МАЙОЛИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАЙОЛИКА
вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для М. характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись. Знаменита итальянская М. эпохи Возрождения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Майолика
1) в узком смысле - итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, а иногда и с нанесенным сверху, люстром (глянцем, блеском); 2) в широком смысле М. - изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МАЙОЛИКА
(от названия испанского острова Майорка) — вид итальянской художественной керами-ки XV–XVII вв. Майолика делалась из белой или серой глины, при этом ее пористый черепок покрывался дву-мя слоями глазури. Первый — белый, непрозрачный — позволял расписывать поверхность изделия яркими красками по «сырому» фону еще до обжига, после чего поверх росписи наносился слой блестящей свин-цовой глазури и изделие обжигалось. Относительно невысокая температура обжига позволяет сохранить богатую красочную палитру, поэтому итальянскую майолику отличает высокий художественный уровень росписи яркими красками, которые превращали керамические изделия в произведения искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МАЙОЛИКА
итал. maiolica), изделия из цветной обожженной глины с глазурью (стекловидным покрытием толщиной 0,15–0,3 мм, закрепленным обжигом). Название связано с о. Майорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики. Для майоликовых изделий характерны мягкие, словно оплывающие формы, блеск и яркость переливчатых цветов.
Широко применялась уже в странах Древнего и средневекового Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в 14–18 вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). Особым совершенством отличается итальянская майолика эпохиВозрождения (портреты и сюжетные композиции на декоративной посуде и керамическихпанно Н. Пеллипарио и др. мастеров; скульптурные работы семьи делла Роббиа).
На Руси майолика была известна с 11 в. В 17 в. повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), служившие украшениями для наличников окон, порталов, фризов в архитектурных сооружениях, а также печей и каминов. В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, статуэтки выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Декоративная майолика переживает яркий расцвет на рубеже 19–20 вв., когда к ней обращаются крупные мастера (М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007