Магия

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Магия
обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Магия
греч. – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МАГИЯ
древ. греки так называли совокупность таинств. обрядов, связанных с астрологией, гаданием и нар. медициной (по назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отожд. его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Магия
маг - жрец в Древней Персии; волшебство, колдовство, чародейство) - действия, связанные с верой в способность человека оказывать влияние на силы природы, судьбу отдельных лиц или целых народов с помощью заклинаний, амулетов и т.п. У всех народов существовало различие между вредоносной (черной) и благотворной (белой) магией.

Источник: Исторический словарь

Магия
Др. греки так называли совокупность таинств, обрядов, связанных с астрологией, гаданием и народной медициной (по назв. жрецов в Др. Иране и Вавилоне, которое восходит к назв. жреч. касты в Мидии). Неоплатоники и неопифагорейцы широко пользовались понятием М. и не отождествляли его с чародейством. Только в 3 в. М. стала идентична колдовству. Это значение она сохранила до наших дней.

Источник: Словарь античности. 1989

МАГИЯ
колдовство, волшебство - обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Лечебная М. своими корнями связана с народной медициной. Вредоносная М. — насылание порчи врагу-чужеплеменнику. Любовная или половая М. — ухаживание, привораживание. Промысловая М. -действия охотника для приманивания и поимки зверя. Аграрная М. — колдовские приемы воздействия на урожай и погоду. Исполнителями магических обрядов обычно выступают специалисты — знахари, гадатели, ведуны, ведьмы, колдуны, экстрасенсы. Различают также М. белую и черную. Первая — колдовство с помощью небесных сил, вторая — колдовство с помощью адских сил, дьявола.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Магия
(mageia – колдовство) – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов – действий или слов – можно вызывать дождь или поднимать ветер, обеспечивать успех в охоте или собирательстве, помогать или вредить людям. Большое распространение, в частности, получила промысловая магия: такова, например «пляска кенгуру» у австралийских аборигенов, во время которой одни исполнители изображали этих животных, а другие якобы поражали их копьями. По мнению некоторых ученых, практика промысловой магии археологически засвидетельствована частыми знаками ран на позднепалеолитических рисунках и скульптурах животных. Рано развились и другие основные виды магии: вредоносная - наве дение порчи на врага, охранительная – предотвращение этой порчи, лечебная – колдовское врачевание ран и недугов. Соответственно этому в дальнейшем магию стали делить на черную (обращение к злым духам) и белую (обращение к чистым духам – ангелам, святым). См. Религия, Заклинание, Оккультизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МАГИЯ
от греч. mageia) - колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. е. поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным, иррациональным образом оказывать иногда непосредственно, иногда на расстоянии, но всегда автоматически - реальное воздействие в желательном направлении на те или иные объекты (одушевленные и неодушевленные). Эта специфика М. связана с верой в возможность использования мнимых сверхъестественных свойств тех или иных существ. предметов, снадобий, жестов, слов и даже мыслей для ограждения от опасности, для избавления от всяких напастей, для нанесения вреда врагу, для обеспечения удачи во всех делах, для проникновения в тайны прошлого и будущего. В этнографии и исследованиях по истории религии не раз делались попытки построить классификацию или типологию магич. поверий и приемов, напр., ее делили: на белую, т. е. благонамеренную, "спасительную", публично практикуемую М., и черную, т. е. злокозненную, вредоносную, наводящую исподтишка "порчу" на людей и скот; Дж. Фрейзер делил М. на "гомеопатическую", т. е. осн. на подражании, уподоблении, и "контагиозную", т. е. осн. на контакте, соприкосновении, "заражении"; Е. Г. Кагаров - на протрептическую, т. е. агрессивную, и профилактическую, т. е. оборонительную или предохранительную; нек-рые в основу классификации кладут те сферы быта, в к-рых применяются те или иные приемы, и различают аграрную М., охотничью, лечебную, любовную, военную и т. д.; делят М. также на индивидуальную и групповую. Но все эти попытки классификации условны, а подчас надуманны. В быту все разновидности М. зачастую тесно переплетаются между собой. Так, напр., "вербальная", т. е. словесная М., имеет место во всех др. видах М., и в охотничьих плясках австралийцев, и в аграрных "мистериях" разных народов, и в любовных "приворотах", и в знахарских "заговорах" и т. д. М. целиком (принципиально и исторически) относится к религии и является ее неотъемлемым элементом, поэтому и ее типология связана с типологией религии. М. возникла в глубокой древности на почве того, что Ф. Энгельс называет "отрицательно-экономическим", на почве бессилия первобытного человека в его борьбе с природой. По мере развития религ. представлений и возникновения новых сложных религ. направлений, мировые религии, в к-рых на первый план выступает умилостивительная обрядность, основанная на обращении к личным сверхъестественным существам (напр., молитва, покаяние и пр. в христианстве), отбросили многое из первобытной М., с ее безличной, принудительно-автоматич. обрядностью. Многие отвергнутые христианством, исламом и т. д. примитивные магич. обряды и верования в течение веков существовали и модифицировались независимо от офиц. церквей, подвергаясь жестоким преследованиям со стороны последних (см., напр., Ведовство). Однако в любой совр. религии, и в догматике и в обрядности, М. занимает значит. место (напр., окропление святой водой, культ креста и мощей в христианстве, изгнание бесов). Что касается т. н. бытовой М., к-рая пользуется популярностью у многих народов (вера в дурной глаз, в талисманы и амулеты, в гадание, в мистич. способности шарлатанов, промышляющих всякого рода оккультизмом, хиромантией, астрологией и т. п.), то она по существу ничем не отличается от санкционированной церковью М., хотя и третируется богословами и духовенством, как "суеверие". Поэтому совершенно ненаучно было бы, как это пытаются делать богословы и нек-рые не освободившиеся от клерикальных влияний исследователи истории религии, отделять М. от религии, даже противопоставлять М, религии, как некую особую первобытную науку, как особое "магическое мышление", как нечто, принципиально отличное от религии. Магич. суеверия - это разновидность религ. суеверий. Борьба с ними является составной частью борьбы с религ. суевериями вообще.

