Марс
Марс
древнеиталийское божество, первоначально бог урожая, а позднее - войны. Отец Ромула и Рема.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Марс
площадка в верхней части мачты корабля (судна) для размещения антенн различного назначения, прожекторов и т. д.
Источник: Словарь военных терминов
Марс
голл. mars) - площадка на мачте для наблюдения. На военных кораблях на марсах располагают посты управления артиллерийским огнем, дальномеры и др. На парусных судах на марсах выполняют работы по управлению парусами.
Источник: Военно-морской исторический справочник
МАРС
бог войны в римском пантеоне, почитали как отец римского народа, охранитель полей и стад, позднее — покровитель конных состязаний. Жрецами М. были салии. Тот же термин обозначает площадку в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных приборов, на парусных судах — для управления парусами.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАРС
(морское), площадка в верхней части манты корабля (судна) для размещения постов наблюдения, а на торговых судах для крепления блоков грузовых стрел. В парусном флоте служил местом для работ матросов (марсовых) при постановке и уборке парусов, а во время боя — для размещения наблюдателей и стрелков. На боевых кораблях броненосного флота иногда оборудовались боевые марсы, обычно защищенные броней, для установки дальномеров и размещения постов управления стрельбой.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
МАРС
лат. Mars, первонач. Mavors; этруск. - Maris) - один из гл. богов италиков, культ к-рого распространился по всей Италии и во мн. рим. провинциях. В своем древнейшем значении М. - племенное божество, покровитель воен. начинаний племени, олицетворение производит. сил природы. Отсюда название весеннего месяца (марций) у римлян. Позднее М. в римском гос-ве все более почитался как бог войны, покровитель рим. воен. мощи. М. отождествлялся с греч. богом Аресом. Лит.: Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Hermansgen G., Studien ?ber den italischen und den r?mischen Mars, Kbh., 1940.
МАРС
лат. Mars, первонач. Mavors; этруск. - Maris) - один из гл. богов италиков, культ к-рого распространился по всей Италии и во мн. рим. провинциях. В своем древнейшем значении М. - племенное божество, покровитель воен. начинаний племени, олицетворение производит. сил природы. Отсюда название весеннего месяца (марций) у римлян. Позднее М. в римском гос-ве все более почитался как бог войны, покровитель рим. воен. мощи. М. отождествлялся с греч. богом Аресом. Лит.: Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Hermansgen G., Studien ?ber den italischen und den r?mischen Mars, Kbh., 1940.
Марс
также Маворс, Мармар, Марспитер, бог войны в Др. Риме, позднее был отождествлен с греч. Аресом. В Др. Италии он был также богом плодородия. Считалось, что он мог наслать гибель урожая и падеж скота или отвратить их. В его честь первый месяц рим. года был назван мартом (Mensis Martius), жрецы салии устраивали в марте торжеств, шествие со щитами (ancilae). На Марсовом поле (Campus Martius), где был сооружен алтарь М., проходили смотры кавалерии. Здесь совершался ритуальный очистительный обряд (люстрация). Во 2-м до н. э. Август посвятил храм Марсу Ультору («Мстителю») в благодарность за победу над убийцами Цезаря. Свящ. животными М. считались волк и дятел. От М. Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Художеств, воплощение образа М. основывалось главным образом на сюжетах из греч. мифологии (статуи Торвальдсена, Кановы, картины Боттичелли, Тинторетто, Рубенса, Веласкеса, Веронезе, Пуссена, Л. Коринта).
Источник: Словарь античности. 1989
Марс
(также Маворс, Мармар, Марспитер) — в римской мифологии один из трех богов, наряду с Юпитером и Квирином, возглавлявших римский пантеон; бог первоначально плодородия, растительности, дикой природы, затем бог войны. Марс был наделен тремя жизнями. Марсу были посвящены животные (волк, конь, бык, дятел), которые вели родившихся весной юношей и указывали их места для поселений. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Но храм Марса как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, так как вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя-регии, где помещались 12 щитов, один из которых упал с неба как залог непобедимости римлян, а 11 его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и похитить подлинник. Отправлявшийся на войну полководец приводил в движение копье и щиты, взывая к Марсу. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Когда завершались военные действия, Марсу в жертву приносился конь. В его честь первый месяц римского года был назван мартом (Mensis Martius). Отождествлялся с греческим богом Аресом.
