Маги

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Маги
в Древней Персии жрецы зороастризма и некоторых других верований. Магами также называют астрологов, чародеев, волшебников. См. также Магия.

Источник: Исторический словарь

МАГИ
жрецы в раннерабовлад. госуд. Мидии, образовавшие замкнутую касту. После подчинения Мидии перс. царем Киром (550 до н.э.) М. стали жрецами в перс. госуд. Ахеменидов. При перс. царе Ксерксе (486 — 465 до н.э.) пользовались большим влиянием.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Маги
греческое понятие, обозначавшее жрецов и членов жреческой касты, В Греции к магам стали относить всех лиц, связанных с восточной «премудростью», науками и ложными учениями, поэтому магами называли не только «мудрецов», но и кудесников, астрономов и знахарей.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МАГИ
жрецы в древнем Иране. В VI—IV вв. до н.э. составляли особое племя и вступали в эндогамные браки. Персидские М., как и жрецы вавилонской религии, халдеи, занимались предсказаниями и заклинаниями, вследствие чего всех предсказателей судьбы, чародеев, астрологов, заклинателей стали называть М.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Маги
(от др. — перс. maga — жертвоприношение, пожертвование), первоначально жрецы и члены мидийск. жреч. касты. Позднее так называли жрецов, принявших зороастризм. В Греции к М. стали относить всех лиц, связанных с вост. «премудростью», науками и ложными учениями. Поэтому считалось, что М. называли не только «мудрецов», но и кудесников, астрономов и знахарей. В Евангелии от Матфея, где рассказывается история рождения Иисуса Христа, М. выступают скорее в качестве «мудрецов».

Источник: Словарь античности. 1989

МАГИ
   • M?gi,
         ?????, в Персии и Медии так назывались члены жреческой касты, которые, как и левиты у народа израильского, вероятно, принадлежали к особенному колену. Hdt. 1, 101. В их руках было первоначально сосредоточено всякое научное образование, и они же заведовали религиозными обычаями. Цицерон (div. 1, 23) называет их genus sapientum et doctorum. Когда они пришили в упадок, явился реформатор Зороастр и разделил их на 3 класса: учеников (Herbeds), учителей (Mobeds) и совершенных учителей (Destur Mobeds). Они составляли замкнутое сословие и имели большое политическое влияние (Hdt. 3, 30 слл.), владели даром предсказания и вели простой и воздержанный образ жизни. Пифагор, Эмпедокл и Платон называются иногда их учениками. Пророк Иеремия упоминает о сословии магов также у халдеев и вавилонян, члены которого предсказывали будущее по звездам, по полету птиц и по жертвенным животным. см. Chaldaei, Халдеи; ср. Хеn. Суr. 8, 3, 6. Curt. 3, 7, 9. 5, 3, 22.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МАГИ
жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Нек-рые исследователи считают, что М. происходят от индийского племени маги, представители которого монополизировали исполнение жреческих функций в Мидии, а затем и в нек-рых др. областях Ирана (Ж. Дармстетер, В. В. Струве, И. М. Дьяконов и др.); нек-рые ученые полагают, что М. были первоначально жреч. кастой - индийской (X. Нюберг и др.) или персидской (Дж. Мессина). Развитие понятия М. в направлении племя - жрецы не представляется возможным уже в свете ранних данных о М., переход же назв. жрецов, назв. касты на назв. племени легко объясним на материалах индо-иран. кастовой системы. Вопрос о религии М. и ее отношении к другим древнеиран. религиям также решается по-разному. Чаще считают М. чуждыми зороастризму (И. Гертель, Э. Херцфельд и др., по к-рым Заратуштра жил в Иране при первых Ахеменидах; а также И. Гершевич, Р. Ценер и др., считающие, что зороастризм возник в Ср. Азии в доахеменидский период). Зороастрийцами считали М. те, кто исходил из теории о зап.-иран. происхождении зороастризма (Ж. Дармстетер, В. Джэксон и др.). Нек-рые ученые, следуя мнению о вост. происхождении зороастризма, полагают, что он был воспринят М. еще в мидийский период (И. М. Дьяконов и др.) и что Ахемениды не были последовательными зороастрийцами, но культ Ахурамазды принесен к ним М. из зороастризма (М. А. Дандамаев). Ряд ученых полагает, что поскольку маздеизм бытовал в Зап. Иране и независимо от зороастризма, то М. должны быть признаны последователями незороастрийского маздеизма и дуализма (X. Нюберг, А. Кристенсен и др.). Акад. В. В. Струве полагает, что религия Ахеменидов и зороастризм восходят к одному источнику - верованиям Сев.-Зап. Ирана 9-7 вв. и что М. - последователи маздеизма - были жрецами и индийских и перс. царей. Позже (ок. 2-й пол. 5 в.) М. признали Заратуштру своим пророком, и была создана объединявшая элементы его учения и верований М. религ. система, ставшая при Сасанидах господствующей.

