Максимович Михаил Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Максимович Михаил Александрович

Максимович, Михаил Александрович - выдающийся ученый (1804 - 1873). Учился в новгород-северской гимназии и Московском университете, сначала по словесному, потом по естественному факультету. Защитив магистерскую диссертацию: ""О системах растительного царства"", получил должность адъюнкта. В 1832 г. командирован на Кавказ, откуда привез богатые коллекции. Назначенный ректором Киевского университета, он был вынужден занять кафедру русской словесности, по категорическому требованию министра, графа Уварова , который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет в ополяченном тогда крае, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем Максимовича, который в своих актовых речах проводил именно идей народности. В 1835 г. он сложил с себя звание ректора, а в 1841 г., вследствие усилившейся болезни, и звание профессора. Был энергичным членом ""Временной комиссии для разбора древних актов"" и редактировал материалы для ее издания (""Памятников""). В 1857 г. он заведовал редакцией ""Русской Беседы"" и содействовал возрождению ""Общества любителей российской словесности"". Максимович написал множество исследований, после смерти его частью собранных. До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естественным наукам (""О системах растительного царства"", ""Основания ботаники"", ""Главные основания зоологии"", ""Размышления о природе"", ""Книга Наума о великом Божием мире""; последняя представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 г. она выдержала 6 изданий). Максимович много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией Максимович стал заниматься рано. Уже в 1827 г. он издал ""Малороссийские песни"" (Москва), с комментариями. В 1834 г. Максимович издал другой сборник, под заглавием: ""Украинские народные песни"" (часть 1-я, Москва), а также ""Голоса украинских песен"" (25 напевов, положенных на ноты А.А. Алябьевым ); в Киеве он начал еще более обширное издание: ""Сборник украинских песен"" (часть 1-я, Киев, 1849). Изучение памятников народной словесности привело Максимовича к исследованию русского (в особенности южнорусского) языка и словесности. Плодом изучения его русской речи по сравнению с западнославянской было ""Критико-историческое исследование о русском языке""; сюда же нужно отнести его ""Начатки русской филологии"". Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И.И. Срезневского и П.А. Лавровского , Максимович снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования ""южнорусского"" языка и противником мнений своего ""северного"" друга, М.П. Погодина ; так возник известный спор между ""южанами"" и ""северянами"" о древности малорусского языка, Максимович напечатал свои ""Филологические письма к М.П. Погодину"" в ""Русской Беседе"" за 1856 г. и ""Ответные письма к нему же"" в ""Русской Беседе"" за 1857 г. В области истории русской словесности Максимович интересовался древним периодом нашей словесности, в особенности ""Словом о полку Игореве"" и памятниками южнорусской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны. Его труды в этой области: ""История древней русской словесности"", ""О народной исторической поэзии в древней Руси"", ""Песнь о полку Игореве"", ""К объяснению и истории Слова о полку Игореве"", ""Книжная старина южнорусская"", ""О начале книгопечатания в Киеве"" и другие. Эти работы ввели его и в область древнерусской и южнорусской истории вообще. Здесь он занял еще более видное место. Как южнорусский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и южнорусскую историю он генетически связывал с древней киевской, а малорусскую народность - с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья: ""О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево и населении ее ново пришлым народом"", основной вывод которой усвоен и развит позднейшими исследователями Малороссии. Работы Максимовича по истории малороссийского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности - самостоятельные исследования) на сочинения Н.И. Костомарова (о ""Богдане Хмельницком"") и В.Б. Антоновича (""Акты о казаках""). Важное значение имеют его исследования: ""О гетмане Сагайдачном"", ""Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украине со времени Богдана Хмельницкого"", ""О ""Бубновской сотне"", ""О колиивщине"" и множество других, более мелких; тут он является предшественником В.Б. Антоновича и А.М. Лазаревского в разработке истории правобережной и левобережной Малороссии. Статьи Максимовича о древностях и топографии южной Руси составляют особый отдел в собрании его сочинений - 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Малороссии. Гоголь питал к Максимовичу истинную дружбу и вел с ним переписку. В 1830 г. Максимович издал альманах ""Деницу"", в котором мы находим имена Пушкина (начало ""Бориса Годунова""), Веневитинова , князя Вяземского , Дельвига , Хомякова , Баратынского , Языкова , Мерзлякова , Ив. Киреевского ; в 1834 г. - 3-я, опять с целым рядом громких литературных имен. Максимович был не чужд и поэзии: ему принадлежат переводы на малорусский язык псалмов и ""Слова о полку Игореве"", а также несколько оригинальных стихотворений на том же языке. Максимович был очень близок к украинофильству, на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Украины от всей России. - Автобиография Максимовича в ""Киевской Старине"" (1904, IX); ср. биографический и историко-литературный очерк Пономарева , в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (1871, октябрь); ""Биографический словарь профессора Московского университета""; ""Биографический словарь профессора Киевского университета""; ""Юбилей М.А. Максимовича"" (Санкт-Петербург, 1872, 2-е издание); Петров ""Очерки истории украинской литературы""; статья С.Н. Пономарева в ""Киевской Старине"" (1882 - 84); А.Н. Пыпин ""История русской этнографии"" (том III); А. Грушевский ""Максимович"" (Санкт-Петербург, 1906). Д. Б-й.