Лит.: Леман А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. с нем., М., 1900; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "ДАН СССР", 1928, No 11; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Сущность и происхождение магии, в кн.: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований, М., 1959; Зыбковец В. Ф., О черной и белой магии, М., 1963; Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964.

Б. И. Шаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МАГИЯ
   • Magia, magica ars,

         чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек успокаивается на этой зависимости от объективных сил, не стараясь противодействовать им, то его чувства носят религиозный характер. Напротив того, при помощи чародейства человек старается сделаться господином этих стесняющих его объективных властей и подчинить себе их силы, а именно сверхъестественным образом, не обращая внимания на естественные средства. Отсюда мы различаем два вида М. — дивинаторскую и оперативную или гадательную и действующую, т. е. мантику и собственно М. в тесном смысле. Посредством мантики (см. Divinatio, Дивинация) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п., посредством М., не пользуясь естественными средствами, действует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует издревле; мы находим ее, так же как и религию, у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи, египтяне; в позднейшее время были очень распространены чародеи. Малая Азия, особенно Фригия — место культа Кибелы, и Колхида являются как земли чародейства. У греков и римлян М. была в большом ходу, и она сначала, вероятно, не была сюда занесена из чужих стран, но возникла на месте. Уже у Гомера есть достаточно указаний на чародейство: волшебное питье Елены (Ноm. Od. 4, 220), заговаривание раны Одиссея сыновьями Автолика (Ноm. Od. 19, 457), обращение спутников Одиссея и других в свиней, львов и т. п. посредством жезла и питья Кирки, их освобождение от чар посредством травы ????? (Ноm. Od. 10, 212, 233, 287 слл.), некромантия Одиссея (Ноm. Od. 10, 503 слл. 11, 1 слл.). В этих местах, приведенных нами, мы находим также волшебный язык в его главных формах, именно слова: ???????, ????????, ????????. ? более позднее время М. греков еще более расширилась вследствие азиатского и египетского влияния. Азиатская М. явилась в Греции при посредстве азиатских культов природы, которые или продолжали существовать самостоятельно, или же соединились с такими местными культами, которые, не подвергаясь общему ходу развития религиозных представлений в эллинский период, выродившемуся в отдалении олимпийских богов от природы, оставались в тесной связи с темными началами стихийной жизни. Таким образом, мистерии в честь Диониса, служения подземному миру, фригийские и египетские культы служили удобною почвою для развития чародейства, так что тут все богослужение сводилось к колдовским искупительным и очистительным обрядам. При описании чародейства у древних невозможно провести границу между более ранним и поздним, первобытным и производным, между греческою и римскою М. Начиная с самого магического персонала, мы находим, что он состоит из чародеев-богов, героев и людей. Между богами уже у Гомера является могучею волшебницею Афродита, благодаря ее волшебному поясу, и Гермес, благодаря траве ????? и волшебному жезлу. По преимуществу же богинею-волшебницею считается Геката, подземная, ночная богиня, мистерии которой творились при громе и молнии и разного рода привидениях. Она сообщала силу чарам, почему и призывалась при приготовлении их. Theocr. 2, 15. Verg. Aen. 4, 511. Рядом с нею стоит Артемида, богиня луны, смешиваемая часто с Гекатою; она учит заклинаниям, наводит сумасшествие, производит чародейственные травы. Главным божеством чародейства была фригийская Мать богов, жрецы которой занимались чародейством и приготовляли яд; фригийские обряды и процессии назывались: ????????? ???? ???????? ???? ??????????? ???? ???????????? ???? ????????. К чародеям-героям принадлежал Демон Темесский (Strab. 6, 255. Paus. 6, 6. 