ЛЮТЕРАНСТВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЮТЕРАНСТВО
одно из протестантских вероучений, основателем которого был М. Лютер. Возникло в Германии в XVI в. в ходе Реформации.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Лютеранство
одно из направлений протестантизма, названное по имени основоположника протестантского движения Мартина Лютера. Наибольшее распространение получило в Германии, позже Скандинавии, прибалтийских государствах, США.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Лютеранство

Религиозные идеи, связанные с Мартином Лютером и, в частности, выраженные в Малом Катехизисе (1529) и Аугсбургском Исповедании (1530). Ряд внутренних споров внутри лютеранства между сторонниками жесткой линии (т.н. "гнесио-лютеранами" или "флацианцами") и умеренными ("филиппианцами"), произошедшие после смерти Лютера (1546), привели к своему разрешению в Формуле Согласия (1577), которая обычно считается авторитетным утверждением лютеранского богословия.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

ЛЮТЕРАНСТВО
одно из основных направлений протестантизма, возникшее в результате реформационного движения в Европе в 16 в. Принципы Л. сформулированы немецким богословом Мартином Лютером (1483-1546). В настоящее время большинство лютеран Российской Федерации - граждане немецкой национальности, проживающие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском крае, Поволжье, Москве и С.-Петербурге (см. Евангелическо-лютеранская церковь). Существует несколько ответвлении Л.: бетбрюдеры, или штундисты, гернгутеры.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Лютеранство
крупнейшее по численности направление протестантизма. Возникло в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы вероучения сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками и изложены в Аугсбургском исповедании. Лютеранское вероучение отрицает сословие духовенства, спасение видит только в личной вере в Бога. Источник вероучения – Библия. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и мощам. Из таинств признает лишь два – крещение и причащение. Богослужение ведется на национальных языках.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Лютеранство
крупнейшая протестантская конфессия, основанная Лютером и распространенная ныне во многих странах вплоть до Америки и Юж.Африки. От Католицизма сохранила все, что прямо не противоречит Священному Писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства: Крещение и Причащение (хотя, согласно Катехизису Лютера, допускает и Исповедь). Церковь понимается только как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной верой.

Источник: История христианства. Справочник

ЛЮТЕРАНСТВО
крупнейшее направление протестантизма. Основано М. Лютером (1483—1546) в XVI в. В Л. впервые сформулированы главные положения протестантизма, но Л, воплотило их в жизнь, особенно в церковной организации, менее последовательно, чем кальвинизм. Признает источником веры только священное писание, отвергая священное предание. Осуждение монашества, безбрачия духовенства. Сохранило 2 таинства — крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. Признана самостоятельность государства по отношению к церкви. Распространено в скандинавских странах, ФРГ, США, прибалтийских республиках.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Лютеранство
доктрины, признаваемые лютеранскими церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестанизма. Лютеранское учение складывается в 16 в.. в эпоху Реформации, усилиями как самого Мартина Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь – Меланхтона. Лютеранству как разновидности христианства свойственно понимание веры как непосредственной связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католическому учению о церкви. Лютеранство признает источником веры только священное писание, отвергая священное предание. Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от мира, а в мирской своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. См. Протестанизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Лютеранство
одно из основных и наиболее крупных по численности последователей течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическо-лютеранскими церквами. Названо по имени основателя Мартина Лютера. Доктринальные пoложения лютеранства даны в т.н. Книге согласия. Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят в искупительную жертву Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение. Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью, через веру в Иисуса Христа. Богослужебная практика в лютеранских церквах сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Не признавая икон, лютеранство допускает наличие в церквах настенной живописи на библейские сюжеты. Богослужения совершаются на национальных языках. Общая численность последователей лютеранства во всем мире составляет 76 млн. чел.

Источник: Исторический словарь

ЛЮТЕРАНСТВО
одно из осн. направлении протестантизма, возникшее в ходе Реформации 16 в. в Германии на основе учения М. Лютера. Как и др. протестантские религии, Л. отрицает папскую власть, а единств. авторитетом и источником веры признает "Свящ. писание" - Библию. Символич. книги Л.: Аугсбургское исповедание (1530) и его "Апология", составленные Ф. Меланхтоном, Большой и Малый катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (1537, составл. Лютером), Формула согласия (в 1580 все символич. книги Л. были объединены в т. в. Книгу согласия). Осн. отличие Л. от католицизма в вероучении составляет протестантский тезис об "оправдании только верой", даруемой человеку непосредственно богом, без решающего посредства церкви; от человека требуется только смирение перед "спасающей" его милостью бога, отсюда перемещение в Л. внимания с обрядов на проповедь, отличное от католич. церкви понимание роли духовенства (священник - пастор рассматривается не как "посредник" между богом и верующими, а лишь как "толкователь" "Священного писания", помогающий верующему превратить религиозность во "внутр. убежденность"). Отрицая в католич. культе и церк. организации только явно противоречившее "Свящ. писанию" (сложную церк. иерархию, монашество, культ святых, почитание икон и др.), Л. значительно менее решительно, чем цвинглианство и кальвинизм, порывало с католицизмом, сохранив ряд положений, близких католицизму (толкование двух сохраненных протестантизмом таинств - крещения и причащения, приближающееся к католическому, нек-рые элементы обрядности и др.). Компромиссный характер Л. явился отражением того, что оно возникло как религия нем. бюргерства и окончательно оформилось в условиях разгрома нар. движения (Крест. войны 1524-25) и капитуляции нем. бюргерства перед князьями. Это нашло отчетливое выражение в прямом подчинении лютеранских церквей светским властям (герм. князьям) - светский государь стал главой лютеранской церкви.

Официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) Л. было признано в Германии по Аугсбургскому религиозному миру 1555 (что было подтверждено Вестфальским миром 1648). Л. было использовано в 16-17 вв. герм. князьями для укрепления своей власти, проведения секуляризации; оплотом ортодоксального Л. стали кн-ва Саксония, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг. В 30-40-х гг. 16 в. Л. распространилось также в сканд. странах, где стало орудием укрепления королев. власти и где до сих пор остается гос. религией.

Лютеранская церковь не образует единой церк. организации, как католическая, а распадается на множество отд. церквей. Организация лютеранских церквей, догматика и т. д. претерпевали в ходе ист. развития значит. изменения. История Л. полна борьбы с нар. движениями (анабаптисты), протестантскими сектами, а также борьбы между различными направлениями в самом Л. В 17-18 вв. против ортодоксального Л. выступал пиетизм, в 18-19 вв. - рационализм, стремившийся обосновать церк. догматы с позиций идеалистич. философии. В нач. 19 в. существовавшие и ранее тенденции к сближению Л. с реформатскими церквами возобладали (в то время, как в 16 в. течение в Л., близкое к кальвинизму, - т. н. криптокальвинизм, рассматривалось ортодоксальным Л. как своего рода ересь), что привело к созданию в Пруссии и нек-рых др. герм. гос-вах унированной церкви (ее противники, державшиеся буквы "старого" Л., получили назв. старолютеран).

В 60-х гг. 20 в. насчитывается ок. 70 млн. лютеран, из них более всего в ФРГ и ГДР (ок. 40 млн.), крупнейшая лютеранская церковь - Объединенная евангелич. лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands), Швеции (ок. 7 млн.), Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США (в США лютеране, объединенные в неск. самостоят. церквей, занимают 4-е по численности (ок. 8,4 млн.) место после католиков, баптистов и методистов). В 1923 возник Лютеранский всемирный конвент, реорганизованный в 1947 в Лютеранскую всемирную федерацию (объединяет большинство лютеранских церквей мира). В Россию Л. проникло еще в 16 в. (было распространено среди жителей иноземных слобод); тогда же широко распространилось в Прибалтике. В СССР существуют эст. и латв. евангелически-лютеранские церкви, возглавляемые каждая своим архиепископом. Во главе каждой лютеранской церкви - епископ, избираемый верующими. Управление отд. церк. провинциями осуществляется супер-интендантом; во главе каждой церк. общины стоят пасторы, приглашаемые общинами, но не сменяемые ими.

Источн.: Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutheranischen Kirche, Bd 1-2, G?tt., 1930.

Лит. см. при ст. Лютер.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
630.07 кб

Лютеранство в русской культуре: иоганн Арндт

Райхельт Ш.
Читать PDF
225.83 кб

2016. 02. 011. Хилл К. Баптизм, братство и вера в реформационной Германии: анабаптизм и лютеранство,

Метлицкая З.Ю.
Читать PDF
167.32 кб

Українське лютеранство як східноєвропейський вимір Реформації

Вячеслав Горпинчук
В статті розглядається українське лютеранство, як унікальний прояв Лютеранської Реформації на сході Європи.
Читать PDF
174.19 кб

Лютеранский традиционализм и «Выскоцерковное лютеранство»

Прилуцкий Александр Михайлович
В статье анализируются специфические черты современного лютеранского традиционализма как аналог движения «Высокой Церкви» на материале литургических, культурных и политических изменений христианской жизни сегодня.
Читать PDF
362.67 кб

Аугсбургское исповедание — вероучительная книга лютеранства

Никитин Августин
В статье излагаются события протестантской Реформации, при которых возникло Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana) — вероучительная книга лютеранства — и дается анализ содержания этого вероучительного документа.
Читать PDF
155.02 кб

«Высокоцерковное движение» в лютеранстве XX–XXI вв.

Павел Левушкан
С названием «высокоцерковное движение» мы часто встречаемся в странах Западной Европы. Оно происходит из Англии. В этой стране реформация имела различное происхождение.