Маисовый караванМай , Эрнст

МАЙ

Найдено 13 определений термина МАЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Майя

нимфа гор, дочь Атланта, родила от Зевса Гермеса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Майя

народ, принадлежащий к коренному населению Америки. Существовали на территориях современных Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создатели одной из древних цивилизаций на Американском континенте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

МАЙЯ

в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды. Философская категория в различных направлениях индуизма и буддизма, означающая иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего Брахмана как единственную реальность.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

МАЙЯ (2)

в вед. миф. способность к перевоплощению, свойств. нуминальным персонажам; иллюзия, обман. Применит. к богам М. означает положит. магич. силу, изменение вида, чудесную метаморфозу. Если М. принадлежит противникам богов — демонам, врагам, М. выступает как обман, хитрость, колдовское изменение вида, подмена.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

МАЙЯ

   • Maia,

         ????? или ?????, дочь Атланта и Пелейоны, старейшая из плеяд, мать Гермеса (см. Hermes, Гермес), в созвездии плеяд. Cic. Arat. 270. Verg. Georg. 1, 225. С этой греческой богиней была отождествляема древнеиталийская богиня Maia или Maiesta (в Тускуле был deus Maius), почитание которой имело отношение к маю месяцу. Первого мая flamen Vulcanalis приносил ей в жертву супоросую свинью. Маю считали супругой Вулкана и отождествляли, кроме того, с богинями Tellus, Bona Dea, Fauna, Ops.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

МАЙЯ

в греч. миф. нимфа гор, старшая из семи плеяд — дочерей Атланта и Плейоны. В гроте аркадской горы Киллена М. сошлась с Зевсом, от к-рого родила Гермеса. Имя ее («матушка», «кормилица») указывает на присущие ей функции вскармливания и воспитания; она воспитывала сына Зевса и нимфы Каллисто Аркада. Вместе с сестрами-плеядами была превращена в одноим. созвездие. Римляне отожд. М. с италийской богиней Майей (Майестой), по-кровительницей плодоносной земли. Ей приносились 1 мая жертвы; от ее имени — назв. месяца мая в рим. календаре. В эллинистич.-рим. эпоху считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия, отожд. с рим. Бона деа, Фауной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Майя (Мая)

греч. Mais)

   в греческой мифологии одна из плеяд, горная нимфа, дочь Атланта и Плейоны, мать Гермеса. В Риме почиталась как богиня земли и всей природы.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   Гомер и Гесиод упоминают о Майе как об одной из Плеяд, дочерей Атланта, которая родила от Зевса Гермеса. В римской мифологии Майя была богиней живой природы. По ее имени был назван месяц май, и позже Майю и Май перестали различать. Ей приносили жертвы 1 мая, само ее имя ("матушка", "кормилица") указывает на присущую ей плодоносную и воспитательную функции.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

МАЙЯ

народ и цивилизация Центральной Америки (Юкатан, Гватемала, Гондурас). Классическая цивилизация складывается к 300 г. н.э. Ок. 200 г.

появляются первые пирамиды (Тикаль, Вашактун). Земледельцы жили в джунглях, администрация в специальных церемониальных центрах, где сосредоточивались ремесло, искусство, архитектура. М. имели более точный, чем в то время в Европе, календарь. В позднем классическом периоде (600-900 г.) строятся более пышные здания, особенно в Чичен-ице (в С. Юкатане). Сверхстрогая централизация государства, засилье чиновников, видимо, привели к гибели государства. В IX - X вв. крупные центры М. начинают забрасывать. Появляются следы захвата С. соседями майя (тольтеками). Начался период междоусобиц и разъединения, который продолжался до завоевания М. испанцами в 1541 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Археологический словарь