Марс
лат. Mars)
в римской религии сын Юпитера и Юноны. Вместе с отцом и Квирином входил в троицу главных италийских богов. Вначале М. был покровителем полей и стад; в его честь первый месяц римского года был назван мартом. Впоследствии он стал почитаться как бог войны (отождествлялся с греческим Аресом); считался отцом Ромула и родоначальником римлян. На Марсовом поле, где был сооружен храм М., проходили смотры кавалерии. Культом М. ведала специальная коллегия жрецов - салиев.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог войны у римлян. В древности Марс был также связан с земледелием, считалось, что он мог наслать гибель урожая или, наоборот, сделать его богатым, однако в более поздние эпохи Марс отождествлялся с греческим Аресом. Любовь Марса к Венере очень рано стала рассматриваться в качестве художественного сюжета, о чем говорят фрески в Помпеях. В эпоху Возрождения Марс и Венера были символами Борьбы и Любви, в союзе которых рождается Гармония. Марс считался покровителем Флоренции, и, согласно распространенной легенде, когда горожане были обращены в христианство и храм Марса стал церковью Иоанна Крестителя, статую языческого бога горожане спрятали в одной из городских башен. Когда гот Тотила разрушил Флоренцию, поврежденную статую Марса установили на городском мосту. Флорентийцы считали, что эта статуя поможет им восстановить разрушенный город. Как отец Ромула, Марс считается родоначальником и хранителем Рима, в то же время его храм был сооружен за городскими стенами (войско не могло входить в город) на Марсовом поле, где устраивались смотры кавалерии. Там же производились очистительные обряды. Священными животными Марса считались волк и дятел.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в римской религии сын Юпитера и Юноны. Вместе с отцом и Квирином входил в троицу главных италийских богов. Вначале М. был покровителем полей и стад; в его честь первый месяц римского года был назван мартом. Впоследствии он стал почитаться как бог войны (отождествлялся с греческим Аресом); считался отцом Ромула и родоначальником римлян. На Марсовом поле, где был сооружен храм М., проходили смотры кавалерии. Культом М. ведала специальная коллегия жрецов - салиев.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог войны у римлян. В древности Марс был также связан с земледелием, считалось, что он мог наслать гибель урожая или, наоборот, сделать его богатым, однако в более поздние эпохи Марс отождествлялся с греческим Аресом. Любовь Марса к Венере очень рано стала рассматриваться в качестве художественного сюжета, о чем говорят фрески в Помпеях. В эпоху Возрождения Марс и Венера были символами Борьбы и Любви, в союзе которых рождается Гармония. Марс считался покровителем Флоренции, и, согласно распространенной легенде, когда горожане были обращены в христианство и храм Марса стал церковью Иоанна Крестителя, статую языческого бога горожане спрятали в одной из городских башен. Когда гот Тотила разрушил Флоренцию, поврежденную статую Марса установили на городском мосту. Флорентийцы считали, что эта статуя поможет им восстановить разрушенный город. Как отец Ромула, Марс считается родоначальником и хранителем Рима, в то же время его храм был сооружен за городскими стенами (войско не могло входить в город) на Марсовом поле, где устраивались смотры кавалерии. Там же производились очистительные обряды. Священными животными Марса считались волк и дятел.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
МАРС
Маворс, Марспитер — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первонач. возгл. рим. пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонич. трехглавый); эти животные, по преданиям, вели родивш. весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящ. М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов. По нек-рым преданиям, он был наделен тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонич. богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. Как и богу лесов Сильвану, М. приносилась в лесу жертва — бык. Как отец Ромула, М. был родонач. и хранителем Рима. Вместе с тем храм М. как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруж. войско не должно было входить на терр. города. Символом М. было копье, хран. в жилище царя — регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из к-рых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к М. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизв. их движение. Хранителем этих святынь была жреч. коллегия салиев, выносивших на праздники М. его щиты и исполнявших в его честь воин. пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон воен. походов церемонии очищения коней, оружия, муз. инструментов. Когда кончались воен. действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украш. хлебами, водруж. либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очист. силу, хранилась в регии и храме Весты. Женой М. считалась отожд. с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первонач. «Доблесть М.» В 366 до н.э. М. был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи М. часто изображ. на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В зап. провинциях с М. часто отожд. боги племенных и терр. общин, и он наделялся эпитетами, производными от назв. племен и поселений (напр. М. Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т.е. бог тинга — нар. собрания) на Рейне и т.д.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998