Мария

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРИЯ
Богородица, Богоматерь, дева Мария, Мадонна — мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мария
жена Яна Вышатича. Умерла 16 августа 1091 года. Была захоронена в церкви св. Богородицы, напротив гроба Феодосия, как и предсказывал ей раньше сам святитель.
ПВЛ: 139, 340, 341.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Мария
Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна) - в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно Его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна - были бездетны до пожилого возраста. В 12 лет Мария дала обет вечного девства. По достижении совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, однажды архангел Гавриил, явившись к Марии (Благовещение), сообщил ей, что она станет матерью Мессии. Ее образ занимает значительное место в иконографии и искусстве средних веков и Возрождения (С. Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др.).

Источник: Исторический словарь

МАРИЯ

Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном арагонского короля Мартина (род. 1375 г. Умер 1409 г.). Умер 1402 г.
Мария наследовала отцу еще будучи маленькой девочкой. Власть над островом перешла в руки вельмож, почти независимых в своих владениях. Они делились на две партии - национальную и арагонскую. Национальная хотела выдать Марию за какого-нибудь итальянского государя, чтобы королевство было независимым от Арагона. Противники этой партии желали поддержать прежнюю связь Сицилии и Испанией. Королевой овладевала то одна партия, то другая; обе поступали с девочкой и подрастающей девушкой, как с пленницей. После продолжительной борьбы арагонская партия одолела. Мария была увезена в Испанию и там обвенчана с племянником короля Мартином Младшим, сыном Мартина де Монблана.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Западная Европа. 2001

Мария
евр. Мариам)-а) (Мф 1.16,18,20; 2.11; 13.55; Мк 6.3; Лк 1.27,34,38,39,41,46,56; 2.5,16,19,34; Деян 1.14)-из Назарета, обрученная Иосифу из дома Давидова, обретшая благоволение у Бога и родившая во плоти Сына Божия и Спасителя Иисуса Христа (Лк 1.26-31);
б) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1,9; Лк 8.2; 24.10; Ин 19.25; 20.1,11,16,18)-Магдалина (из Магдалы), из которой Иисус изгнал семь бесов и которая первой (вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии) была у гроба Спасителя в день Его воскресения;
в) (Мф 27.56,61; 28.1; Мк 15.40,47; 16.1; Лк 24.10)-«другая Мария» или Мария, мать Иакова и Иосии, которая упоминается постоянно вместе с Марией Магдалиной и которая, очевидно, также следовала за Христом в Его последние дни. Из сравнения Мф 27.56; Мк 15.40 и Ин 19.55, где упоминается одна и та же группа женщин, можно заключить, что она же есть и Мария Клеопова, сестра матери Иисуса. (Следует упомянуть также о мнении некоторых толкователей, что Мария Клеопова есть отдельное лицо, если в Ин 19.25 имеется в виду четыре женщины: мать Иисуса, сестра Ее, Мария Клеопова и Мария Магдалина);
г) (Ин 19.25)-Клеопова (см. предыдущ., а также Клеопа);
д) (Лк 10.39,42; Ин 11.1,2,19,20,28,31,32,45; 12.3)-сестра Марфы и Лазаря из Вифании, в доме которых Иисус несколько раз останавливался и которых любил (Ин 11.5). Возможно, она была хозяйкой (старшей) в доме (Ин 11.1,45), хотя сестра ее Марфа производила больше хлопот и разговоров;
е) (Деян 12.12)-мать Иоанна, называемого Марком (евангелиста), у которой был дом в Иерусалиме, где собирались верующие. Из Кол 4.10 можно заключить, что она была сестрой Варнавы.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МАРИЯ
1. Богородица, дева Мария, - в христианстве - мать Иисуса Христа. Культ М. сложился под влиянием распространенных языч. культов богини-матери, богини земли и плодородия: егип. Исиды, вавилонской Иштар, финикийской Астарты, малоазийской Кибелы и др. В древнейшем христ. соч. "Откровение Иоанна" М. - еще чисто космич. существо ("жена, облеченная в солнце", гл. 12). По мере разработки мифа о Христе образ М. приобретает человеческие черты (в наиболее позднем из синоптич. евангелий - Евангелии от Луки, гл. 1, содержатся мнимоисторич. элементы "биографии" М.). Мифотворчество относительно М. нашло выражение и в апокрифич. литературе (в Протоевангелии Иакова рассказывается о детстве М.). На 3-м Вселенском соборе (Эфес, 431) М. была официально признана Богородицей. Особенно широко распространен культ М. в католицизме. В 1854 папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии М.; в 1950 папа Пий XII - о телесном вознесении М. В нояб. 1964 на заключит. заседании 3-й сессии 2-го Ватиканского собора папа Павел VI провозгласил М. "Матерью церкви". 2. (Maria). В Португалии: М. I (17.XII.1734 - 20.III.1816) - королева с 1777. В 1777 под влиянием аристократии и духовенства дала отставку маркизу Помбалу (к-рый был предан суду по обвинению в злоупотреблении властью) и отменила его реформы. С 1788, в связи с нервным заболеванием М. I, страной стал управлять (с 1792 - официально в качестве регента) ее сын Жуан, поддерживавший союз с Англией и Испанией против Франции. После франц. оккупации Португалии в 1808 M. I вместе с др. членами королев. семьи бежала в Бразилию.