7), лакедемонский Астрабак. Hdt. 6, 61 слл. 69. У Гомера к подобного рода волшебным существам принадлежат сирены (Ноm. Od. 12, 39 слл.), Агамеда, дочь Авгейя (Il. 11. 740), Елена и Кирка (Цирцея), которые и впоследствии считались волшебницами (Hdt. 6, 61. Ov. met. 14, 346 слл.), Медея, дочь волшебника Эета (???????) и Гекаты, от которой она научилась этому искусству. В поэтических сказаниях Медея представляется идеалом всякого чародейства; она правит облаками, потрясает горы и леса, вырывает деревья с корнями, сводит луну с неба и т. п. Из мужских чародеев-героев сюда принадлежат: Персей (??????), отец Гекаты, Эет, Геракл Дактиль (???????? ???????, жрецы Кибелы), италийские демоны Пик и Фавн, далее кабиры, корибанты, куреты, телхины. К подобным же демоническим существам, но второстепенным, принадлежат: керкопы, Эмпуза, ламии, геллуды (?????), по верованию лесбосцев — преждевременно умершие девицы, — они убивали детей и съедали их печень; далее стриги (Striges, ???????), птицеподобные волшебные демоны (Ov. am. 1, 12, 20. Ov. met. 7, 269. Hor. epod. 5, 20), которые высасывали у детей кровь и пожирали внутренности, а мужчин лишали силы и т. п. Далее сюда надо причислить являющиеся призраками души умерших, ларвы, которые мучили людей. К людям-чародеям принадлежит Орфей, мифический представитель майи; рядом с ним Пифагор, личность которого окружена множеством сказаний, представляющих его великим магом; сюда относятся его баснословные путешествия, посещение подземного мира, его связь с иудеями, браминами, египтянами, магами и т. п. Подобным же чародеем является Эмпедокл, учеником которого в М. был Горгий Леонтийский, а у позднейших греков — перс Осфан, учеником которого слыл Демокрит. С Орфеем и Пифагором сопоставляются Мелампод (Hdt. 2, 49), Епименид, Мусей (Hdt. 7, 6. Plat. Protag. p. 316), Бакид (Hdt. 8, 96), Абарис (Hdt. 4, 36. Plat. Charm. p. 158). Из целых семейств чародеев называют Ямидов в Олимпии и Клитидов в Трое, сюда же принадлежат сивиллы. К низшему разряду чародеев принадлежат толпы орфеотелестов, агиртов, менагиртов, метрагиртов, которые были нищими и занимались колдовством (??????????????, ?????????????, ??????????, ????????, ?????????); ? ним же принадлежали старые колдуньи (Главкотея, мать Эсхина), Theocr. 2, 92. Ov. am. 1, 8, 5. Ov. fast. 2, 571. Plat. r. p. 2. p. 364. Dem. pro cor. p. 314. Martial. 11, 85. Sen. de brev. vit. 26; далее множество чародеев, которые были распространены по всей Римской империи под именем магов, вавилонян, халдеев, математиков, жрецов Исиды и которые пользовались дурною славою вследствие их бесчестности, порочности и производимых ими обманов. Между землями, известными чародейством, главное место в мифическое время занимала Колхида, родина целой семьи чародеев, детей Эета, далее Фракия, а позже особенно Фессалия (именно город Гипата). У римлян считались чародеями следующие народы: этруски, сабиняне, марсы (Sabella carmina, Marsa naenia. Hor. epod. 5, 76. 17, 28. Horat. Sat. 1, 8. Verg. Aen. 7, 758. Ov. a. a. 2, 102). Впоследствии выводили всякое чародейство от египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, сирийцев. Отдельные явления и средства М. О мантике см. Divinatio, Дивинация; и Chaldaei, Халдеи. Средствами оперативной магии были: магические слова и формулы (???????, carmina, cantamina, incantationes, preces; ?????????, incantatores, arioli и т. п.); особенно действенными считались древние, варварские слова и заклинания (?????, dirae, deprecationes, detestations, defixiones). Знамениты были эфесские буквы и формулы (?????? ????????), которые были вырезаны на подножке, поясе или венце эфесской Артемиды и которыми, по преданию, воспользовался уже Крез, когда был осужден на сожжение на костре; слова эти были следующие: ´?????? или ´????, ????????? или ???????, ??? или ?´??, ?????? или ??????, ???????????, ?´???? — и значили, говорят: тьма, свет, земля, год, солнце, истинный глас; их носили как амулеты. У римлян славились Sabella carmina, Marsae voces. Волшебные травы (???????, veneficia); сюда принадлежали: polium или tripolium, moly, verbena, scilla, malva, asphodelus и др. Рlin. 20, 32. 