Майя

Майя (Мауа), индейцы Центр. Америки, до 15 в. осн. культурная и лингвистическая группа в Юж. Мексике, Гватемале и на п-ове Юкатан. Археологи выделяют три зоны их обитания: юж. (Гватемальское нагорье); центр, (низм-ти в Центр. Гватемале, оз. Петен), называемую Юж. низменностью; и сев. (п-ов Юкатан), или Сев. низменность. На рубеже н.э. сложилась цивилизация городов-государств М. Ок. 300—800 н.э. стр-во городов было сосредоточено в Юж. низменности (Тикаль, Уаксак-тун, Паленке); позднее оно переместилось на Сев. низменность (Чичен-Ица, Ушмаль, Цибильчальтун). Ок. 1200—1450 гг. самым могущественным городом-государством стал Майяпан. В 1441 г. его власть была сломлена, и на этой терр. образовалось неск. мелких гос-в М. На Гватемальском нагорье первыми крупными городами были Каминальгую и Сан-Антонио Фру-таль; позднее их затмили Закуелу, Утатлан и Ишимче (гос-во Киче). Все три зоны расселения М. имели полит, и торг, связи с городами Юж. и Центр. Мексики. Отличительные признаки культуры М.: оригинальная иероглифическая письменность (расшифрована пока лишь частично), кодифицированное право, система летосчисления, сочетавшая солнечный год и «священный период» (такая комбинация давала 52-летний цикл, т.н. «календарный круг» М.), календарь «долгого счета», в к-ром летосчисление велось от нач. даты (соответствует 3113 г. до н.э.), церемониальные площадки на крутых ступенчатых пирамидах, храмы и огромные дворцы, украшенные фресками разл. художеств, стилей разных веков, ритуальные игры в мяч, ступенчатые своды (ложная арка) зданий, полихромная и резная керамика.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

МАЙЯ

индейский народ, живущий на п-ове Юкатан, в Мексике (350 т. ч., 1961), а также в Брит. Гондурасе (13 т. ч.). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает и исп. язык. По религии М. - формально католики, но фактически у них сохраняются значит. пережитки дохрист. верований. Осн. занятие совр. М. - земледелие. М. - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, охватывавшей юго-вост. территории совр. Мексики, Брит. Гондурас, Гватемалу. Возникновение цивилизации М. тесно связано с древнейшей в Мексике ольмекской культурой. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыквы, томаты, корнеплоды, хлопчатник; они разводили индюков и собак, мясо к-рых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В первые вв. н. э. у М. появились города с кам. сооружениями (здания с ложными сводами, храмы на ступенчатых пирамидах, стадионы для игры в мяч, алтари). Постройки украшались рельефными изображениями, росписями, скульптурами. Сохранилось много надписей. Известно более 100 городов М. Наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль. В 9 в. города М. погибли вследствие вторжения руководимых тольтеками индейских племен (также говоривших на языке майя-киче). В 10 в. в Юкатане возникло новое майя-тольтекское гос-во, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства, покоренные испанцами в 1541-46. Господствующий класс в обществе М. составляли воен. знать и жрецы. Жрецы имели сложную иерархию; они владели письмом (иероглифич., возникшее в первых веках до н. э.) и науч. знаниями (так, напр., с помощью детально разработанного календаря они определяли сроки с.-х. работ). В религии важную роль играли божества дождя и ветра. Жители селений, составлявших терр. общины, несли разл. повинности. Сохранялись пережитки родовых отношений; было развито рабство. В городах широко было развито ремесл. произ-во. Существовала многочисл. прослойка купцов. М. неоднократно восставали как в период исп. колон. господства, так и в последующее время. Наиболее крупное освободит. движение после установления независимости Мексики происходило в 1847-1904. Многие р-ны п-ова Юкатан долгое время были в руках восставших М.

Лит.: Ланда Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., пер. со староисп., М.-Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.-Л., 1963; Morley S. G., The ancient Maya, Stanf., 1956.

Ю. В. Кнорозов. Ленинград.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

МАЙ

пятый месяц в году, древнерусское название - "травень" или травный - зеленеет трава. В древности май считался третьим пролетным месяцем. Русские люди говорили об этом месяце: "Май смаит. Месяц май не холоден, так голоден. В мае жениться - век маяться. Май холодный - год хлебородный. Майская трава и голодного кормит".

