ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Лукомский, Георгий Крескентьевич

Род. 1884, ум. 1952. Художник, историк искусства. Продолжатель традиций "Мира искусства". Сотрудник журналов "Старые годы", "Столица и усадьба", "Аполлон" и др. Автор монографий и путеводителей ("Старый Петербург", 1916; "Вологда в ее старине", 1914, и др.). С 1921 г. за границей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич
2.3.1884, Калуга - 1954, Франция) - искусствовед, художник, краевед. Сын инженератехнолога путей сообщения, обедневшего дворянина Подольской губернии, происходившего, согласно семейным преданиям, из рода Гедиминовичей (брат Л. - специалист по геральдике, генеалогии, сфрагистике - подписывал первые работы псевд.В.Ольгердович-Лукомский). Учился Л. в калужском и орловском реальных училищах. Художественное образование получил в Орловской рисовальной школе Сычева, в петербургских классах живописи и рисования Гольдблата, в Казанской художественной школе и в петербургской Академии художеств (1903-13). В Казани входил в кружок любителей прекрасного, занимался описанием и обмерами местных памятников гражданского и церковного зодчества, явившись пионером в этой области. Две зимы провел в прогулках по окрестностям Казани, запечатлевая на бумаге маленькие церквушки, впоследствии перенесенные в его великолепные графические работы.
После первого курса в Академии художеств, летом 1904, отправился в заграничное путешествие по Европе. Эта поездка стала началом экскурсий, которые Л. совершал каждое лето. Оказавшись в Париже в 1905, работал здесь до весны 1906. Петербургский климат был противопоказан художнику, страдающему болезнью легких. С ноября 1907 жил в Москве, посещал мастерскую К.Юона, у которого продолжал изучать рисунок. Но вскоре учитель сам начал перенимать у ученика блистательную манеру изображать строения.
После десятилетнего обучения закончил Академию художеств. Летом 1909 устроил в Академии выставку своих заграничных работ, сопровождая ее чтением докладов. Выставка имела крупный успех. После нее стал печататься в журналах «Зодчий», «Аполлон», «Старые годы», опубликовал множество статей и книг о памятниках архитектуры в городах Украины - Каменец-Подольске, Чернигове, Киеве, Львове, о Вишневецком замке, Батуринском дворце, Козелецком соборе и др. сооружениях со своими фотографиями и рисунками. В дальнейшем внимание Л. привлекали также города русской провинции - Курск, Кострома, Вологда, Воронеж, их быт, предания и легенды. Мастер архитектурного пейзажа, чье творчество находилось в русле художественных поисков «Мира искусства», Л.
проникновенно чувствовал прошлое, стремился воскресить былое величие соборов и усадеб, спасти их от забвения. Книги и альбомы Л. содержат огромный материал, в том числе о памятниках архитектуры, погибших впоследствии, особенно на Украине.
С. Маковский писал в 1913: «Карандашные и акварельные рисунки Лукомского принадлежат к числу тех изысканных и правдивых архитектурно-художественных документов, которых так мало в России, плохо помнящей о сокровищах своей далекой и недавней старины». Среди наиболее значительных работ Л.: «Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» (T.I. СПб., 1913); «Галиция в ее старине. Очерки по истории архитектуры XII-XVIII вв.» (Пг" 1915); «Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства, ч. 1. Русская провинция» (изд. 2. Пг" 1916): «Старинные усадьбы Харьковской губ.» (ч. 1. Пг., 1917). После Февральской революции вошел во Всероссийскую коллегию по делам музеев. В качестве председателя Царскосельской художественноисторической комиссии (июль 1917 - нояб. 1918) разработал вместе с А.Бенуа проект музеефикации Царского Села, организовал регистрацию, ремонт, реставрацию и изучение дворцов и парков; воспротивился разграблению бывшей резиденции Николая II - Александровского дворца. В конце 1918 приехал в Киев, где возглавил архитектурный отдел при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины. Провел регистрацию и описание 160 гражданских зданий. В феврале 1919 назначен хранителем коллекции Б. и В.Ханенко, составил ее каталог (1259 худ. произв., 10 тыс. книг, в том числе 3 тыс. по истории искусства); в декабре 1919 она была передана в дар Всеукраинской Академии наук («2-й Киев. гос. музей»); впоследствии Л.
издал несколько описаний коллекции (1921, 1925).
20.10.1919 уехал в Константинополь, оттуда - в Венецию и Берлин.
Сотрудничал в газетах «Последние новости» и «Накануне», во французских изданиях, устраивал выставки русского искусства. В книге «Художник в русской революции» (Берлин, 1923) описал свою деятельность по спасению художественных ценностей. Объяснял свой отъезд за границу завистью и интригами, утверждал, что с первых дней революции искусство в России «переживало стадию ренессанса» - благодаря поддержке власти, но еще в большей мере благодаря усилиям художника - «героя от искусства, защищавшего грудью своею дворцы и храмы». Опровергал «досужие эмигрантские домыслы» о гибели в Советской России памятников церковного зодчества. Переехав в 1924 в Париж, был секретарем парижской группы «Мира искусства». В 20-е публиковал свои работы как в СССР, так и за границей, знакомил европейских читателей с русской культурой. В 30-е трудился над книгой по истории русского искусства Х1Х-ХХ вв., изданной в 1945. Тогда же в Лондоне вышла его книга «История современного русского искусства.