39. 21, 7. 25, 4, 9: вырывать их было трудно и сопряжено с большой опасностью. Ноm. Od. 10, 305, Рlin 30, 2. Волшебные камни, аэролиты или же камни, вырытые из священной земли, имели б?льшую силу, чем травы, но вместе с тем имели только целебное свойство. Далее сюда принадлежат талисманы и амулеты (amuleta, ?????????, ??????????, ????????); на талисманах написаны были известные знаки; кольца (кольцо Гигеса. Plat, r. p. 2, p. 359), волшебные узлы (??????????, ??????????. Plat. legg. 11, p. 933. fila magica. Plin. 28, 12), пояса, венки (Verg. Ecl. 7, 27), музыка, магические числа, части тела животных (гиен, лягушек, человеческие кости. Plin. 28, 8. 10, 49. 28, 2). Влиянию чародейства подчиняется, с одной стороны, природа: оно останавливает звезды, производит затмение солнца, сводит луну с неба, раскалывает землю, задерживает течение рек, потрясает горы и леса. Ov. met. 7, 199 слл. Verg. Aen. 4, 487 слл. Plat. Gorg. p. 513. Hor. epod. 5. 45. Посредством волшебных песен и различных церемоний наводятся и прогоняются тучи и бури, производится засуха, неплодородие, дождь, снег и ясная погода, отводится град и т. п. Можно было перевести рожь с поля соседа на свое поле посредством употребления понтийских зелий или верчения веретена, о чем упоминается уже в законах XII таблиц (еxcantare, pellicere fruges. Plin. 30, 1. 28, 2); превращать воду в вино; оживить статуи богов и другие неодушевленные вещи (метлы, носящие воду, Lucian. Philops., с. 55). укрощали диких зверей (Орфей, Медея. Ov. met. 7, 203; как очарователи змей были известны марсы); исцеляли от укуса ядовитых пресмыкающихся посредством камней, амулетов, заговоров; таким же образом вылечивали домашних животных и т. п. Действия волшебства на человека были очень разнообразны. Чародеи, особенно женщины с двойными зрачками, могли сглазить человека (fascinatio, ??????????, ????????) или обратить его волшебною силою в животное, навести на него болезнь, убить его (убийство Германика. Tac. ann. 2, 69). С другой стороны, подобные бедствия можно было устранять также чародейством и вообще споспешестовать благосостоянию, сообщать силу и неуязвимость, возвращать молодость. Психические болезни, наводимые М., были: сумасшествие, потеря памяти и т. п. От пожаров защищали себя формулою: arse verse; греческие заговоры, волшебные ветви боярышника и лавра, повешенные на воротах, считались целительными; мертвые головы и др. держали в мастерских от дурного глаза. Волшебники открывали двери, насылали и прогоняли домовых. Детей охраняли амулетами. Для того чтобы заставить кого-нибудь полюбить, употребляли заговоры, питья (??????), вертели на колесе птицу вертошейку (iynx), употребляли волшебные узлы и т. п. Theocr. id. 2. Verg. Ecl. 8. 64 слл. Juv. 6, 609. Horat. Sat. 1, 8. Lucan. 6, 46. Tibull. 1, 2, 8. Ov. her. 6. Ov. am. 1, 8. Prop. 3, 5. Plin. 20, 5. 22, 8. 28, 6. 30, 15. 34, 18. Волшебники летают по воздуху, разъезжая, подобно Абариду, на стреле или на копье, полученном от Аполлона, души их оставляют тела и отправляются в путешествия; они появляются в одно время в разных местах (Пифагор, Аполлоний Тианский). Заклинаниями и жертвами целые народы сдерживались в подчинении; посредством черного астробола, благородного камня, завоевывали города и флотa. Plin. 37, 9. Волшебными песнями, музыкой и очищениями прекращали повальные болезни и моровые язвы; так, в Спарте — гортинец Фалет, в Афинах — Эпименид. Ради гадания вызывали умерших из ада; самый древний пример такой некромантии (??????, ????????????, ???????????, ?????????) находится у Гомера. Ноm. Od. 11, 23 слл. Касательно церемоний при заклинаниях мертвых см., кроме того, Horat. Sat. 1, 8, 24 слл. Tibull. 