М. II. да Глориа (da Gloria) (4.IV.1819 - 15.XI.1853) - королева в 1826-28 и с 1834. Дочь браз. имп. Педру I, к-рый отрекся в ее пользу от португ. трона. В связи с малолетством М. II регентом был назначен Мигел - брат Педру, к-рый весной 1828 объявил себя абсолютным монархом и вынудил М. II в окт. 1829 вернуться в Бразилию. В авг. 1834 после изгнания Мигела сторонниками М. II и Педру (завершившего развернувшуюся в Португалии гражд. войну) М. II была восстановлена кортесами на престоле, однако фактически стала управлять страной лишь с сент. 1834, после внезапной кончины своего отца. Правление М. II было отмечено борьбой радикалов (сторонников конституции 1822, в осн. воспроизводившей Кадисскую конституцию 1812) и хартистов (сторонников "Конституционной хартии" 1826), к-рая велась с переменным успехом (в 1836 воен. переворот привел к введению конституции 1822; в 1838 была введена более консервативная конституция; в 1842 взяли верх хартисты). Годы правления М. II ознаменовались также рядом нар. движений (см. Марии да Фонте война).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МАРИЯ
мать Иисуса Христа. В Назарете, в Галилее, у благочестивой немолодой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Иоаким удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Анна зачала и родила дочь. Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить девочку.
К 12 годам Мария дала обет вечного девства. По достижении совершеннолетия она не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет – выбранный из колена Давида престарелый Иосиф. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.
Однажды Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы. Посланный с небес Богом архангел Гавриил объявил Марии, что она станет матерью обещанного Мессии, зачав его посредством Святого Духа. Но девушка ещё не замужем, Иосиф только собирается жениться на ней, прошел только первый этап брачного союза – обручение. Иосиф, увидев, что Мария ожидает ребёнка, огорчился и лишь из жалости к ней не захотел опозорить её публичным обвинением, поэтому решил отпустить её без огласки. Но явившийся Иосифу архангел Гавриил успокоил его, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Иосиф взял свою жену в свой дом, завершив свадебный обряд.
По требованию римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давидова, отправились в Давидов город Вифлеем, где и родился Иисус – в яслях, так как все гостиницы были заняты, и путешественникам пришлось остановиться в стойлах. Там их нашли пастухи. На 8-й день ребёнок был обрезан, а на 40-й день принесён в Иерусалимский храм. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Мария не могла принести в благодарность за рождение сына богатые жертвоприношения. Она возложила на жертвенник только двух горлиц, как и полагалось бедным людям. Господь видел доброту ее сердца, и ее любовь сделала эту малую жертву благоуханной.
Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал небесные истины из ее уст и из Писаний пророков. Юноша Иисус не стремился учиться в школах раввинов. Он не нуждался в образовании, которое можно было получить там, потому что Сам Бог был Его наставником. Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками.
В течение всей Его земной жизни Мария разделяла Его страдания. Ей было больно видеть, сколько испытаний выпадает Ему, ребенку, юноше. Ей также пришлось немало пережить, защищая своего Сына в тех случаях, когда она считала Его поведение правильным. Она была убеждена, что семейные взаимоотношения и нежная материнская забота являются жизненно важными для формирования характера. Христос проявлял большое уважение, преданность и любовь к матери.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Мария