Источник: Биографический словарь. 2008

Максимович, Михаил Александрович

— выдающийся ученый (1804—1873). Учился в Новгород-Северской гимназии и Московском унив., сначала по словесному, потом по естественному факультету. Защитив магистерскую диссертацию "О системах растительного царства", он получил должность адъюнкта. В 1832 г. был командирован на Кавказ, откуда привез богатые коллекции. В 1833 г. был избран профессором ботаники. В это время М. почувствовал упадок сил, тоску по родине и решился перейти в открывавшийся тогда Киевский университет. Назначенный ректором его, он был вынужден занять кафедру русской словесности по категорическому требованию министра гр. Уварова, который имел в виду политические соображения: желая создать русский университет в ополяченном тогда крае, он считал как нельзя более подходящим для этого деятелем М., который в своих актовых речах проводил именно идею народности. В 1835 г. он сложил с себя звание ректора, а в 1841 г., вследствие усилившейся болезни — и звание профессора; несколько отдохнув, еще два года (1843—45) читал лекции в качестве частного преподавателя. Тогда же он сделался энергичным членом "Временной комиссии для разбора древних актов" и редактировал материалы для ее издания ("Памятников"). Поселясь в своей усадьбе "Михайловой горе" (на берегу Днепра, в Золотоношском уезде Полтавской губ.), М. изредка посещал Москву, для свидания с Погодиным, Гоголем и другими московскими друзьями. В 1857 г. он около 1/2 года заведовал редакцией "Русской беседы" и содействовал возрождению "Общества любителей российской словесности". М. написал множество исследований, рассеянных в различных повременных изданиях и уже после смерти его собранных (далеко не все) в 3-х объемистых томах. До перехода в Киев он напечатал целый ряд работ по естеств. наукам ("О системах растительного царства", "Основания ботаники", "Главные основания зоологии", "Размышления о природе", "Книга Наума о великом Божием мире"; последняя представляет собой первый опыт популярного издания для народа; до 1851 г. она выдержала 6 изданий). Главная особенность всех этих прекрасно изложенных трудов — стремление автора к систематизации, в духе тогдашней натурфилософии. М. много содействовал замене иностранной научной терминологии русской. Этнографией М. стал заниматься рано. Уже в 1827 г. он издал "Малороссийские песни" (М., XXXVI, 234), с комментариями; А. Н. Пыпин признает за этим изданием "большую заслугу разумного понимания и исполнения дела". В 1834 г. М. издал другой сборник, под загл. "Украинские народн. песни" (ч. 1, М.), a также "Голоса украинских песен" (25 напевов, положенных на ноты А. А. Алябьевым); в Киеве он начал еще более обширное изд., "Сборник украинских песен" (ч. 1-я, Киев, 1849). Изучение памятников народной словесности привело М. к исследованию русского (в особенности южно-русского) языка и словесности. Вступительная лекция его и в Киевском университете была посвящена вопросу "О значении и происхождении слова". Плодом изучения его русской речи по сравнению с западно-славянской было "Критико-историческое исследование о русском языке"; сюда же нужно отнести его "Начатки русской филологии". Впоследствии, под влиянием оживления, внесенного в этот вопрос трудами И. И. Срезневского и П. А. Лавровского, М. снова вернулся к исследованиям об исторической судьбе русского языка и происхождении малорусского и выступил горячим защитником существования "южно-русского" яз. и противником мнений своего "северного" друга М. П. Погодина; так возник известный спор между "южанами" и "северянами" о древности малорусского языка, не закончившийся еще и в настоящее время. М. напечатал свои "Филологические письма к М. П. Погодину" в "Рус. беседе" за 1856 г. и "Ответные письма к нему же" в "Рус. беседе" за 1857 г. В области ucmopиu русской словесности М. интересовался, с одной стороны, древним периодом нашей словесности, в особенности "Словом о Полку Игореве", с другой — памятниками южно-русской письменности, которые изучал преимущественно с библиографической стороны. Его труды в этой области: "История древней русской словесности", "О народной исторической поэзии в Древней Руси", "Песнь о Полку Игореве", "К объяснению и истории Слова о Полку Игореве", "Книжная старина южно-русская", "О начале книгопечатания в Киеве" и др. Работы по истории древнерусской киевской и южно-русской словесности ввели его и в область древнерусской и южно-русской истории вообще. Здесь он занял еще более видное место, чем в филологии: его по справедливости должно признать патриархом южно-русской историографии. Как южно-русский язык и словесность он выводил из древнерусского языка и словесности, так и южно-русскую историю он генетически связывал с древней киевской, а малорусскую народность — с древними русичами. Этому последнему вопросу отчасти посвящена его статья "О мнимом запустении Украйны в нашествие Батыево и населении ее новопришлым народом", основной вывод которой усвоен и развит новейшими исследователями Малороссии. Работы М. по истории малороссийского казачества отличаются по преимуществу критическим характером. Таковы две обширные его рецензии (в сущности — самостоятельные исследования) на сочинения Н. И. Костомарова (о "Богдане Хмельницком") и В. Б. Антоновича ("Акты о казаках"). Важное значение имеют его исследования "О гетмане Сагайдачном", "Обозрение городовых полков и сотен, бывших на Украйне со времени Богдана Хмельницкого", "О Бубновской сотне", "О колиивщине" и множество других, более мелких; тут он является предшественником В. Б. Антоновича и А. М. Лазаревского в разработке истории Правобережной и Левобережной Малороссии; везде у него видны огромная начитанность в источниках и большой критический талант. М. как никто знал Киев, его древности и вообще топографию Южной Руси. Его статьи по этим вопросам составляют особый отдел в собрании его сочинений — 2-й, к которому тесно примыкает 3-й, посвященный археологии Малороссии; здесь особенно выдается статья о стрелах, найденных на Днепровском побережье, в которой он блестяще применил свои способности к классификации, приобретенные благодаря занятиям естественными науками. На старости лет М. сумел понять и оценить и новых работников, войти с ними в духовное общение. Охотно откликаясь на коллективные научные предприятия, он являлся иногда и инициатором их, выступая, напр., редактором-издателем таких сборников, как "Киевлянин" и "Украинец". Пушкин и Гоголь были в восторге от малороссийских песен М.; Гоголь питал к М. истинную дружбу и вел с ним переписку. В 1830 г. М. издал альманах "Денницу", в котором мы находим имена Пушкина (начало "Бориса Годунова"), Веневитинова, кн. Вяземского, Дельвига, Хомякова, Баратынского, Языкова, Мерзлякова, Ив. Киреевского; в 1831 г. появилась 2-я книжка "Денницы", в 1834 г. — 3-я, опять с целым рядом громких литературных имен. М. был не чужд и поэзии: ему принадлежат переводы на малорусский язык псалмов и "Слова о Полку Игореве", а также несколько оригинальных стихотворений на том же языке. По своим убеждениям М. был очень близок к украинофильству на его старой романтической основе, не отделяя, однако, в своем представлении Украйны от всей России. Ср. биогр. и ист.-лит. очерк Пономарева в "Ж. М. Н. Пр." (1871, окт.); "Биограф. словарь проф. Моск. унив."; "Биограф. словарь проф. Киев. университета"; "Юбилей М. А. Максимовича" (СПб., 1872, 2-е изд.); Петров, "Очерки истории украинской литературы"; ст. С. Н. Пономарева в "Киевской старине" (1882—84); А. Н. Пыпин, "История русской этнографии" (т. 3).