1, 2, 45. Этим занимались Аппий, друг Цицерона, Ватиний, Либон Друз, Нерон, Канидия. Cic. tusс. 1, 16. div. 1, 58. Cic. Vat. 6. Tac. ann. 2, 28. Suet. Nero. 34. Horat. Sat. 1, 8. Заклинания эти производились на известных местах (??????????????, ?????????????), как, напр., при устье Ахеронта в Феспротии (Hdt. 5, 92), в аркадской Фигалейи при Авернском озере в Нижней Италии. Но, кроме того, некроманты и вызыватели душ составляли свободные артели, подобно другим волшебникам. С некромантией находится в связи заклинание демонов. Если демоны получили власть над человеком, то такие бесноватые (??????????????, ?????????????, ??????????????) освобождаются от своих мучителей посредством эфесских формул, Соломоновых заклинаний, корней, колец, слюны, ногтей, волос и т. п. Демонов заставляли исполнять разные службы; эта служба злых демонов называлась преимущественно гоетейею (???????) в противоположность ???????? и ???????. Сюда же относится и заклинание богов, которое сначала свойственно было этрускам и римлянам. Сюда же принадлежит вызов (evocatio) чужих богов, практиковавшийся римлянами, призвание Hумою Юпитера Елиция посредством колдовства. У греков это волшебное воздействие на богов является в орфических мистериях (???????, ????????, ?????????, ??????, ?????????????? и т. п.), которые связаны с именами Орфея, Мелампода, Мусея, Эмпедокла и др. и преимущественно имели отношение к подземным богам (????? ????????, ??????, ?????????, ??????, ?????????, ?????????????). Заклинатели старались подчинить их своей воле посредством жертв, молитв, формул, обрядов и угроз; при этом употребляли различные волшебные орудия, критские травы, египетских птиц, иберийские кости, лемносскую землю, коловорот (????) на магических нитях, золотой круг с сапфиром и т. п. Цель заклинаний состояла в излечении болезней, причинении неприятелю вреда, устранении гнева волшебных божеств, искуплении собственных проступков и отпущении грехов умершим, особенно же в получении радости и блаженства после смерти. Кающиеся должны были подвергать себя купанию в море, постам; по целым дням должны были сидеть на земле и лежать на спине. На этих основах возникла теургическая магия новоплатоников, самая высшая степень магии, по учению которой душа, представленная эманациею абсолютного, приходит в мистическое единение с богами при посредстве строгого аскетизма, всевозможных церемоний и различных волшебных орудий и подчиняет богов своему произволу. Таким образом, философ сам делается богом и может производить те же действия, как и боги. Но философы никогда не считали эти свои действия волшебством. У греков волшебство само по себе не было запрещено и не преследовалось государством; напротив, государство даже пользовалось им в отдельных случаях, так, напр., для афинян изречения Мусея и Бакида служили государственным оракулом (Hdt. 7, 6) и Эпименид был призван для очищения и искупления города. Точно так же в Спарту были вызваны фессалийские психагоги с целью примирить призрак Павсания. Если в Афинах судили и приговаривали к смерти волшебников и волшебниц, напр., Феориду и Нину (?????), то не чародейство само по себе, а преступное пользование им было тому причиною. В Риме чародейство никогда не было прямо дозволяемо, но и никогда само по себе не было и запрещаемо. Государство выступало против чародейства и иноземных гаданий только тогда, когда они угрожали опасностью государству и религии или жизни и имуществу граждан. Когда же к концу Республики большая распространенность чужеземных гаданий, казалось, стала приносить ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков, то были приняты меры против чужеземных фигляров. Август запретил астрологам заниматься своим промыслом и сжег их книги; еще строже поступал Тиберий, прибегая к казням, ссылкам и конфискации имущества. Tac. ann. 2, 32. Suet. Tib. 36. 63. Следующие императоры относились к халдеям то благосклонно, то неприязненно. Веспасиан, Адриан, М. Антонин сами даже пользовались чужеземными гадателями. Христианские императоры уже самою религией были принуждены выступить против языческих чародейств и гаданий. Хотя Константин относился к ним еще милостиво, но уже преемники его старались применением смертной казни положить конец этому вредному и гнусному занятию. О разных видах суеверия см. Divinatio, Дивинация; ср. Superstitio.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
88.39 кб