М. играли большую роль в политич. жизни Др. Ирана; на ранних этапах государственности в целом поддерживали царскую власть в борьбе против родовой знати; при Сасанидах М. были в осн. оплотом консервативных норм обществ. жизни. В эллинистич. период и позднее слово "М." стало обозначать волшебников и астрологов.

Лит.: Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.), М., 1963, с.151-57, 234-61 (имеется библ.); Zaehner R., The dawn and twilight of Zoroastrianism, L., 1961 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de l´Iran ancien, P., 1962 (библ.).

Э. А. Грантовский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Государство как «Локомотив» модЕрниздционных процессов (на примере строительства транссибирской маги

Тимофеев Александр Анатольевич
Проанализирована государственная политика в развитии модернизационных процессов на примере строительства и эксплуатации Транссиба на Южном Урале конца XIX — начала XX веков.
Читать PDF
143.56 кб

Маги фанши в официальной китайской истории. Биография Гуань Лу. Часть 1

Власова Наталья Николаевна
Издревле в Китае процветал культ учености, поэтому любой человек, обладающий знаниями, пускай и не входившими в сферу официальной учености, вызывал уважение, и маг мог быть поставлен на государственную службу.
Читать PDF
0.00 байт

Иранские маги в Коммагене (v-i вв. До Н. Э. )

Обухов Сергей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о пребывании иранских магов (жрецов) в ахеменидской и античной Коммагене.
Читать PDF
581.95 кб

О значении Стоглава в истории древнерусского церковного права: речь, сказанная 21 марта 1910 г. маги

Д. Ф. Стефанович
Читать PDF
4.23 мб

ГРЕЧЕСКИЕ МАГИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИСНОЙ РЕЛИГИИ

Обидина Юлия Сергеевна
Читать PDF
910.70 кб

Комментарии к книге Александры Дэвид-Ниль «Мистики и маги Тибета»

Розин Вадим Маркович
Статья посвящена научным и философским размышлениям автора о мировоззрении и социальных основаниях тибетского буддизма в связи с книгой А.
Читать PDF
0.00 байт

От карнавала к мистерии: маги и обряды симпатической магии в творчестве М. А. Булгакова (на примере

Колчанов Владимир Викторович
В статье анализируется последний роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте оккультной традиции Серебряного века. В поле зрения автора попадает такой до сих пор не исследованный мотив как борьба магов.
Читать PDF
159.44 кб

Маги фанши в официальной китайской истории. Биография Гуань Лу. Часть 2

Власова Наталья Николаевна
Издревле в Китае процветал культ учености, поэтому любой человек, обладающий знаниями, пускай и не входившими в сферу официальной учености, вызывал уважение, и в Китае маг зачастую был поставлен на государственную службу.

Похожие термины:

  • Волхвы (цари-волхвы, маги)

    в христианских преданиях мудрецы-звездочеты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. В Евангелиях не называется ни их числа, ни имен, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и