Люлька, Архип Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Люлька Архип Михайлович
(1908–1984) - конструктор авиадвигателей, академик АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1957). После окончания в 1931 Киевского политехнического института работал инженеромисследователем в Харьк. институте промышленной энергетики, затем - на Харьк. турбинном заводе, с 1933 - в обл. авиадвигателестроения, в 1933–1939 одновременно преподавал в Харьк. авиационном институте. В 1937 впервые выдвинул и обосновал идею применения газовой турбины в качестве авиадвигателя, научно обосновал целесообразность создания турбореактивных двигателей для скоростных самолетов. Однако, несмотря на положительную оценку двигателя московской экспертной комиссией, в ХАИ за его разработку не брались. В 1939 перевелся в Ленинград в КБ Кировского завода, где работал над проектом первого советского турбореактивного двигателя РД-1. Одновременно разрабатывал схему нового реактивного двигателя, который должен был по всем характеристикам превосходить своего предшественника. Решая задачу повышения экономичности ТРД на этих скоростях, пришел к схеме турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД). В апреле 1941 он первым в мире получил авторское свидетельство на двухконтурный двигатель, который в дальнейшем получил всеобщее признание и в настоящее время широко применяется в отечественной и зарубежной авиатехнике. С 1946 - генеральный конструктор нового конструкторского бюро, созданного на базе Московского опытного завода № 165. При его непосредственном участии и под его руководством был создан первый отечественный турбореактивный двигатель (ТР-1), прошедший в 1948 государственные испытания; позднее он сконструировал ряд мощных турбореактивных двигателей - ТР-2, АЛ-3 и др. Среди них есть уникальный двигатель АЛ-31Ф, которым оснащены непревзойденные истребители Су-27. На самолетах с двигателями марки АЛ установлено 48 мировых рекордов скорости и высоты полета. Удостоен Ленинской и двух Государственных премий СССР (1948, 1951). Награжден многими орденами и медалями. В Х-ве на одном из корпусов Национального аэрокосмического университета ему установлена мемориальная доска (1998).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Люлька, Архип Михайлович

[р. 11 (24) марта 1908] — сов. конструктор авиационных двигателей, проф. Чл. КПСС с 1947. После окончания в 1931 Киев. политехнич. ин-та работал на Харьков. турбогенераторном з-де, в 1933—39 — в Харьков. авиационном ин-те, где начал работу над проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя. В этот период Л. разработал теорию и методику построения высотных и скоростных характеристик турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя и научно обосновал целесообразность применения этого двигателя в качестве силовой установки скоростного реактивного самолета. В 1937—39 Л. создал конструкцию первого экспериментального советского турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя. В 1939—41 Л. работал в Центральном котлотурбинном ин-те в Ленинграде, а затем в других н.-и. и конструкторских организациях. В послевоенные годы под руководством Л. были созданы современные мощные турбореактивные двигатели АЛ-3, АЛ-5. Л. разрабатывает ряд теоретич. вопросов: им дана аналитич. зависимость границы вырождения турбореактивного двигателя в зависимости от скорости полета (переход в прямоточный двигатель) и др.





Люлька, Архип Михайлович


(23.03.1908—01.06.1984) — советский конструктор авиационных двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, Герой Социалистического Труда (1957), лауреат Ленинской (1976) и 2 Сталинских (1948, 1951) премий, академик АН СССР (1968). В 1933—1939 гг. преподавал в ХАИ. В 1939—1941 гг. разработал конструкционную схему ТРДД. В 1941—1942 гг. работал на танковом заводе в Челябинске. С 1946 г. гл. конструктор опытного завода. В 1950—1960 гг. преподавал в МАИ. С 1957 г. — генеральный конструктор. Под его руководством были созданы двигатели: ТР-1, ТР-3 (АЛ-5), ТР-7 (АЛ-7), АЛ-21Ф, АЛ-31Ф. В 1967—1984 гг. возглавлял Комиссию по газовым турбинам АН СССР. Его имя носит НПО "Сатурн", продолжающее разработку реактивных двигателей.






Люлька, Архип Михайлович


Род. 1908, ум. 1984. Конструктор авиационных двигателей, создатель первого советского турбореактивного двигателя (1947). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1951), лауреат Ленинской премии (1976). Герой Социалистического Труда (1957). С 1968 г. академик АН СССР.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008