евр. Мирьям. 1) Святая Дева в Назарете, обрученная с плотником Иосифом (Мат. 1 18; Лук. 1:27). Ее посетил посланный от Бога ангел Гавриил (Лук. 1:26 и дал), после чего она отправилась к своей родственнице Елизавете (39 и дал.) и прославила там Бога. (46 и дал.). Затем Мария возвратилась к Иосифу и последовала с ним в Вифлеем, где и родила Иисуса (Мат. 1:24 и дал.; 2:1; Лук. 2:7). Им пришлось с Младенцем бежать в Египет (Мат. 2:13 и дал.), возвратившись оттуда они поселились в Назарете (2:23). После этих сообщений в Евангелии только изредка упоминается о Марии: во время посещения храма (Лук. 2:42 и дал.); на браке в Кане Галилейской (Иоан. 2:3 и дал ); когда она и братья Иисуса искали Его между народом (Мат. 12: 46 и дал ; Map 3.21 и дал.; Лук. 8:19 и дал ); когда распятый Иисус с креста поручил ее Иоанну (Иоан. 19:26) и, наконец, когда она была вместе с учениками в Иерусалиме по вознесении Иисуса (Деян. 1:14).
Относительно ее, братьев Иисуса и Его сестер — срав «Братья Иисуса» Когда однажды женщина в восторге от дел и слов Иисуса воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие», Иисус, ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11: 27 и дал). Это же сделало Марию блаженною, когда она, выслушав слова ангела, сказала: «да будет мне по слову твоему» (Лук. 1:38). 2) Мать Иоанна Марка, которая имела дом в Иерусалиме, где собирались христиане. Когда Петр, освобожденный рукою ангела из темницы, пришел туда и стал стучать в дверь — «там были многие собраны и молились»; когда они отперли и увидели его, то изумились (Деян. 12:12, 16). Из Кол. 4:10 некоторые заключают, что эта Мария была сестрой Варнавы, а из Деян. 12:12, что она подражала примеру своего брата, служа своим имением общине (Деян. 4:36 и дал.). 3) Мария, жена Клеопы. У Иоан. 19:25 читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Та же группа женщин упоминается у Мат., состоящая из Марии Магдалины и Марии Матери Иакова и Иосии, и матери сыновей Зеведеевых (Мат. 27:56), и у Марка — Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Соломия (Map. 15:40). Из этого вытекает, что Мария Клеопова и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии — одно и то же лицо, и что она была сестрой Матери Иисуса. Эту Марию видим в первый раз при распятии, затем видим ее вечером того же дня, сидящую при гробе Иисуса, и рано утром в день воскресения она была вторично там с ароматами, которые приготовила в пятницу вечером. Она была одной из видевших явление ангелов, которые сказали, что Иисус жив (Лук. 24:10,23). Некоторые предполагают, что упомянутые у Мат. 13: 35 и дал. братья и сестры Иисуса были дети этой Марии. Срав. «Братья Иисуса». Другое предположение, что у Иоан. 19-25 возможны 4 лица, а именно: 1) Мать Иисуса, 2) Сестра Матери Его, 3) Мария Клеопова и 4) Мария Магдалина. 4) Сестра Лазаря в Вифании. Когда ее сестра Марфа начала хлопотать, чтобы угостить любимого ею Наставника, Мария избрала для себя «благую часть»: села у ног Иисуса и стала слушать Его речи (Лук. 10:38 и дал.). Когда Лазарь умер, Марфа, услышав, что идет Иисус, поспешила к Нему навстречу; Мария же оставалась дома, пока Наставник не призвал ее к Себе (Иоан. 11:20,28). На вечере в Вифании после воскресения Лазаря, где Марфа прислуживала, Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром (Иоан. 12:1 и дал ). Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Лук. 7:36 и дал., где в доме фарисея кающаяся грешница в доказательство любви, помазала ноги Иисуса миром.
5) Мария Магдалина, т.е. Мария из Магдалы. О ней в первый раз упоминается там, где говорится о женщинах, которые служили Христу Своим имением (Лук. 8-2), и потом в числе женщин, следовавших за Ним ко кресту и ко гробу (Мат. 27.56,61; 28:1; Map. 15:40,47; 16:1; Лук. 24:10; Иоан. 19 25). Иисус освободил ее от семи нечистых духов и за этот акт милосердия она была особенно преданна Ему (Лук. 8:2 и дал.). Рано утром по воскресении она была у Его гроба и, оставшись там когда ученики уже удалились, она была первою, которая бросилась к ногам Воскресшего и приняла Его приветствие и поручение (Иоан 20:1 и дал ; Map. 16:9 и дал.). 6) Мария (Мариамь) — ревностная христианка в Риме, которая приветствуется Павлом (Рим. 16:6).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МАРИЯ