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля-именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго. Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом - запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены. Алены Леносейки. Алены - длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ивана - медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, сп. Халкидонского. Никиты Гусятника; 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника. Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия. Ермия Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) распрягальника, потому что опусти сетево (т.е. начало и конец посевов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

МАЙЯ

(Мауа), народ, создавший цивилизацию на п-ове Юкатан и территории Британского Гондураса в зоне джунглей, непосредственно к югу от него, и горных районах Гватемалы и Западного Гондураса. Происхождение М. следует искать в местных культурах предклассического периода с учетом контактов с районами Исапа и ольмеков. К 200 г. до н.э. в центральных областях низменной Гватемалы возводятся первые пирамиды (Тикаль, Вашактун), вскоре появляется ступенчатый свод. Первая датированная стела из Тикаля относится к 292 г., начиная с 300 г. можно говорить о классической цивилизации М. Ранний классический период (300–600 гг.) открывает золотой век культуры М. в низинных районах. Земледельцы жили в джунглях, в то же время возводились крупные церемониальные центры — средоточие административной и религиозной деятельности, а также развития искусства. Высокого уровня достигли архитектура, скульптура и живопись, для хранения информации использовалась иероглифическая письменность, в храмах, стоящих на вершинах пирамид, проводились сложные церемонии. Жрецы-астрономы наблюдали за Солнцем, Луной и планетами, они разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в христианской Европе (см. Календарь), использовали двадцатеричную систему, им было знакомо понятие нуля. В южной области (горные районы и тихоокеанское побережье Гватемалы) наблюдаются определенные отличия: такие признаки культуры М., как склепы со ступенчатым сводом и хронология длинного счета, отсутствуют. В позднем классическом периоде (600–900 гг.) развитие культуры продолжается, скульптура и архитектура становятся более пышными, проявляются местные стили . Выделяется территория Северного Юкатана, где, например в Чичен-Ице и Ушмале, в строительстве великолепных зданий 9 в. складывается стиль Пуук. По недостаточно ясным причинам в конце периода наступает закат цивилизации в низинных районах, и в 9 — начале 10 в. крупные центры забрасываются. Постклассический период (с 900 г. до испанского завоевания) лучше всего представлен на Юкатане, где факторы, приведшие к падению культуры М. в долинах, были, по-видимому, менее действенными. Начало периода ознаменовано сильным мексиканским влиянием, особенно в Чичен-Ице, где здания возводились в тольтекском стиле Центральной Мексики, а в искусстве появляются изображения тольтекских воинов, побеждающих вождей М. Легенды М. запутанны и противоречивы, в них содержатся упоминания о группе пришельцев мексиканского происхождения — ица, которые захватили Чичен и управляли из него большей частью Юкатана. В другой легенде сообщается о прибытии Кукулькана с группой пришельцев в 967–987 гг. «Кукулькан» является синонимом Кецалькоатля (бог, который изображался в виде пернатой змеи, хорошо известен у тольтеков), и рассказ может свидетельствовать как о завоевании в широких масштабах, так и о введении культа Кецалькоатля. Около 1200 г. ица были изгнаны из своей столицы, и ведущим городом Юкатана становится Майяпан. Период величия М. к тому времени был уже позади. Майяпан был заурядным городом, и во время его доминирования художественные стандарты все более снижались. Около 1440–1450 гг. Майяпан был разрушен, последовал период разъединения и междоусобиц, продолжавшийся до покорения Юкатана испанцами в 1541 г. Царства М. в горной Гватемале были подчинены в 1525 г., на равнине потомки изгнанных ица продержались до 1697 г. (см. Бонампак, Каминальгую, Паленке).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Археологический словарь

Майя

Майя — единственный народ Америки, оставивший письменные памятники.

В начале нашей эры в южной части Юкатана, к северо-востоку от озера Петен-Ица, начали образовываться первые города-государства. Древнейший известный памятник — каменная стела в городе Вашактун — датирован 328 г. н. э. Несколько позже возникли города в долине реки Уомасинты — Яшчилан, Паленке и на крайнем юге Юкатана — Копан и Киригуа. Надписи здесь датированы V и началом VI в. С конца IX в. датированные надписи обрываются. С этого времени древнейшие города майя прекратили свое существование. Дальнейшая история майя развивалась на севере Юкатана.

Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие Лес расчищали каменными топорами, причем толстые деревья лишь подрубали или сдирали с них кольцеобразно кору; деревья засыхали на корню. Засохший и поваленный лес выжигали до наступления периода дождей, что определялось астрономическими наблюдениями. Перед самым началом дождей поля засевали. Земля никак не обрабатывалась, земледелец лишь делал острой палкой ямку и зарывал в ней зерна кукурузы и бобов. Посевы охранялись от птиц и зверей. Кукурузные початки наклоняли вниз, чтобы они высыхали на поле, после чего их собирали.

