греч.: слово, поучение, предание, похвала), всеобщая закономерность, внутренний смысл явлений, разумная основа мира. По учению Церкви, Иисус Христос - Логос во плоти, вторая Ипостась Троицы.
ЛОГОС
ЛОГОС
Логос
греч. logos – слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из основный понятий греческой философии. В христианстве отождествлен со вторым лицом троицы.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ЛОГОС
одно из основных понятий древнегреческой философии, введенное Гераклитом: всеобщая мировая закономерность, разумная основа мира. Позже гностики-христиане утверждали, что Л. — это бог-сын, Христос, отголосок этих верований особенно силен в Евангелии от Иоанна. Средневековые схоласты пытались объединить концепции Л. «отцов церкви» и Аристотеля, считавшего Л. мыслью, внешней (высказанная мысль) и внутренней (невысказанная).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Логос
(греч. собирать, упорядочивать в отношении к любой функции человеч. мышления), термин обиходного языка, введ. в философский язык, для обозначения проникновения в смысл явлений и поэтому рационального свойства («логический»). Л. противостоит мифу, для которого характерна трактовка духовной деятельности человека и переживаний как результата вмешательства бога и демонич. сил. Т. о., у Л. много значений: 1. Человеч. слово вообще. 2. Беседа, суждение, пословица, приказ, решение. З. Фантастич. (сказка) или реалистич. повествование. Их авторы назывались логографами. Поскольку у истоков греч. прозаич. произведений стоят сочинения др.-греч. историч. прозы, термин Л. употребляется для обозначения отличного от поэзии жанра прозы. 4. В драме Л. означал диалог действующих лиц, отличный от хорового выступления. 5. В философии: в понимании Гераклита — всеобщий закон, основа мира. У стоиков Л. — мировой разум, которому подчиняются природа и человек; иногда Л. трактовали как слово личного и «живого» бога. Филон Александрийский сформулировал учение о Л. как о вечной божеств, силе (разуме), являющейся как бы «сыном божьим» — посредником между богом и людьми. Он — слово и мысль бога, который с помощью Л. сотворил мир вещей (идеализм). В христианстве этот термин встречается первоначально в Евангелии от Иоанна. Окончательно идентификация Л. с Иисусом Христом, «сыном божьим», его понимание как «вочелостровечивание» утвердились в сочинениях отцов церкви. Понятие Л. широко использовалось авторами религиозных и философских трактатов для метафизич. интерпретации миф. героев и религиозных понятий греч., иудейской и христианской теологии. В античной логике Л. обозначали оценку, толкование и определение понятий. 6. В математике: вычисление, в частности обозначение соотношения, выражающего деление без остатка двух чисел. 7. В грамматике: изречение.
Источник: Словарь античности. 1989