ЛУБОК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛУБОК
народная картинка - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Откликался на политические события,
выполнялся в технике ксилографии, гравюры на ме ди, литографии, дополнялся раскраской от руки

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЛУБОК
(древнерусск. — «липовая кора») — одна из разновидностей народного изобразительного искусства в виде изображения с подписью на липовой коре. Данное произведение народной графики отличается простотой и доходчивостью и предназначено для рас-пространения в народных массах. Выполняется в тех-нике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополняется раскраской от руки. Лубок получил рас-пространение в Китае (с VIII в.), Европе (с XV в.). В России стал известен с XVII в., когда начали печататься лубочные картинки на ручных станках и раскрашиваться от руки. Особой популярностью пользовались луб-ки, иллюстрирующие былины, сказки, притчи. Со второй половины XIX в. в России вслед за лубочными картинками стала издаваться лубочная литература, представлявшая собой дешевые народные издания, содержание которых составляли сказки, былины, рыцарские романы, жития святых, сборники анекдотов, песенники, сонники.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЛУБОК
народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Термин появился в нач. 19 в. Русское слово «лубок» происходит, возможно, от «луб» – верхний слой древесины; из него делали большие короба, в которых разносили народные картинки. Лубом называли также липу, которая служила материалом для печатных досок. Древнейшие лубки появились в Китае. В Европе народные картинки известны с 15 в., в России – с 18 в. Первые европейские и русские лубки представляли собой бумажные иконы, продававшиеся на ярмарках и в местах паломничеств.
Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии, с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными граверами из Санкт-Петербурга – А. Ф. и И. Ф. Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Черно-белые отпечатки раскрашивали от руки яркими, «солнечными» красками – красной, оранжевой, желтой, которые еще сильнее «вспыхивали» на фоне темно-фиолетовых и густо-зеленых. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов, сказочные приключения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича и различные «дива» (морское чудище-кит, найденное в Белом море, комета, «сильный зверь слон»). В лубках часто используется также язык иносказания, гротеска, они могут служить орудием острой политической сатиры: так, Петр I превращается в них то в кота («Кот Казанский»), которого можно похоронить («Мыши кота погребают», кон. 17–нач. 18 в.), то в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – в Бабу-ягу («Яга-баба едет с коркодилом драться», нач. 18 в.). К хлесткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенев и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народногоплощадного театра.
Образы народного искусства, запечатленные в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, отчасти В. Г. Перова. На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приемы народной картинки были творчески использованы В. В. Маяковским и Д. С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
180.88 кб

Лубок, лубочность и синестетичность в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»

Мизюркина Ольга Владимировна
В статье рассматривается значение феномена лубка в музыке И. Стравинского в сопоставлении с его ролью в творческих поисках В. Кандинского. Устанавливается роль синестезии в организации лубочной картинки.
Читать PDF
9.55 мб

ЛУБОК В ИСКУССТВЕ АЛЕКСАНДРА ПОТАПОВА

Шишин Михаил Юрьевич
В статье представляется творчество современного алтайского художника А.Н. Потапова. Приводится его биография и этапы творческого становления; дается анализ его основных работ. Особый акцент делается на главной теме творчества А.
Читать PDF
107.29 кб

Лубок как явление российской массовой культуры XIX века

Захарова М. Е.
Статья посвящена одному из традиционных жанров русского народного искусства. Лубок в Х1Х был явлением массовой культуры и особой популярностью пользовался в российской провинции.
Читать PDF
4.82 мб

Старообрядческий лубок как наглядная полемика и назидание в вере

Маслова Юлия Валерьевна
В статье рассматривается старообрядческий рисованный лубок, который является визуальной полемикой в вопросах веры. Обнаружена связь между сочинением «Поморские ответы» и популярным в старообрядческой среде лубком.
Читать PDF
3.06 мб

Народные картинки Отечественной войны 1812 года и «Сегодняшний лубок»: традиции и новаторство

Михаленко Н.В.
В начале Первой мировой войны (в августе октябре 1914 года) художники К.С. Малевич, В.В. Маяковский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, В.Н. Чекрыгин, Д.Д. Бурлюк выпустили серию рисованных лубков.
Читать PDF
441.71 кб

Литературный лубок и фан-фикшн: трансформация текста в публикациях массовой литературы

Булдакова Юлия Вячеславовна
В статье рассматривается проблема трансформации прецедентного текста в произведениях массовой литературы лубочной картинке и фан-фикшн.

Похожие термины: