ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Найдено 1 определение
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
духовные песнопения в христианских церквях, исполняемые во время богослужения. Название происходит от литургии (греч. leiturgia – общее дело, общественное деяние) – главной церковной службы так называемого суточного круга (т. е. ежедневной). На литургии, согласно христианскому вероучению, происходит причащение верующих телом и кровью Иисуса Христа под видом хлеба и вина. Однако литургической поэзией принято именовать не только песнопения, поющиеся на литургии, но и песнопения, исполняемые во время других церковных служб (в рус. православии эти службы именуются утреня и вечерня). Другое название литургической поэзии – гимнография; создателей христианских церковных песнопений называют гимнографами.
Первые произведения, принадлежащие к литургической поэзии, возникли очень рано, еще до официального признания христианства в Римской империи, в 1 в. н. э. Во 2–3 вв. н. э. было создано одно из главных песнопений – гимн «Свете тихий», прославляющий Бога Сына, воплотившегося в Иисусе Христе. Основные формы литургической поэзии были созданы в позднеримский (3–4 вв. н. э.) и в ранневизантийский периоды (5–6 вв.). Это акафист – песнопение, состоящее из 12 строф (икосов), каждая из которых содержит двенадцать парных обращений, начинающихся словом «Радуйся»; икосы чередуются с двенадцатью меньшими строфами, содержащими другой повтор-рефрен («аллилуйя» – славословие Бога по-еврейски). Это кондак – гимн, состоящий из большого (от 18 до 24) числа строф-икосов, объединенных сходным ритмом (силлабическим с элементами тонического) и рефреном; их предваряет зачин – кукулий (греч. «капюшон»). В 8 в. в Византии сложилась новая форма, вытеснившая кондак, – канон – гимн, состоящий из восьми или девяти песен, каждая из которых состоит из зачина-ирмоса и нескольких строф-тропарей, разъясняющих смысл праздника или деяния почитаемого в этот день святого. Еще одна форма (вид тропаря) – стихиры – песнопения, состоящие из нескольких стихов, одинаковых по ритмической структуре и, как правило, предваряемых стихами из Библии.
В литургической поэзии искусно используются риторические обращения, синтаксический параллелизм, прием анафоры, аллитерации и ассонансы, иногда – элементы рифмы.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
521.75 кб

Литургическая поэзия в контексте гомилетики

Чевела Ольга Всеволодовна
В статье ставится проблема влияния патристики и гомилетики на литургическую поэзию. На материале византийской гимнографии рассматриваются способы передачи «чужого слова».
Читать PDF
245.03 кб

Литургические мотивы в поэзии К. Д. Бальмонта

Крохина Надежда Павловна
Рассматриваются образ мира как вселенского храма и трансформация молитвенной темы в поэзии К. Д. Бальмонта. Акцентируется связь его поэзии с христианским космизмом Ф.М. Достоевского.
Читать PDF
451.47 кб

Литургическое слово и образ в поэзии Арсения Тарковского и Марии Петровых

Рылова Анна Евгеньевна
В статье рассматривается роль христианских образов в поэзии XX в. и способы их выражения в тексте.
Читать PDF
164.40 кб

О стилистической функции родительного падежа в византийской литургической поэзии

Чевела Ольга Всеволодовна
Освещаются вопросы поэтического синтаксиса литургической поэзии. Рассматриваются стилистическая и экспрессивная функции родительного имени в тесной взаимосвязи с архитектоникой текста.
Читать PDF
187.64 кб

Антиномичность как типологическая особенность древнехристианской литургической поэзии

Чевела О. В.
Анализируются риторические формы выражения философско-теологических антиномий в контексте отечественной феноменологической герменевтики.
Читать PDF
161.54 кб

«Оружия воинствования нашего не плотские»: образ и понятие в зеркале литургической поэзии

Чевела О. В.