Д. Б—й.


{Брокгауз}





Максимович, Михаил Александрович


род. 1804 г. 3 сент.; профессор русской словесности Московск. и Киевск. университетов; ректор его: ботаник, филолог, историк, археолог. † 10 ноября 1873 г.


{Половцов}





Максимович, Михаил Александрович


[1804—18731 — этнограф-историк. Род. в Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете. Усиленно занимался ботаникой. В 1827 получил магистерскую степень, начал читать лекции по ботанике, а в 1833 занял кафедру. Через год М. получает кафедру русской словесности в только что открывшемся Киевском университете, где и работает на протяжении десяти лет.


Известность М. дали его этнографические исследования. В 1827 выходит первый сборник его "Малороссийских песен", в 1834 — второй, в 1849 — третий. Среди сборников Цертелева, Ходаковского, Срезневского, Лукашевича, Метлинского и Кулиша сборники Максимовича занимают одно из первых мест. В 1840—1850 М. издает журн. "Киевлянин", первое периодическое издание, давшее ряд работ историко-этнографического, топографического и археологического характера, в частности работы по исследованию Киева и его старины. В 1859 и в 1864 М. также издает журн. "Украинец", печатая там еще неизданные народные песни, статьи и свои стихотворные переводы. Следует отметить и такие работы. Максимовича, как "Дни и месяцы украинского селянина" (напеч. сначала в "Русской беседе" за 1856, Смесь) и "Филологические письма к М. П. Погодину" ("Русская беседа", 1856), "Ответные письма М. П. Погодину" (там же, 1857, и отд., М., 1857) и "Новые письма к Погодину о старобытности малороссийского наречия" (М., 1863), в которых М. выступил противником Погодина (см.), защищавшего официальную точку зрения на возникновение "малорусской народности". Максимовичу принадлежат также оригинальные стихи, очень слабые стилизации украинской народной песни, переводы псалмов и "Слова о полку Игореве" (напеч. в "Украинце" за 1859, книга I, и отдельно). Следуя педантически народно-песенным канонам, М. придерживался усердно размера так наз. "коломыйки" (см.) — его переводы снижали художественную ценность оригинала, на что было уже указано критиком-современником (Кулиш).


В политическом отношении М., выходец из мелкопоместного панства, не выделялся из рядов патриотически настроенной служилой интеллигенции того времени, делавшей себе карьеру и при Николае I. Максимович примыкал к правому крылу украинофильствуюшей интеллигенции.



Библиография: I. Собр. сочин., Киев, 1876—1880 (т. I. Отдел исторический; т. II. Отделы: историко-топографическии, археологический и этнографический; т. III. Языкознание. История словесности).


II. Пономарев С., Ст. в "ЖМНП" за 1871. X; Гнушевский О., Ст. в "Записках наукового т-ва ім. Шевченко", Львов, 1907.


П. Колесник.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАКСИМОВИЧ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1804—1873) Михаил Александрович Максимович — историк, филолог, естествовед, педагог, родился 3 сентября 1804 г. на хуторе Тимковщина на Полтавщине. Отец — из старинного казацкого рода; мать — из известной в научных и литературных кругах семьи Тимковских. Начальную грамоту Михаил осваивал в Благовещенском женском монастыре юрода Золотоноши Полтавской губернии, затем учился в Новгород-Северской гимназии (1812—1819), где определился его интерес к естественным наукам. «Думая об университете, — писал
его биограф С. Пономарей, — юноша мечтал преимущественно о том, чтобы сделаться московским профессором ботаники».
В 1819 г. юноша приехал учиться в Москву, однако взявшийся опекать его дядя — профессор греческой и римской словесности Р. Ф. Тимковский определил его на словесное отделение университета. Однако даже лекции популярнейшего среди студенчества профессора А. Ф. Мерзлякова не смогли пересилить изначальной мечты. В 1821 г. Максимович перешел на физико-математическое отделение, «чтобы свободнее и полнее заняться любимой с детства наукой», то есть ботаникой. В этом же году состоялась первая публикация — перевод статьи Мирбеля «К чему служат листья на деревьях».
В 1823 г. Максимович окончил университет со степенью кандидата и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию; некоторое время слушал лекции по медицинским наукам, был служащим университетской библиотеки и ботанического музея. В 1824 г. молодой ученый издал книгу «Главные основания зоологии, или науки о животных», которая сыграла важную роль в его судьбе. На книгу обратил внимание кн. В. Ф. Одоевский, высоко ее оценил, отыскал автора, познакомился с ним и ввел в круг литераторов, среди которых были, в частности, Д. Веневитинов и И. Киреевский. Киреевский в свою очередь ввел нового знакомого в дом своей матери, А. П. Елагиной, хозяйки известного в Москве литературно-философского салона. «Кружок Одоевского и Елагиной, — писат Пономарев, — имел чрезвычайно доброе и полезное влияние на Максимовича. Тогда же произошло его сближение с М. П. Погодиным, превратившееся затем в тесную дружбу. Так, на первых порах по выходе из университета Максимовича окружила семья литераторов».
Первое десятилетие творческой жизни Максимович успешно делил между занятиями естественными и гуманитарными науками. Он ездит в научные экспедиции, преподает ботанику, садоводство, естественную историю в разных учебных заведениях. В 1827 г. защищает магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», и в этом же году выходит его первая работа как фольклориста — сборник «Малороссийские песни», который впервые познакомил просвещенную публику с лирической поэзией украинцев. Под влиянием основополагающей для «романтиков» идеи народности автор рассматривает фольклор как способ проникновения в творческую субстанцию народа, способную обеспечить будущее нации. Максимович очень ответственно подошел к этому изданию; он систематизировал собранные песни по разделам, написал предислонис, в котором изложил свои взгляды на народную поэзию Руси, составил примечания и словарь, в котором «показал сходство слов в разных славянских наречиях, что в то время было новостью и стоило немалого труда любознательному издателю*. Издание было благосклонно встречено как литераторами, так и министром народного просвещения А. С. Шишковым. А. С. Пушкин, в частности, назвал книгу «подарком русской литературе», а ее составителя — своим «собратом по поэзии».
С Пушкиным Максимович был знаком лично и оставил рассказы, записанные с его слов О. М. Бодянским и П. И. Бартеневым. В 1829 г. в альманахе «Атеней» Максимович опубликовал отзыв на только что вышедшую поэму «Полтава», в котором, полемизируя с Надеждиным и Булгариным, твердо заявил, что Пушкин «в своем творении остался верен истории, и как поэт представляет своей поэмой первый образец внимательного изучения исторических деятелей».