На одном и том же участке можно было сеять подряд не больше трех раз, так как урожай все более сокращался. Заброшенный участок зарастал, и через 6—10 лет его вновь выжигали, готовя к посевам. Обилие свободной земли и высокая продуктивность кукурузы обеспечивали земледельцам значительный достаток даже при такой примитивной технике.

Пищу животного происхождения майя получали от охоты и рыболовства. Домашних животных у них не было. Охота на птиц велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками. Боевым оружием являлись также дротики с кремневыми наконечниками. Лук и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

В стране майя не было руд и не могла возникнуть металлургия. Из Мексики, Панамы, Колумбии и Перу к ним доставлялись предметы искусства и украшения — драгоценные камни, раковины и изделия из металлов. Майя изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы Керамические сосуды украшались выпуклой лепкой и росписью.

Интенсивная меновая торговля велась внутри страны майя и с соседними народами. В обмен поступали продукты земледелия, хлопковая пряжа и ткани, оружие, изделия из камня — ножи, наконечники, ступки. С побережья поступали соль я рыба, из центральной части полуострова — кукуруза, мед, плоды. Выменивались также рабы. Всеобщим эквивалентом служили бобы какао; существовала даже зачаточная система кредита.

Хотя ткани и сосуды изготовлялись в основном земледельцами, существовали уже специалисты-ремесленники, в особенности ювелиры, резчики по камню, вышивальщики. Были и купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния по воде и по суше, при помощи носильщиков. Колумб встретил у берегов Гондураса долбленую лодку из Юкатана, груженную тканями, какао и металлическими изделиями.

Жители селения майя составляли соседскую общину; обычно ее членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Каждая семья получала участок очищенной от леса земли, через три года этот участок заменялся другим. Урожай каждая семья собирала и хранила отдельно, она мог ла его и выменивать. Пасеки и посад ки многолетних растений оставались в постоянной собственности отдельных семей. Другие работы — охота, рыбная ловля, добыча соли — выполнялись сообща, но продукты делились.

В обществе майя уже существовало деление на свободных и рабов. Рабы были большей частью из военнопленных. Часть из них приносили в жертву богам, других оставляли рабами. Существовало и обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи Рабы выполняли самую тяжелую работу, строили дома, носили кладь и обслуживали знатных. Источники не позволяют четко определить, в какой отрасли производства и в какой мере преимущественно применялся труд рабов. Господствующим классом были рабовладельцы — знатные, высшие военные и жрецы. Знатные назывались алъмсхен (буквально — «сын отца и матери»). Они владели участками земли на правах частной собственности.

Сельская община выполняла повии ности по отношению к знатным и жрецам: общинники обрабатывали их поля, строили дома и дороги, доставляли им различные припасы и изделия, кроме того, содержали военный отряд и платили подати верховной власти. В общине уже намечалось расслоение: имелись более богатые и более бедные общинники.

У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на ее семью, затем она переходила к мужу.

Верховный правитель города-государства назывался халач-виник («великий человек»); его власть была неограниченной и наследственной. Советником ха-лач-виыика был верховный жрец. Селениями управляли его наместники — батабы Должность батаба была пожизненной; он обязан был беспрекословно подчиняться халач-винику и согласовывать свои действия с жрецами и двумя-тремя советниками, состоящими при нем. Батабы следили за выполнением повинностей и обладали судебной властью. Во время войны батаб был командиром отряда своего селения.

В религии майя к началу XVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение неба — бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя, ему приписывали изобретение письменности. Согласно учению жрецов майя боги правили ми ром поочередно, сменяя друг друга у власти» Этот миф фантастически отражал реальный институт смены власти по родам. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе (например, дождь идет оттого, что боги льют воду из четырех гигантских кувшинов, расставленных в четырех углах неба). Жрецы создали также учение о загробном мире, отвечающее социальному делению общества майя; себе жрецы отвели особое, третье небо. В культе главную роль играли гадания, пророчества, оракулы.

Майя разработали систему счисления; у них был двадцатиричный счет, возникший на основе счета по пальцам (20 пальцев).