(род. ок. 20 до н.э.) Известны немногие подробности ее жизни. И известны они по евангельским колоритным в своем большинстве описаниям, авторы которых жили через столетие с лишним после ее смерти. Мы знаем о ней, разумеется, благодаря великой жизни и смерти ее сына. И все же Мария – дочь родителей-галилеян с еврейским именем Мириам – стала самой влиятельной женщиной и матерью в истории человечества. В искусстве ранней церкви ее изображали царицей при Иисусе-императоре. Неграмотная в своей массе паства молодой церкви нуждалась в зрительном образе, который помогал бы ей молиться и понимать библейские истории. Византийская церковь старалась освободить верующих от языческих оков. В V–VI вв. иерархи христианской религии очистили культ от греческих и египетских богов, сохранив самые привлекательные черты этих символов. «Культу Марир» был отведен в качестве праздника Успение Богородицы день 13 августа, прежде считавшийся днем Исиды и Артемиды – языческих богинь плодородия и охоты. В последующие столетия простые люди приписывали Марии дух материнства. Почитание Пресвятой Девы повлияло на развитие христианства и мировой культуры в целом. После ужасов Средневековья люди нуждались в более гуманной атмосфере для своих молитв. В XII–XIII вв. почитание Марии (названное «культом Девы Марии») сделало ее самой любимой фигурой в истории. Требовательный Бог уже больше не сбрасывал погибшие души в ад. Пресвятая Дева спасала своих детей, давала им тепло, здоровье и надежду. Она проявляла жалость и материнское сострадание. Для многих христиан Средневековья Мария стала почти частью Святой Троицы, хотя богословы отрицали какую-либо роль Марии в Троице. Являясь защитницей и посредницей перед Богом, она превратила церковь в более заботливое учреждение. Отцы церкви, начиная с Августина и кончая папами недавних времен, особо заботились об определении ее места в религиозной иерархии. В Евангелии утверждалось, что Иисус был «рожден женщиной». Одни объясняли это древнееврейским оборотом, означавшим, что Иисус был человеческим существом, реальным, человеком. Без матери его деятельность среди людей была бы слишком сверхъестественной. Другие отрицали непорочные роды, заверяя, что делают это во имя человечества. Как мог Иисус быть человеком, если не был рожден как все остальные? Вопрос о гарантии Воплощения остается спорным. Подобно вере в Иисуса как в божество это в основном – вопрос веры. Хотя текстовые варианты Евангелия от Матфея включают и строчку: «Иосиф родил Иисуса», больше всего места в христианских писаниях, посвященных Марии, отводится ее непорочности. Католицизм практически единодушно учит, что Мария зачала Иисуса, не потеряв девственности. Ее нетронутая девственность была связана с выдвинутой Святым Павлом концепцией первородного греха. Все люди от рождения грешны, говорил Павел. Более поздняя церковь (вплоть до XIX в., согласно официальному догмату) объявила ее непорочной. В момент зачатия она была освобождена от греха. Богословы IV в. установили, что Мария была theotokos – «родительницей Бога». К тому времени церковь объявила Иисуса божеством, логически последовало название Богоматери. Ее святое предназначение вдохновило иконописцев восточной православной церкви. Другие видели в ней символ искупления грехов человеческих через природу. Миннезингеры и трубадуры Средневековья восхваляли ее идеальное благородство. Благодаря ей родилось рыцарство. В XV–XVI вв. художники итальянского Возрождения увидели в ней образец идеальной красоты. В католических церквях проникновенно исполнялась полная благодати «Аве Мария». Привлекательность христианского искусства в значительной степени объяснялась физической красотой женщины, олицетворенной образом Марии. Мария стала церковным символом семьи и центральной роли матери. Христианские представления об апокалипсисе и ужасе (несомненно внушенные скорее кошмарами жизни в Средние века, нежели религией) сменились мечтами о милосердии и сострадании. В новое время символ Марии, олицетворения сердечности и милосердия, был изменен рядом философов, психоаналитиков, феминисток и эстрадников. После того как она стала богиней женского движения, породила синдром мужского шовинизма и была использована итальянской католичкой – звездой рока для самой прибыльной (и подпорченной) карьеры в шоу-бизнесе, миф Марии, даже извращенный, сохраняет свое удивительное воздействие.      