Первая половина 1830-х гг. — пик общественной, научной и литературной деятельности Максимовича. В эти годы он предпринимает издание собственного альманаха «Денница» (три выпуска увидели свет в 1830—1834 гг.), в который привлекает лучшие литературные силы Москвы и Петербурга: Пушкина, Баратынского, Вяземского, Киреевского и др., предоставляет слово многим женшинам-поэтам. В азьманахе на 1831 г. он даже опубликовал собственное «Обозрение русской словесности»; статья вызвала «журнальную бурю» и. в частности, положила начало расхождению между Н. А. Полевым, издателем «Московского телеграфа», и Максимовичем, которые были знакомы с начала 20-х гг. В 1831 г. выходит новая книга — учебник «Систематика растений», он продолжает читать лекции, в 1833 г. сбывается мечта детства — Максимович становится профессором ботаники в Московском университете.
Дважды, в 1830 и 1832 гг., он выступает на годичных собраниях в университете с речами в духе активно развернувшегося тогда противостояния «западников» и «славянофилов». В одном из выступлений прозвучала определяющая мысль о том, чтобы «юношество русское получаю во всех университетах воспитание русское, без которого просвещение наше не будет иметь характер самобытности», в другом, по воспоминаниям Пономарева, оратор «требовал, чтобы Россия, почитая иностранное, не забывала своенародного, чтоб она возвысилась жизненным развитием родных ей стихий. Мы должны, говорил Максимович, не принимать, но понимать европейское для возвышения русского. Служить человечеству можно только служа
России... Он желал, чтобы Россия явила в себе самое высокое, полное и прочное, самое жизненное образование человеческого духа. Для этого он главным средством полагал просвещение, основанное на религиозно-нравственном образовании сердца и воли».
Сознавая пользу распространения в народе естественно-научных знаний, он в 1833 г. издает «Книгу Наума о великом Божьем мире», где очень доходчиво излагает основы астрономии и физической географии. Эта первая в своем роде научно-популярная работа до 1870 г. выдержала одиннадцать переизданий. Князь Одоевский писал автору: «Я от вашей “Книги Наума” без ума от восхищения... Мне и в голову не приходило, что можно сделать краткую географию столь замечательною для простолюдина».
Одновременно готовился новый фольклорный сборник — «Украинские народные песни» (1834); в процессе его собирания сформировался устойчивый интерес к «Слову о полку Игореве», отдельным аспектам изучения которого впоследствии будет посвящено около десятка статей (кроме того, Максимовичу принадлежат переводы «Слова...» на современный русский и украинский языки). Тем не менее в московский период литературные занятия стояли у Максимовича на втором месте после естествознания. «Словесность для науки то же, что образованность для ума», — говорил он.
Однако в этот период у Максимовича начались проблемы со здоровьем; вдобавок семейные обстоятельства и тоска по родине заставили его задуматься о возвращении на Украину. Удачно совпало так, что в Киеве только что был учрежден университет св. Владимира, и московский профессор попробовал устроиться на кафедру естествознания. Но судьбе оказалось угодно рассудить иначе. «Попечитель Киевского округа г. фон Брандке, — пишет Пономарев, — неожиданно предложил Максимовичу кафедру русской словесности... Это было sine qua non его перемещения в Киев».
Ставший к тому времени министром народного просвещения
С. С. Уваров, у которого сложилось хорошее мнение об ученом, не хотел его отпускать, но хлопоты Вяземского, Жуковского и Пушкина сделали свое дело. В апреле 1834 г. Гоголь в частном письме сообщал: «Третьего дня я был у министра; он говорил мне такими словами: кажется, я Максимовича переведу в Киев, потому что для русской словесности не находится более его достойный человек. Хотя предмет для него нов, но он имеет дар слова, и ему можно легко успеть в нем».
