Лятошинский, Борис Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Лятошинский, Борис Николаевич

род. 3 янв. 1895 в Житомире, ум. 15 апр. 1968 в Киеве. Композитор. Нар. арт. УССР (1968). Окончил в 1918 юридич. ф-т Киевского ун-та, в 1919—Киевскую конс. по кл. композиции Р. М. Глиэра. С 1920 преподаватель (с 1935 проф.) Киевской конс. по кл. композиции и оркестровки. В 1935—1938 и 1941—1944 преподавал также в Моск. конс. В 1939—1941 пред. правления Союза композиторов УССР. Гос. премии СССР (1946, 1952).


Соч.: оперы — Золотой обруч (по повести И. Франко "Захар Беркут", Киев, 1930, 2-я ред. Львов, 1971), Щорс (Полководец, Киев, 1938); для солистов, хора и симф. орк. — Торжественная кантата (сл. М. Рыльского, 1939); для хора и симф. орк. — кантата Заповит (сл. Т. Шевченко, 1939); для симф. оpк. — симфонии: I (1918, 2-я ред. 1967), II (1936, 2-я ред. 1940), III (1951, 2-я ред. 1954), IV (1963), V (Славянская, 1966), Фантастический марш (1920), Увертюра на четыре укр. нар. темы (1926), сюита из оперы "Золотой обруч" (1928), увертюра к опере "Полководец" (1938), поэма Воссоединение (к 10-летию воссоединения Украины, 1949), сюита из музыки к фильму "Тарас Шевченко" (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (1955), поэмы Гражина (по А. Мицкевичу, 1955), На берегах Вислы (1958), Славянская увертюра (1961), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), Сюита на славянские темы (1967); для ф-п. и симф. орк. — Славянский концерт (1953); для голоса и симф. оpк. — Три романса на тексты старинных китайских поэтов (1925), два романса: Послание в Сибирь (сл. А. Пушкина) и Элегия (сл. К. Рылеева; оба 1951); для дух. оpк. — Торжественный марш (1931), походные марши (1932, 1936); для ф-п., 2 скр., альта и влч. — Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945); для 2 скр., альта и влч. — квартеты: I (1915), II (1922), III (1928), IV (1943), V (1944); для квартета дерев. дух. инстр. — Сюита (1944); для ф-п., скр. и влч. — трио (1922, 1942); для скр. и ф-п. — Соната (1926), Три пьесы на нар. тадж. темы (1932); для влч. и ф-п. — Две мазурки на польские нар. темы (1953); для альта и ф-п. — Ноктюрн, Скерцо (1963); для валторны и ф-п. — Мелодия (1951); для ф-п. — сонаты: I (1924), II (Соната-баллада, 1925), цикл Отражения (7 пьес, 1925), Баллада (1929), Сюита (1942), Пять прелюдий (1943), Концертный этюд (1965); для голоса, струн. квартета, кларнета, валторны и арфы — Два романса на стихи К. Бальмонта (1923); для голоса и ф-п. — циклы: Лунные тени (сл. П. Верлена, И. Северянина, К. Бальмонта, О. Уайльда, 1923), Из Метерлинка (1924), 4 романса на сл. А. Пушкина (1936), 5 романсов на сл. И. Франко (1940), романсы на сл. П. Шелли, М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, Г. Гейне, А. Плещеева, И. Бунина, А. Блока, М. Рыльского, В. Сосюры, Л. Первомайского и др.; для хора — Времена года (сл. А. Пушкина, 1949), циклы: на сл. Т. Шевченко (1951), на сл. А. Пушкина (1952); музыка к драм. спектаклям, музыка к фильмам, в т. ч. "Тарас Шевченко" (1951); обр. нар. песен — для голоса и ф-п.: сб. Десять укр. нар. песен (1937), 15 укр. нар. песен (1941), Укр. нар. песни (1941), 5 укр. нар. песен (1941), для хора без сопр.: Укр. нар. песня (1942); ред. и оркестровка соч. Н. Лысенко (в т. ч. опера "Энеида", 1927, "Тарас Бульба" в ред. Л. Ревуцкого, 1936—1937), Ц. Пуни, Р. Глиэра.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич
(3 I 1895, Житомир - 15 IV 1968 Киев)
С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые трудные времена своей страны, в самые горькие минуты собственной жизни он оставался искренним, мужественным художником. Лятошинский прежде всего композитор-симфонист. Для него симфонизм - способ жизни в музыке, принцип мышления во всех без исключения произведениях - от крупнейшего полотна до хоровой миниатюры или обработки народной песни.