Существенных успехов добились майя в астрономии. Солнечный год был ими вычислен с точностью до одной минуты. Астрономы майя вычисляли время солнечных затмений, им были известны периоды обращения Луны и планет. Помимо астрономии, жрецы были знакомы с начатками метеорологии, ботаники и некоторых других наук. Календарь майя находился в руках жрецов, но в основу его легло практическое деление года на сезоны земледельческих работ. Основными единицами счета времени были 13-дневная неделя, 20-дневный месяц и 365-дневный год. Наибольшую единицу летосчисления составлял 52-летний цикл— «календарный круг». Летосчисление майя велось от начальной даты, соответствующей 3113 г» до н. э.

Важное значение придавали майя истории, развитие которой было связано с изобретением письменности — высшего достижения культуры майя. Письменность, как и календарь, была изобретена майя в первые века нашей эры. В рукописях майя идут параллельно текст и рисунки, иллюстрирующие его. Хотя письменность уже отделилась от живописи, но некоторые письменные знаки мало отличаются от рисунков. Майя писали на бумаге, сделанной из луба фикуса, красками при помощи кисточек.

Письменность майя иероглифическая, и, как во всех подобных системах письма, в ней употребляются знаки трех родов фонетические — алфавитные и слоговые, идеографические — обозначающие целые слова и ключевые — поясняющие значение слов, но не читающиеся. (Письменность майа до последнего времени оставалась нерасшифрованной. Основы ее расшифровки открыты недавно.) Письменность находилась всецело в руках жрецов, которые пользовались ею для записи мифов, богословских текстов и молитв, а также исторических хроник и эпических текстов . (Рукописи майя были уничтожены испанскими завоевателями в XVI в., уцелели всего три рукописи. Некоторые отрывочные тексты сохранились, правда, в искаженном виде, в книгах, написанных латиницей в колониальный период,— так называемых книгах Чилам Балам («Книги Пророка-ягуара»).)

Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые 20 лет, а также на стенах дворцов и храмов.

До настоящего времени главными источниками истории майя были сочинения испанских хронистов XVI— XVII вв Хроники майя, написанные испанцами, сообщают, что в V в. произошло «малое нашествие» на восточное побережье Юкатана, сюда пришел «народ с востока». Возможно, что это были выходцы из городов у озера Петен-Ица. На рубеже V—VI вв в центре северной части полуострова был основан город Чичен-Ица В VII в жители Чичен-Ицы покинули этот город и переселились в юго-западную часть Юкатана. В середине X в. их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики, очевидно, народа тольтеков После этого «люди ица», как их далее называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу Люди ица X в. были смешанной майя-мексиканской группой, образовавшейся в результате вторжения тольтеков. Около 200 лет в Чичен-Ице господствовали потомки тольтекских завоевателей. В этот период Чичен-Ица являлся крупнейшим культурным центром, здесь были воздвигнуты величественные архитектурные памятники Вторым по значению городом в это время был Ушмаль, в котором также имелись великолепные строения. В X в. неподалеку от Чичен-Ицы возник другой город-государство — Майяпан, не испытавший тольтекского влияния. К XII в этот город достиг большого могущества. Захвативший власть в Майя-пане правитель незнатного происхождения — Хунак Кеель в 1194 г. вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и в 1244 г. захватили Майяпан Они обосновались в этом городе, смешавшись со своими недавними противпиками, и, как сообщает хроника, «с тех пор их называют майя». Власть в Майяпане захватила династия Кокомов; ее представители грабили и обращали в рабство парод с помощью мексиканских наемников. В 1441 г. жители зависимых от Майяпана городов подняли восстание, которым руководил правитель Ушмаля. Майяпан был захвачен. По словам хроники, «находящиеся внутри стен были изгнаны теми, кто был вне стен». Наступил период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыбы, ни соли Кокому, а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.

Майяпан после 1441 г. был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя — люди ица обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица (Тайя-Саль), который оставался недоступным испанцам до 1697 г Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541—1546 гг. европейскими завоевателями, подавившими героическое сопротивление майя.

Майя создали высокую культуру, доминировавшую в Центральной Америке. Значительного развития достигли у них архитектура, скульптура и фресковая живопись. Одним из самых замечательных памятников искусства является храм «Бонампак», открытый в 1946 г. Под влиянием иероглифики майя возникла письменность у тольтеков и сапотеков. Календарь майя распространился в Мексике.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. (1958 г.)

Найдено схем по теме МАЙ — 0

Найдено научныех статей по теме МАЙ — 0

Найдено книг по теме МАЙ — 0

Найдено презентаций по теме МАЙ — 0

Найдено рефератов по теме МАЙ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!