Источник: 100 великих евреев. 2003

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
315.94 кб

Мать Мария (1891 1945)

Можаева Любовь Алексеевна
Читать PDF
87.53 кб

Из истории русской эмиграции: Г. П. Федотов и Е. Ю. Кузьмина-караваева (мать Мария) на перекрустках

Галямичева Анастасия Александровна
В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях видных деятелей русской эмиграции матери Марии (Е.Ю. Скобцовой) и Г.П. Федотова. Рассматривается их совместная деятельность в различных эмигрантских организациях.
Читать PDF
652.65 кб

Княжна Мария Кантемирова

Майков Майков
Читать PDF
280.83 кб

К вопросу о реформе Гая Мария в Риме (ii В. До Н. Э. )

Меркулов И. В.
Читать PDF
297.96 кб

Иконография росписей трансенн в церкви Санта-Мария Антиква (Рим, VIII В. ) заметки по поводу интерпр

Фолгеро Пер Олав
Статья содержит иконографический анализ ветхозаветного цикла стенной росписи церкви Санта-Мария Антиква в Риме (I в. н. э.). Ансамбль росписи, не имеющий аналогов в Риме по полноте и сохранности, был создан между VI и\ТП вв.
Читать PDF
209.09 кб

Мария Фёдорова – террористка и жертва террора

Квасов Олег Николаевич
В статье на основании документов областных и центральных архивов впервые в историографии рассматривается покушение 23 апреля 1908 г. в Воронеже эсерки М. Федоровой на воронежского губернатора М.М. Бибикова.
Читать PDF
87.17 кб

Мария Ефимовна сергеенко (1891-1987)

Жмудь Леонид Я.
Читать PDF
194.06 кб

Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений в Рос

Гаврюшин С. И.
Читать PDF
62.29 кб

Нина Чавчавадзе. Мария Констант

Читать PDF
321.57 кб

Рец. На кн. : Грэм, Р. Мария Стюарт [Текст] / Родерик Грэм ; пер. С англ. А. Ю. Серегиной. М. : моло

Станков Кирилл Николаевич
Читать PDF
210.91 кб

Мария Николаевна Власова (к 90-летию со дня рождения)