1840-1940».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

ЛУКОМСКИИ Георгий Крескентьевич
14{2).03.1884 (Калуга) - 5.03.1952 (Ницца). График и искусствовед. Из обедневшего дворянского рода, по семейным преданиям ведущего начало от Гедимина. Сын инженера путей сообщения, брат специалиста по геральдике и генеалогии Владислава Лукомского (1882-1945). В 1890-е учился в реальном училище и рисовальной школе П. И. Сычева в Орле, в 1901 - в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в Петербурге. После неудачной попытки поступить в АХ уехал в Казань и до 1903 учился на архитектурном отделении художественной школы у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга. В 1903-15 учился, с перерывами, на архитектурном отделении АХ в Петербурге. В 1904—05 и 1907 путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучал старую и новую архитектуру. В 1907-08 жил в Москве, посещал занятия в Строгановском училище и в студии К. Ф. Юона, приводил в порядок путевые зарисовки, выполненные в Европе. Осенью 1908 вернулся в Петербург, сблизился с художниками группы «Мир искусства » и с критиком С. К. Маковским. В январе 1909 впервые выставил в «Салоне » Маковского около 40 архитектурных зарисовок, три из которых приобрел Музей АХ. В октябре-ноябре 1909 провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон», в 1910 - выставку в Киеве. В разъездах по русским и западноевропейским городам создавал серии архитектурных рисунков, которые тонировал акварелью, гуашью или пастелью: «Древлянские напевы», «Храмы и жилища», «Из средневековья», «Дворцы, виллы и сады», «Памятники архитектурной старины в России», «Казань», «Старая Варшава», «По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург». Исполнил многочисленные экслибрисы и книжные украшения; его итальянские зарисовки сопровождают первую публикацию «Стихов об Италии» А. А. Блока в «Аполлоне» (1910. №4). Участвовал в выставках: академических, СРХ (СПб., М., 1909-10), МТХ (1910), «Мир искусства» (СПб., 1910), Нового общества художников (СПб., М., 1912, 1913, 1915 и 1917), «Салон» В. А. Издебского (1910), журнала «В мире искусства» (Киев, 1910), Выставке современных русских художников в Одессе (1910), Международной выставке в Брюсселе, Выставке русского искусства в Париже (1910) и др. С 1908 писал статьи, монографии и очерки-путеводители по архитектуре России и Западной Европы. Выступал в защиту культурного наследия, одним из первых обратил внимание на историческое и художественное значение старинного зодчества русской провинции. Публиковал статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», «Искусство в Южной России». В 1915 под руководством профессора М. Т. Преображенского защитил в АХ дипломный проект «Здание университета в столичном городе» и получил звание архитектора-художника. В том же году окончил школу прапорщиков и недолго служил в инженерных войсках на фронте в Галиции. После Февральской революции входил в Особое совещание по делам искусств, во Всероссийскую коллегию по делам музеев и возглавлял Царскосельскую художественноисторическую комиссию, которая вела работы по описи и реставрации памятников Царского Села. В ноябре 1918 уехал в отпуск на Украину. Стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, провел регистрацию и опись многих зданий Киева. В начале 1919 организовал и возглавил художественный музей, созданный из частной коллекции Б. И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства), составил его описание и каталог. Перед приходом Белой армии, в октябре 1919, уехал из Киева, опасаясь репрессий. Зиму 1919-20 провел в Ялте. Весной 1920 выехал в Константинополь, затем - в Венецию и Берлин. В конце года обосновался в Париже. В 1921 стал организатором выставок русских художников в галереях La Boetie (группа «Мир искусства») и Devambez (его работы составили самостоятельный отдел), участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). Возглавил отделение истории архитектуры в Русском институте истории искусств. Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне», «Последние новости», в журналах «Apollo», «The Studio», «Beaux-Arts», «Renaissance», «Emporium», «L’Amour de 1’Art» и др.; был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства », «Красная панорама». В 1928 его ретроспективная выставка состоялась в Центральном музее Татарской АССР в Казани. В 1932 работы были показаны на Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. Провел персональные выставки в парижских галереях Le Goupy (1920), Au Sacre du Printemps (1925), Simonson (1927), G. Petit (1928), Varenne (1928) и J. Seligmann (1935). В 1936-37 в Париже и Лондоне прошла выставка рисунков старинных синагог, в 1937 - выставка зарисовок португальской архитектуры. Работы приобрели Люксембургский музей и Музей декоративного искусства в Париже, Музей Сфортеско в Милане и Музей Корсини в Риме. Продолжал публиковать на русском, украинском, французском, немецком и английском языках статьи и книги по истории искусства. Был награжден премиями Шарля Блаиа (1933, Французская Академия) и Prix Bailly (1935, Национальная академия изящных искусств) за труды по истории архитектуры на французском языке. В 1940 поселился в Лондоне.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999