лев Диакон умело использует портретные характеристики, построенные на контрасте: у Иоанна Цимисхия светлые волосы, рыжая борода, голубые глаза, низкий рост; Никифор – черноволосый, черноглазый, со смуглым лицом, высокий. Индивидуализирован и портрет русского князя Святослава: среднего роста с мохнатыми бровями, голубыми глазами, плоским носом, густыми усами, наголо обритой головой и серьгой в одном ухе. Историк подробно описывает вторжение Святослава со своей дружиной во Фракию (970 г.), битву с войсками Иоанна Цимисхия под Доростолом в 971 г., победу ромеев и заключение договора во время личной встречи Святослава с византийским императором. Стремясь к правдивости и объективности повествования, Лев Диакон не замалчивает недостатков своих героев, даже тех, кому он симпатизирует (Никифор II, Иоанн Цимисхий), что значительно повышает ценность его сочинения.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012