народная картинка - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Откликался на политические события,
выполнялся в технике ксилографии, гравюры на ме ди, литографии, дополнялся раскраской от руки
ЛУБОК
ЛУБОК
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЛУБОК
(древнерусск. — «липовая кора») — одна из разновидностей народного изобразительного искусства в виде изображения с подписью на липовой коре. Данное произведение народной графики отличается простотой и доходчивостью и предназначено для рас-пространения в народных массах. Выполняется в тех-нике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополняется раскраской от руки. Лубок получил рас-пространение в Китае (с VIII в.), Европе (с XV в.). В России стал известен с XVII в., когда начали печататься лубочные картинки на ручных станках и раскрашиваться от руки. Особой популярностью пользовались луб-ки, иллюстрирующие былины, сказки, притчи. Со второй половины XIX в. в России вслед за лубочными картинками стала издаваться лубочная литература, представлявшая собой дешевые народные издания, содержание которых составляли сказки, былины, рыцарские романы, жития святых, сборники анекдотов, песенники, сонники.
ЛУБОК
народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Термин появился в нач. 19 в. Русское слово «лубок» происходит, возможно, от «луб» – верхний слой древесины; из него делали большие короба, в которых разносили народные картинки. Лубом называли также липу, которая служила материалом для печатных досок. Древнейшие лубки появились в Китае. В Европе народные картинки известны с 15 в., в России – с 18 в. Первые европейские и русские лубки представляли собой бумажные иконы, продававшиеся на ярмарках и в местах паломничеств.
Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии, с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными граверами из Санкт-Петербурга – А. Ф. и И. Ф. Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Черно-белые отпечатки раскрашивали от руки яркими, «солнечными» красками – красной, оранжевой, желтой, которые еще сильнее «вспыхивали» на фоне темно-фиолетовых и густо-зеленых. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов, сказочные приключения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича и различные «дива» (морское чудище-кит, найденное в Белом море, комета, «сильный зверь слон»). В лубках часто используется также язык иносказания, гротеска, они могут служить орудием острой политической сатиры: так, Петр I превращается в них то в кота («Кот Казанский»), которого можно похоронить («Мыши кота погребают», кон. 17–нач. 18 в.), то в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – в Бабу-ягу («Яга-баба едет с коркодилом драться», нач. 18 в.). К хлесткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенев и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народногоплощадного театра.
Образы народного искусства, запечатленные в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, отчасти В. Г. Перова. На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приемы народной картинки были творчески использованы В. В. Маяковским и Д. С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг.
Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии, с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными граверами из Санкт-Петербурга – А. Ф. и И. Ф. Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Черно-белые отпечатки раскрашивали от руки яркими, «солнечными» красками – красной, оранжевой, желтой, которые еще сильнее «вспыхивали» на фоне темно-фиолетовых и густо-зеленых. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов, сказочные приключения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича и различные «дива» (морское чудище-кит, найденное в Белом море, комета, «сильный зверь слон»). В лубках часто используется также язык иносказания, гротеска, они могут служить орудием острой политической сатиры: так, Петр I превращается в них то в кота («Кот Казанский»), которого можно похоронить («Мыши кота погребают», кон. 17–нач. 18 в.), то в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – в Бабу-ягу («Яга-баба едет с коркодилом драться», нач. 18 в.). К хлесткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенев и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народногоплощадного театра.
Образы народного искусства, запечатленные в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, отчасти В. Г. Перова. На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приемы народной картинки были творчески использованы В. В. Маяковским и Д. С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007