Мальцов Сергей Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мальцов Сергей Иванович

Мальцов, Сергей Иванович - известный деятель промышленности (1810 - 1893). Служил в гвардейской кавалерии; был адъютантом принца Петра Ольденбургского. В 1849 г. вышел в отставку генерал-майором и посвятил себя управлению своими заводами. Он создавал новые производства и тотчас же находил рынки для сбыта их продуктов. Для стекольного дела он открыл содовый завод; для сбыта хрусталя завел сношения с Румынией, Болгарией и Турцией; имел свои пароходы по всем водным путям России. В 1839 г. он устроил в Людинове рельсопрокатный завод и в 1841 г. получил первые русские рельсы. Отсюда же вышли первые русские паровики, установленные на тульском заводе и санкт-петербургском арсенале; здесь же сделан первый в России винтовой двигатель для корвета ""Воин"". Для более трудных работ Мальцов установил восьмичасовой рабочий день и вообще много заботился об улучшении быта своих рабочих. О дальнейшем развитии его предприятия - см. Мальцовский заводский округ.

Источник: Биографический словарь. 2008

Мальцов, Сергей Иванович

— известный организатор в области промышленности (1810—1893). Получил хорошее домашнее образование; служил в гвардейской кавалерии, потом был адъютантом принца Петра Ольденбургского. С раннего детства заинтересовавшись заводским делом, М., несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру, в 1849 г. вышел в отставку ген.-майором, поселился в своем имении Дятькове (см.) и посвятил себя управлению своими заводами, еще раньше приготовившись к этому во время неоднократных заграничных поездок. Он создает новые производства и тотчас же находит рынки для сбыта их продуктов. Для стекольного дела он открывает содовый завод; для сбыта хрусталя заводит сношения с Румынией, Болгарией в Турцией; имеет свои пароходы по всем водным путям России. Еще в 1839 г. он устраивает в Людинове рельсопрокатный завод и в 1841 г. получает первые русские рельсы. Отсюда же выходят первые русские паровики, установленные на тульском заводе и СПб. арсенале; здесь же сделан первый у нас винтовой двигатель, для корвета "Воин".


Для более трудных работ М. устанавливает восьмичасовой рабочий день. Он строит рабочим небольшие каменные домики, городского типа, на 3—4 комнаты, с усадебной землей (до тысячи кв. саж.) для сада и огорода; даром отводится выгон и отпускается топливо. Везде в центрах заводских открываются школы (см. Мальцовский заводский округ). Для детей, старцев, сирых и больных развивается целая система общественного призрения. Строятся церкви, организуются большие хоры певчих из среды мастеров. Никто из рабочих не был оскорблен М. каким-либо грубым словом; за уклонения и проступки никто не был лишен работы; провинившегося старались исправить кроткими мерами. Даже в разгар крепостного права никто из мальцовских рабочих не испытал телесного наказания. Последние годы жизни М. провел, по болезни, на южн. берегу Крыма. Тело его погребено в с. Дятькове, при стечении громадной толпы опечаленного народа (см. "Хозяин", 7 января 1894).



Н. К.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008