Магия в основе казахской традиции дележа

Сураганова Зубайда Кабиевна
Рассматриваются казахские обычаи "хан талау", давать "жыртыс" и "саркыт", в основе которых, по мнению автора, заложена архаическая магия приобщения.
Читать PDF
1.73 мб

Публичные лекции Т. Н. Грановского: магия слова и личности

Возчиков Вячеслав Анатольевич
Публичные лекции историка Т. Н. Грановского в Московском университете осенью 1843 года стали событием в научной и культурной жизни России, подлинным прорывом в становлении свободной общественной мысли.
Читать PDF
1.02 мб

Современная вредоносная магия (на примере деятельности «Палача»)

Агеенкова Екатерина Кузминична
Читать PDF
1.37 мб

“апокрифическая” надпись с Мангупа и обряды “изобличения вора”: магия и право между античностью и ср

Виноградов Андрей Юрьевич, Желтов Михаил Сергеевич
Находка византийского хлебного штампа с текстом Пс 29:8 в развалинах Мангупской базилики стала поводом для пересмотра всей традиции византийского обряда изобличения вора при помощи специального хлеба, поскольку в составе именно эт
Читать PDF
216.79 кб

Магия японской бумаги

Латина Светлана Викторовна
Читать PDF
717.45 кб

МАГИЯ ТРЮКА. О ПОЭТИКЕ КАПРИЧЧИО КАМЕРНОГО ТЕАТРА "ПРИНЦЕССА БРАМБИЛЛА"

Щербаков Вадим Анатольевич
Читать PDF
2.54 мб

Магия Сортавалы: пространственно-временные и культурные образы города

Изотов Александр Борисович
Читать PDF
61.30 кб

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF
214.95 кб

Метеорологическая магия у коми-пермяков. Окказиональные приемы воздействия на погоду

Голева Т.Г.
Метеорологическая магия коми-пермяков рассматривается как один из комплексов народных представлений и ритуалов. Основным источником исследования служат полевые этнографические материалы.
Читать PDF
3.37 мб

«Приманю деньги быстро и дешево»: денежная магия в современной России

Архипова Александра Сергеевна, Фрухтманн Якоб
В статье описываются магические представления и практики, связанные с деньгами, в современной России.
Читать PDF
146.11 кб

2016. 02. 017. Кивельсон В. Магия отчаяния: моральная экономика колдовства в России XVII В. Kivelson

Большакова О.В.
Читать PDF
292.94 кб

Метеорологическая магия финно-угорских народов северной и Восточной Европы глазами их соседей (по ма

Пузанов Даниил Викторович
Статья посвящена реконструкции комплекса представлений народов Восточной и Северной Европы о метеорологической магии их финно-угорских соседей.
Читать PDF
259.80 кб

Михаил Алексеевский. Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсовет

Фетисова Т.А.
Читать PDF
238.36 кб

МАГИЯ ЯЗЫКА. Поэзия А. Башлачева. 1986 год

С.В. Свиридов
Читать PDF
0.00 байт

Магия чисел и мистическая нумерология в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана <<золотой горшок>>

В. А. Кузнецкая, Н. Н. Мисюров

Похожие термины:

  • Аграрная магия

    одно из средств закрепления и передачи агротрадиций. Возникла в дохристианский период. Приурочена к аграрному календарю. В зимних обычаях и обрядах осн. место занимало заклинание плодородия. На Р
  • Дурная магия

    1. У индейцев: если человека преследовали неудачи, считалось, что это происходило из?за вмешательства злых духов. Исправить положение можно было проведением соответствующих ритуалов. 2. У белых лю
  • ЛЮБОВНАЯ МАГИЯ

    пережиток языческих представлений о возможности "приворожить" или "отворожить" любимого с помощью нечистой силы. Осуждалась Русской Церковью, виновные подвергались наказанию вплоть до отлучения