ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Роббиа, Лука делла
Robbia, Luca della), полн. имя — Лука ди Симоне ди Марко делла Роббия (Luca di Simone di Marco della Robbia) 1399/1400, Флоренция — 1482. Итальянский скульптор. Сын фармацевта, мастер флорентийской школы. По-видимому, с нач. 1420-х он вместе с другими мастерами работал над скульптурным убранством флорентийского собора. Вплоть до нач. 1430-х его самостоятельные произведения неизвестны. Но уже в первой дошедшей до нас работе — кафедре для певчих (1431—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо) Лука делла Роббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник Донателло, автора второй соборной кафедры (1433—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Обе кафедры, находившиеся друг против друга, представляют подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах. В этой первой своей значительной работе Лука делла Роббиа успешно конкурирует со своим великим современником Донателло. Если последний украсил парапет своей кафедры хороводом пляшущих путти, проносящихся за сдвоенными колоннами, то кафедру Луки делла Роббиа украшают 10 квадратных мраморных рельефов, 8 из них, расположенных в 2 ряда фронтальной части кафедры, 2 — боковые стороны. Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. Если у Донателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Луки делла Роббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность; дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги; подростки с грубоватыми лицами, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Продемонстрировав в кафедре для певчих превосходное владение техникой работы в мраморе, Лука делла Роббиа, видимо, уже в 1430-е начал осваивать технику майолики — обожженной, покрытой цветной глазурью глины, до этого применявшейся преимущественно в прикладном искусстве. Первыми композициями, выполненными в этой технике, стали рельефы Воскресение Христа и Вознесение Христа, украсившие люнеты перед двумя дверями сакристии собора во Флоренции (1442, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре), где он использовал только две краски — сине-голубую для фона и белую для фигур Христа и апостолов. Строгость решения этих рельефов, где мастер оперирует лишь сине-голубым и белым цветом. Более богатую цветовую гамму Лука делла Роббиа использует в 4 тондо (круглых рельефах) с изображениями евангелистов, украшающих свод капеллы Пацци флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1444). В 1445 Лука делла Роббиа получил заказ на создание бронзовых дверей для сакристии флорентийского собора. За образец он взял бронзовые двери Донателло, уже украшавшие другой вход в сакристию, разделив створки на 10 полей и ограничив каждую композицию лишь несколькими фигурами. Но самое большое место в позднем творчестве Луки делла Роббиа занимают работы, выполненные в технике майолики, в которой он открывает новые возможности, используя одноцветную белую глазурь, что позволяет ему имитировать мраморные статуи и цветную глазурь. Податливый материал позволяет придать формам особую чистоту и отточенность, плавность и обобщенность. Эти качества свойственны его монументальным работам, таким как Встреча Марии и Елизаветы, выполненная в технике покрытия белой глазурью терракоты (ок. 1455, Пистойя, церковь Сан Джованни Фуорчивитас), и небольшой рельеф Мадонна с яблоком (ок. 1455, Флоренция, Нац. музей Борджелло). Со 2-й пол. 1460-х в мастерской Луки делла Роббиа работал в качестве помощника его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).
Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Marquand A. Luca della Robbia. Princeton, 1914; Plaiscing L. Luca della Robbia. Firenze, 1948.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ЛУКА ДЕЛЛА РОББИА
1399–1482) Наряду с Донателло и Гиберти Лука делла Роббиа принадлежал к мастерам, определившим пластику раннего итальянского Возрождения. Лука ди Симоне ди Марко делла Роббиа родился в 1399 или 1400 году. Как пишет Вазари: «Родился Лука делла Роббиа, флорентийский скульптор… в доме своих предков, что под церковью Санта-Барнаба во Флоренции; дома же его подобающим образом воспитывали, пока он не научился не только читать и писать, но по обычаю большинства флорентийцев и считать, насколько это было ему необходимо. После чего он был отдан отцом в обучение ювелирному делу к Леонардо ди сер Джованни, почитавшемуся тогда во Флоренции лучшим мастером этого искусства. У него и научился Лука рисовать и лепить из воска и, собравшись с духом, попробовал сделать несколько вещей из мрамора и бронзы, которые настолько хорошо ему удались, что, совершенно оставив ювелирное дело, он отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзину со стружками, то есть отходами, которые остаются у плотников, когда они строгают доску рубанком…» Первой большой работой для Луки делла Робиа стала кантория (кафедра для певчих) флорентийского собора (1431). «Лука делла Роббиа, — отмечает С. О. Андросов, — разделяет композицию пилястрами на несколько сцен, задуманных отдельно. Его ангелы поют и музицируют, и видно, что исполняют они серьезную духовную музыку. Обработка поверхности чрезвычайно тщательна, все детали трактованы очень подробно. По музыкальным инструментам, изображенным Лукой, можно изучать историю музыки». В 1437 году Лука получает заказ на скульптуры кампанилы того же собора. Как пишет Вазари, Лука делла Робиа «сделал для кампанилы этой церкви пять небольших мраморных историй, которых недоставало, но которые были предусмотрены в проекте Джотто. Эти истории расположены со стороны, обращенной к церкви, рядом с изображениями наук и искусств, которые ранее… были сделаны Андреа Пизано. На первой Лука изобразил Доната, преподающего