4 мая, как пишет Пономарев, «Уваров назначил красноречивого ботаника профессором русской словесности и деканом 1-го отделения философского факультета», а в начале июня вдобавок стало известно, что на него возложено «исправление обязанностей ректора». К этому времени недоучившемуся словеснику не исполнилось и тридцати лет.
Руководство университетом продлилось недолго. Уже в декабре 1835 г. Максимович сложил полномочия по состоянию здоровья и полностью посвятил себя лекционно-преподавательской работе. Он читал полный курс русской словесности и народной поэзии, уделяя особое внимание «Слову о полку Игореве* в контексте народных песен южной и северной Руси, западных славян и письменных памятников древнерусской словесности. «Богатый памятью, одаренный живою, мастерской речью, эстетическим вкусом, — вспоминал Пономарев, — Максимович привлекал студентов. Кроме чтения собственно истории литературы, он занимался критическим разбором образцовых русских писателей. Как ученик Мерзлякова, он вел их с особым искусством и успехом».
Во второй половине 1830-х гг. в круг научных интересов Максимовича входит история южной Руси и, в частности, Киева. В книге «Откуда идет Русская земля» (1837) он выступил против гипотезы скандинавского атияния на русский язык и жизнь Древней Руси.
В 1838 г., в связи с известными польскими волнениями на Украине, университет был временно закрыт. Максимович к тому времени тяжело болел, не мог передвигаться, испытывал проблемы со зрением и жил в своем имении Михайлова Гора, где занимался общими вопросами истории русского языка. В работах «Критико-историческое исследование о русском языке» (1838) и «История русской словесности» (1839) он одним из первых российских ученых выделил древнерусскую литературу как предмет исследования, предпринял попытку рассмотреть словесность в связи с народной жизнью, уделив преимущественное внимание изучению языка. «В книге его русский язык является как язык, отделенный от западнославянских, более всех их сохранивший древнеславянские свойства, менее их измененный иноплеменными языками и образовавшийся в три особых вида: южнорусский, великорусский и белорусский. В ней доказывается, что полногласие есть первоначальное и некогда общее славянское свойство, утраченное славянами западными».
В 1840 г. Максимович подал в отставку и с этих пор с небольшими перерывами, выезжая в Киев и Москву, жил в Михайловой Горе — «на левом берегу Днепра, в ста шестидесяти верстах от Киева». С болезнью возникла мысль вернуться к издательской деятельности. Так появился «повременной сборник» «Киевлянин», задачей которого, по определению издателя, стояло «исследование и приведение в надлежащую известность всего, что относится к бытию Киева и всей южной Руси — Киевской и Галицкой». В трех выпусках альманаха (1840, 1841, 1850) Максимович вместе с собственными историческими и филологическими исследованиями публиковал статьи историков Погодина, Соловьева, Домбровского, художественные произведения украинских писателей — Квитки-Основьяненко, Кулиша, Гребенки и русских — Жуковского, Бенедиктова, Глинки, Аксакова, Языкова, Павловой, переводы из Шиллера и Гюго.
История начала брать верх над словесностью. «На поле, наскоро сжатом историками Малороссии, — писал Максимович, — я собираю пропущенные и оброненные ими колосья и понемногу предаю их в общую известность».
Последней крупной работой в области истории языка стаза книга «Начатки русской филологии», опубликованная в Киеве в 1847 г. Это была первая часть, посвященная «отношению русской речи к западнославянской»; вторую часть, уже написанную и получившую цензурное разрешение, автор публиковать не стал, будучи недоволен полученными результатами. Книга, в которой было дано определение «системы славянских наречий», степень родства между ними, черты различия между русским, украинским и белорусским языком, заслужила одобрительные отзывы ведущих славистов — Буслаева, Лавровского, Потебни, Котляревского. Владимир Даль в письме автору подчеркнул: «Вы, кажется, первый заметили сходство северного великорусского наречия, или говора, с южным, Новгородского — с Киевским. В Шенкурске и Коле вы услышите еще более сохранившихся киевских слов, чем в Новгороде, слов, которых нет нигде, на всей промежуточной двухтысячеверстной полосе». А в рецензии, опубликованной несколькими годами позже, отметил: «Почти все, что говорит Максимович об этом распределении наречий, верно; он владеет способностью схватывать по немногим данным отличительные признаки наречий и подводит их под грамматические правила».
