Маны

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Маны
лат. di manes - добрые боги) - в римской мифологии божества подземного мира, к которым причислялись и души умерших предков (на надгробиях вверху писали сокращенно DM - Dis Manibus - "богам Манам").

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Маны
(лат. di manes — добрые боги), в рим. религии духи мертвых, духи загробного мира; в эпоху Империи причислены к сонму богов душ умерших (на надгробиях писали «DM» — Dis Manibus, дательный падеж от di manes).

Источник: Словарь античности. 1989

МАНЫ
в рим. миф. боги загроб. мира, затем обожествл. души предков. В честь М. в дни поминовения приносились жертвы: в Каристии, когда за трапезой собиралась вся родня и якобы присутствовали умершие родственники, на могилы приносили угощения; сами могилы украшались цветами; в паренталии открывался обычно закрытый «камнем М.» вход в подземелье — мундус, считавш. входом в мир мертвых. М., в отличие от лемуров, назыв. добрыми богами, но и они вызывали опасения; с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отожд. с матерью ларов, так же как впослед. сами М., интрепретир. уже как души умерших, сливались с ларами и гениями. М. считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения М. с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродет. жизнь.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МАНЫ
   • Manes,
         добрые (противоположность immanes), евфеместическое выражение для душ умерших людей. Они считались обоготворенными и назывались поэтому Dii Manes. Отсюда на надгробных памятниках встречается постоянная формула: D. M. S., т. е. Dis Manibus Sacrum. В честь их совершали возлияния из воды, вина, молока и т. п. и умилостивляли всеобщим празднеством (Feralia) в честь мертвых 21 февраля. Ov. fast. 2, 569. В древнейшие времена им приносили даже человеческие жертвы. Местопребыванием их был подземный мир. Самая нижняя часть так называемого Mandus, глубокой ямы на Палатине, а впоследствии и на римском комиции, была посвящена М.; обыкновенно это место было покрыто камнем, так называемым lapis manalis, и открывалось только три раза в году (24 августа, 5 октября, 8 ноября). В противоположность ларам и ларвам М. означают главным образом мертвых, между тем как Lares считались добрыми, a Larvae злыми духами. У поэтов слово Manes часто значит то же, что и подземное царство. Verg. Georg. 1, 243. A. 4, 387.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Маны
от лат. di manes - добрые боги)
   в римской религии первоначально божества загробного мира, впоследствии - души умерших, охраняющие род. Во время их празднеств 13-21 февраля закрывались все храмы и запрещались свадьбы и веселье. В Риме на Палатинском холме находилось специальное помещение, посвященное М. Камень, прикрывающий их «жилище», жрицы поворачивали трижды в год, с тем чтобы выпустить оттуда М.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Духи умерших у римлян. Считалось, что они составляют некое коллективное божество, которое нужно умилостивлять на могилах предков. Слово "маны" римские поэты часто использовали для обозначения подземных богов и вообще как символ царства мертвых, но в отличие от лемуров их считали добрыми божествами (лат. di manes - "добрые боги"), однако связанными со страшной богиней Манией, насылавшей безумие.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
535.26 кб

Практическая идея магии в «Пантеизме маны» Марселя Мосса

Яцуценко Юлия Викторовна
В данной статье собраны теоретические модели определения магии как самобытного социального явления. При этом ключом в дефинитивной работе выступает различение магии и религии. Через многогранник определений (К. Леви-Стросс, Ж.