Макаров, Иван Кузьмич - живописец (1822 - 1897). Окончив курс уездного училища, изучал искусство под руководством отца, в его рисовальной школе, и сделался его помощником. Рисунки, присланные Макаровым в Академию Художеств, вместе с работами других учеников той же школы, обратили на него внимание академического совета, наградившего его в 1842 г. званием неклассного художника. В 1845 г. Макаров переехал в Петербург. Занимаясь под руководством А.Т. Маркова , Макаров избрал специальностью портретную живопись. В 1853 г. посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью; более полутора лет провел в Риме. Получил звание академика. Многочисленные его портреты отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, при некоторых небрежностях рисунка. В музее Александра III - его портрет А.Л. Максимович, в Третьяковской галерее - С. И. и И.С. Каминских, Макаров написал немало религиозных картин, из которых выдаются ""Нерукотворенный образ Спасителя"" и ""Христа, благословляющего Царское Семейство"" (в Александровском дворце, в Царском Селе).
Макаров Иван Кузьмич
— живописец-портретист; род. в 1822 г. в Арзамасе, в бытность его отца учеником в тамошней художественной школе А. Ступина. Окончив курс уездного училища в Саранске, он изучал искусство под руководством отца, в содержимой им рисовальной школе, и вскоре сделался отцовским помощником в работах по церковной живописи. Рисунки, эскизы и этюды, присланные молодым М. в Имп. акд. художеств вместе с работами других учеников саранской школы, обратили на него особенное внимание академического совета, наградившего его за них званием неклассн. художника. В 1844 г. М. переехал в СПб. и стал посещать классы акд. Занимаясь в течение двух лет под руководством проф. А. Т. Маркова, М. в конце академич. курса избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро доставила ему известность в петербургской публике. В 1853 г. отправился в чужие края, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Болонью и более полутора годов провел в Риме. По возвращении в СПб. был признан академиком. Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти М., вообще отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка; они особенно удавались ему, когда дело шло об изображении молодых дам и детей. Кроме портретов, М. написал немало икон для церквей и других религиозных картин, из которых можно указать на "Нерукотворенный образ Спасителя" (1855) и "Христа, благословляющего Царское Семейство" (в Александровском дворце, в Царском Селе).
А.
С—в.{Брокгауз}
Источник: Пензенская энциклопедия.