грамматику, на второй — Платона и Аристотеля, олицетворяющих собою философию, на третьей — фигуру человека, играющего на лютне и олицетворяющего музыку, на четвертой — Птолемея — астрологию, на пятой — Эвклида — геометрию. Истории эти тщательностью отделки, изяществом и рисунком далеко превосходят обе истории Джотто, у которого… на одной пишущий картину Апеллес представляет живопись, а на другой работающий резцом Фидий — скульптуру». В 1446 году заказ на двери ризницы собора, полученный Донателло, был передан Луке делла Роббиа, Микелоццо и Мазо ди Бартоломео. Но вскоре после этого Микелоццо уехал из Флоренции, а Мазо умер, и бронзовые двери ризницы (так называемой Старой сакристии) были закончены в 1467 году одним Лукой делла Робиа. «Он получил заказ на бронзовую дверь упомянутой ризницы, — пишет Вазари, — и разделил ее на десять филенок, а именно по пяти на каждой половине, поместив по углам обрамления каждой из них по человеческой голове, причем повсюду головы были разные, то молодые, то старые, то средних лет, одни бородатые, другие бритые, в общем же каждая по-разному и в своем роде прекрасна, так что все полотно этой двери получилось весьма нарядным. В историях же каждой филенки с отменным изяществом он изобразил, начиная сверху, Мадонну с младенцем на руках, а с другой стороны Иисуса Христа, восстающего из гроба. Под ними же в каждой из первых четырех филенок он поместил по фигуре евангелиста, а под ними четырех отцов церкви, пишущих в разных положениях. И вся эта работа отделана так чисто и четко, что прямо чудо, и свидетельствует о том, что занятия ювелирным делом оказали Луке немалую помощь». До середины XV века скульптор создал немало интересных произведений: мраморный табернакль для церкви при больнице Санта-Мариа Нуова (1441), двух ангелов со светильниками в сакристии собора (1448), медальоны в капелле Пацци (1442–1450), украшения табернакля Микелоццо в Сан-Миньято аль Монте (1448), «Мадонну с четырьмя святыми» в люнете над дверью церкви Сан-Доменико в Урбино (1449). До сороковых годов XV столетия Лука делла Роббиа был широко известен как мастер, работавший в мраморе. В это время он обращается к новому материалу. Лука делла Роббиа начинает использовать для скульптуры главным образом обожженную глину. Для того чтобы скульптуру можно было включать в оформление экстерьера зданий, она покрывалась цветной глазурью. Этот способ был давно известен в гончарном производстве и применялся в Италии в первую очередь для изготовления майолики, то есть использовался лишь в художественном ремесле. Лука делла Роббиа стал первым скульптором, кто применил его для фигурных композиций. Кроме того, он изобрел белую эмаль, содержащую олово и придающую особый блеск покрытым ею рельефам. Решающий поворот в творчестве Луки делла Роббиа — обращение его к майолике — совпал по времени с заказом на изготовление большой дарохранительницы для церкви госпиталя Санта-Мария Нуова во Флоренции. В аптеке госпиталя находились длинные ряды банок и кружек, покрытых яркой глазурью. Знакомство с майоликовыми сосудами натолкнуло художника на мысль перенести технику глазури с керамики в пластику, и эта идея дала блестящие результаты. Глина соответствовала самому существу искусства Луки делла Роббиа, мягкому, лирически настроенному, посвященному женским и детским образам. В новой технике сделаны скульптором глазурованные люнеты над дверями Новой сакристии собора: «Воскресение» (1442–1445) и «Вознесение» (1446–1451). «…Ему захотелось, — отмечает Вазари, — чтобы первыми работами стали те, что находятся в арке над бронзовыми дверями, которые он сделал для ризницы под органом Санта-Мария дель Фьоре и где он изобразил Воскресение Христово, для того времени столь прекрасное, что, когда его поставили на место, оно привело всех в восхищение как вещь поистине редкостная. И потому… попечители пожелали, чтобы арка дверей другой ризницы, где Донателло украсил другой орган, была заполнена Лукой в той же манере, такими же фигурами и такими же работами из терракоты, что Лука и сделал, изобразив там прекраснейшего Христа, возносящегося на небеса». Характерен для основных работ Луки делла Роббиа колорит рельефа «Мадонна с двумя молящимися ангелами» (1450). Контраст сверкающих фигур и яркого фона еще усиливается коричневым обрамлением люнеты. Рельеф согрет теплым человеческим чувством, праздничным, радостным и легко доступным восприятию самым широким зрителям. Центральный образ — Мария с младенцем. Ее фигура отмечена мягкой классической красотой. Мадонна, выпрямившись, держит на правой руке младенца Христа. Фигуры ангелов — справа и слева, обращаясь в молитвенном благоговении к Богоматери, одновременно замыкают композицию в гармоничное целое. Это рождает чувство умиротворения и покоя. В этом рельефе, как и в других произведениях Луки делла Роббиа, настроение преобладает над действием, чувство — над волей. И при полной объемности фигур сохраняется удивительное тяготение к плоскостному решению, к ощущению замкнутого пространства. Слава о работах Лукки делла Роббиа распространилась не только по Италии, но и по всей Европе. Желающих получить их было столько, что флорентийские купцы завалили скульптора заказами и с большой для него выгодой рассылали их по всему свету. Так, в 1459 году Лукка делла Робиа получил заказ — украшение гробницы кардинала Португальского в Сан-Миньято. Одной из последних работ мастера стал табернакль св. Креста в приходской церкви в Импрунете с двумя статуями святых и ангелами. Умер Лука делла Робиа в 1482 году. Вместе со своей родней он был похоронен в Сан-Пьеро Маджоре в склепе своего семейства. Его творческие традиции блестяще продолжил его племянник — Андреа делла Робиа.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002