ЛУНИН Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛУНИН Николай Александрович
(1915—68), новатор ж.-д. транспорта, Герой Социалистического Труда (1943). Член КПСС с 1941. Окончил институт инженеров ж.-д. транспорта (1950). С 1935—машинист депо г. Новосибирска. В 1940 выступил инициатором социалистического соревнования за новые методы эксплуатации паровоза, к-рые позволяли сократить объем ремонта и простой локомотивов в депо, снизить себестоимость ремонта, увеличить время их полезной работы. Это начинание было распространено среди многих депо страны, что имело большое значение в организации перевозок в годы Вел. Отеч. войны. С 1950 на руководящей работе на ж.-д. транспорте. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Государственная премия СССР (1942). На полученные деньги купил эшелон угля для Сталинграда и сам доставил его. ЛУЦК, город, центр Волынской области. Освобожден 2 февраля 1944 войсками 1-го Украинского фронта в ходе Ровно-Луцкой операции 1944 (оставлен 25 июня 1941). Войскам, участвовавшим в освобождении Л. и других городов, приказом ВГК от 5 февраля 1944 объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЛУНИН Николай Александрович
(9.5.1915–3.10.1968), новатор ж.?д. транспорта, лауреат Сталинской премии (1942), Герой Соц. Труда (5.11.1943), дир. – полк. (1951). Окончил ж.?д. ФЗУ, курсы машинистов на ст. Тайка (1934), Харьковский ин?т инженеров ж.?д. трансопрта (1950), Высш. инж. курсы МПС. В 1942–45 работал в ж.?д. депо Новосибирск Томской ж.д.: слесарь, пом. машиниста, с авг. 1935 паровозный машинист. В 1940 выступил инициатором соцсоревнования за новые методы эксплуатации паровоза, в т. ч. увеличения объема ремонта, выполняемое силами самой паровозной бригады. В Вел. Отеч. войну «лунинское движение» (максимальный пробег без ремонта) получило широкое распространение на транспорте. Почин был широко разрекламирован сов. печатью, а Л. получил всесоюзную известность. В 1941 выдвинул новую инициативу: овладение каждым чл. паровозной бригады ремонтными специальностями, что давало возможность сократить трудозатраты на ремонт (в янв. 1942 на Томской ж.д. профессию слесаря?ремонтника получило 98 % машинистов, 94 % пом. машинистов, 63 % кочегаров). На полученную им Сталинскую премию приобрел эшелон угля (1 тыс. тонн), к?рый доставил в Сталинград. С 1943 чл. ВКП(б). С авг. 1945 по 1946 нач. Смородинского отделения паровозного х?ва Юж. ж.д. С 1950 нач. Сумского отделения паровозного х?ва, зам. нач. Моск. – Рязанской ж.д. С 1960 нач. Моск. – Ржевского отделения Моск. ж.д.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013