Непростым был путь Лятошинского в искусстве. Потомственный интеллигент, он в 1918 г. закончил юридический факультет Киевского университета, год спустя - Киевскую консерваторию по классу композиции Р. Глиэра. Бурные годы первого десятилетия века отразились и на первых сочинениях молодого композитора, в которых уже ясно ощутимы его привязанности. Первый и Второй струнные квартеты, Первая симфония насыщены бурными романтическими порывами, изысканно-рафинированные музыкальные темы восходят к позднему Скрябину. Огромно внимание к слову - поэзия М. Метерлинка, И. Бунина, И. Северянина, П. Шелли, К. Бальмонта, П. Верлена, О. Уайльда, старинных китайских поэтов воплотилась в столь же утонченных романсах с усложненной мелодикой, необыкновенным разнообразием гармонических и ритмических средств. То же можно сказать и о фортепианных произведениях этого периода (Отражения, Соната), для которых характерны остроэкспрессивные образы, афористический лаконизм тем и максимально активное, драматически-действенное их развитие. Центральное сочинение - Первая симфония (1918), в ней ярко проявился полифонический дар, блестящее владение оркестровыми тембрами, масштабность замыслов.
В 1926 г. появляется Увертюра на четыре украинские темы, знаменующая начало нового периода, для которого характерно пристальное внимание к украинскому фольклору, проникновение в тайны народного мышления, в его историю, культуру (оперы «Золотой обруч» и «Полководец» («Щорс»); кантата «Заповiт» на ст. Т. Шевченко; отмеченные тончайшим лиризмом обработки украинских народных песен для голоса с фортепиано и для хора a cappella, в которые Лятошинский смело вводит сложные полифонические приемы, а также необычные для народной музыки, но чрезвычайно выразительные и органичные гармонии). Опера «Золотой обруч» (по повести И. Франко) благодаря историческому сюжету из XIII в. давала возможность живописать и образы народа, и трагическую любовь, и фантастических персонажей. Столь же многообразен и музыкальный язык оперы со сложной системой лейтмотивов, непрерывным симфоническим развитием. В годы войны вместе с Киевской консерваторией Лятошинский эвакуировался в Саратов, где в трудных условиях продолжалась напряженная работа. Композитор постоянно сотрудничал с редакцией радиостанции им. Т. Шевченко, которая транслировала свои передачи для жителей и партизан оккупированной территории Украины. В эти же годы созданы Украинский квинтет, Четвертый струнный квартет, Сюита для струнного квартета на украинские народные темы.
Послевоенные годы особенно интенсивны и плодотворны. В течение 20 лет Лятошинский создает прекрасные хоровые миниатюры: на ст. Т. Шевченко; циклы «Времена года» на ст. А. Пушкина, на ст. А. Фета, М. Рыльского, «Из прошлого».
Этапным сочинением стала Третья симфония, написанная в 1951 г. Первой редакции симфонии был предпослан эпиграф: «Мир победит войну». Ее основная тема - борьба добра и зла. После первого исполнения на пленуме Союза композиторов Украины симфония подверглась несправедливо резкой критике, типичной для того времени. Композитору пришлось переделать скерцо и финал. Но, к счастью, музыка осталась жива. По воплощению сложнейшей концепции, музыкальной мысли, драматургическому решению Третью симфонию Лятошинского можно поставить в один ряд с Седьмой симфонией Д. Шостаковича. 50-60-е гг. отмечены громадным интересом композитора к славянской культуре. В поисках единых корней, общности славян пристально изучается польский, сербский, хорватский, болгарский фольклор. Как итог появляются «Славянский концерт» для фортепиано с оркестром; 2 мазурки на польские темы для виолончели и фортепиано; романсы на ст. А. Мицкевича; симфонические поэмы «Гражина, На берегах Вислы; Польская сюита, Славянская увертюра», Пятая («Славянская») симфония, «Славянская сюита» для симфонического оркестра. Панславянизм Лятошинский трактует с высоких гуманистических позиций, как общность чувств и понимания мира.
Теми же идеалами руководствовался композитор в своей педагогической деятельности, воспитав не одно поколение украинских композиторов. Школа Лятошинского - это прежде всего выявление индивидуальности, уважение к иному мнению, свобода поиска. Потому столь непохожи друг на друга в своем творчестве его ученики - В. Сильвестров и Л. Грабовский, В. Годзяцкий и Н. Полоз, Е. Станкович и И. Шамо. Каждый из них, выбрав собственный путь, тем не менее в каждом своем сочинении остается верен главному завету Учителя - оставаться честным и бескомпромиссным гражданином, служителем нравственности и совести. /С. Фильштейн/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.