Вавулинская Л.И.
Читать PDF
249.69 кб

Мария Роговая. Награда за древний палец

И.Г
Читать PDF
1.08 мб

Моя родословная. Часть 4. По страницам писем с Русско-японской войны. Мария Петровна Прокудина-Горск

Нарышкина-Прокудина-Горская Наталия Андреевна
Читать PDF
314.12 кб

«Аланская княжна, княгиня владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семей

Штырков Сергей
В статье речь идет о локальной канонизационной инициативе по представлению к общецерковному почитанию местночтимой во Владимирской епархии княгини Марии Ясыни (ок. 1158-1206), бабушки Александра Невского.
Читать PDF
227.13 кб

Просто Мария

Рылова Галина Аркадьевна

Похожие термины:

  • Степанова 1-ая, Мария Матвеевна

    устаревшие обычаи, взгляды, пережитки прошлого, не соответствующие современному укладу жизни.
  • Мария, 1-я и последняя игуменья Лазарева мон

    идеология и политика, направленные против коммунизма во всех его проявлениях. А. получил широкое распространение в странах Запада в годы холодной войны.
  • Мария, 1136 г

    ? - ?). Социалист-революционер. "Середняк". Член ПСР с дореволюционным стажем. Образование "сельское". В конце 1921 жил в Пермской губ. Местными чекистами характеризовался как "влиятельный" партийный раб
  • Мария, 1588 г

    система политического сыска в России кон. 16-18 вв. Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царского
  • Мария, 1598—1605 г

    принцип, воплощающий в себе как идею местной автономии, так и идеал участия сообщества в политическом процессе.
  • Мария, 1604 г

    13января 1918, Петроград. Созван по решению ВЦИК Советов РСКД от 22декабря 1917 с целью «поддержать левую половину Учредительного Собрания против его правой, буржуазной и соглашательской половины» («Из
  • Мария, 1718 г

    устойчивые признаки принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу).
  • Мария, 1840—47 г

    (Risk, Тобокел) - возможность возникновения некоторой угрозы, связанной с реализацией принятого решения.
  • Мария, уп. 1618 г

    точное соблюдение порядка, установленного в армии законами и воинскими уставами и поддерживаемого приказами и распоряжениями начальников. Воинская дисциплина в Красной Армии основана на высоко
  • Мария, уп. 1632 г

    договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны, подписан 26 мая 1972, вступил в силу 3 октября 1972. Согласно Договору, стороны обязались не развертывать системы противоракетной
  • Мария, до 1634 г

    Warschauer Pakt. Warsaw Pact Краткое обозначение для оформленного «Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» военного союза коммунистических стран Европы, который был основан в связи с ремилитариза
  • Мария, 1651 г

    от араб. джадид - новый) культурно-реформаторское, просветительское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Ср. Азии в кон. 19 — нач. 20 вв. В основе - введение в мусульманских ш
  • Мария, 1655 г

    Президент РФ В. Путин: «Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества независимых государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства,
  • Мария, 1840—53 г

    игуменья Ладинского-Покровского мон. {Половцов}
  • Мария, 1763—65 г

    Петровского мон. в Можайске. {Половцов}
  • Мария, 1661—78 г

    (Economy, +нмд==) - разность между затратами какого-либо ресурса до и после осуществления организационных и технических мер за определенный период.
  • Львова, Мария Ал-др., княгиня

    детская писательница 1890—1900 гг. {Венгеров}
  • Мария, 1655

    Президент РФ В. Путин: «Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога. Мы должны вывести из „тени“ значительную часть оплаты труда, защитить с
  • Мария, 1722 г

    Для самой протяженной державы мира характерна идея русского мессианства, нашедшего воплощения в геополитических концепциях «Москва — Третий Рим», панславизма и «Всемирной революции». Большое в
  • Мария, 1742 г

    подача голоса за кого-нибудь или что-нибудь. Применяется для выяснения мнений, настроений, оценок событий, происходящих в политической жизни, а также в ходе выборов должностных лиц. Бывает открыты