В уединении на хуторе общительный по натуре М. Максимович ведет интенсивную переписку. Среди его адресатов — Жуковский, Шевченко, Гоголь, Вяземский, Даль, Погодин, Хомяков, Языков, Шевырев, Щепкин, Шафарик и другие отечественные и зарубежные писатели и ученые. Он издает третий «Сборник украинских народных песен» (1849), этнографическую работу «Дни и месяцы украинского селянина» (1856), позже собирает собственные научные статьи, оригинальные и переводные художественные произведения и издает их в сборниках «Украинец» (1859, 1864).
В конце 1850 — начале 1860-х гг. Максимович некоторое время живет в Москве. Он возглавляет возобновившее свою работу Общество любителей русской словесности, заведует редакцией журнала «Русская беседа», сотрудничает в издаваемых И. Аксаковым газетах «Парус» и «День», в украинском журнале «Основа» и других изданиях.
За научные заслуги в разные годы деятельности Максимович был избран членом многих ученых обществ: Московского общества испытателей природы (1829), Московского общества любителей садоводства (1834), Московского общества истории и древностей российских (1834), Комитета сохранения и изыскания древностей г. Киева (1835), Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1870). Кроме того, он был почетным членом Киевской духовной академии (1869), Киевского общества естествоиспытателей (1871), Московского, Киевского, Новороссийского университетов. В 1871 г. Киевский университет в честь 50-летия научной деятельности присвоил ему степень доктора славяно-русской филологии, а Академия наук избрала членом-корреспондентом.
Творческое наследие М. А. Максимовича не просто обширно, но и на удивление разнообразно. Среди двух с половиной сотен публикаций — статьи по ботанике, зоологии, физике, химии, языкознанию, истории русской словесности, истории просвещения, истории Киевской Руси, книгопечатания на Украине, казачества и др., но наибольший вклад он внес, безусловно, в изучение истории языка, культуры и государственности Украины.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ М. А. МАКСИМОВИЧА
Сочинения. Т. 1—3. Киев: Тип. М. П. Фрица, 1876—1880. Т. I. Отдел исторический. 1876. VIII, 847 с.; Т. 2. Отделы: историко-топографический, археологический и этнографический. 1877. VIII, 524 с.; Т. 3. Языкознание. История словесности. 1880. 4, 745 с.
Денница: альманах на 1830, 1831, 1834 голы, изданный М. Максимовичем / Сост., послесл. В. Н. Касаткиной; подгот. текста и комммент. Т. К. Батуровой, М. А. Розадеевой: переиздание. М., 1999. 400 с.
История древней русской словесности. Кн. I. Киев: Унив. тип., 1839. 8, 227 с.
Начатки русской филологии. Кн. I. Об отношении русской речи к западнославянской. Киев: Тип. Ф. Глихсберга, 1848. 212 с.
Откуда идет русская земля, по сказанию Нестеровой повести и по другим старинным писаниям русским. Киев: Унив. тип., 1837. 148 с.
Лобода А. М. Заслуги М. А. Максимовича в области языка и словесности. Киев: лито-тип. Т. Г. Мейнандера, 1905. 7 с.
Марков П. Г. Общественно-политические и исторические взгляды М. А. Максимовича. Киев: Изд-во при Киевск. гос. ун-те, 1986. 246 с.
Памяти М. А. Максимовича: сборник. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1898. 2, 102 с.
Памяти М. А. Максимовича: сборник. Киев: Лито-тип. Т. Г. Мейнандера, 1905. 26 с.
Пономарев С. И. Михаил Александрович Максимович (биографический и историко-литературный очерк). СПб.: Печатня В. И. Головина, 1872. 76, XX с.
Стешенко И. М. М. А. Максимович (к 100-летию со дня рождения. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1904. 2, 31 с.
Юбилей М. А. Максимовича (1821 — 1871). 2-е изд. СПб., 1872. 61 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Булахов; КЛЭ; РП 3; Славяноведение.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.