МАРТЫНОВ Вячеслав Александрович

Найдено 1 определение
МАРТЫНОВ Вячеслав Александрович
род. в 1947 г.) — заслуженный работник культуры РФ, эстрадный драматург и режиссер, руководитель Театра сатиры при Ярославском доме народного творчества. Писать М. начал очень рано, его стихи публиковались в газете «Пионерская правда», журналах «Юность», «Северный край». В 16 лет участвовал во Всероссийском семинаре молодых писателей в Москве. После окончания МГИКа работал на Ярославском телевидении, с 1972 г. — директор Ярославского ДНТ, где создал из небольшой группы сотрудников Театр сатиры. Поначалу основной задачей была апробация новых сценариев на областных семинарах агитбригадчиков, но затем коллектив начал поездки по районам, где имел успех. Первые программы строились на конкретном узнаваемом материале, но постепенно тематика расширялась: от местного факта переходили к обличению и, что встречалось реже в агитбригадном творчестве, исследованию негативных явлений действительности: программы «Иван Васильевич меняет профессию», «Сбежал Присыпкин», «Так живут несчастные…» и др. М. и его небольшой труппе особенно удавались спектакли по мотивам популярных фильмов; нередки были и новые, неизменно смешные и поучительные, похождения литературных персонажей. В конце 1980-х гг. настало время для переосмысления мифологем советской истории: в эстрадном представлении «Остров сокровищ» персонажи плавают в «океане перестройки» в поисках обещанных «островов счастья», которые один за другим оказываются миражами. Сценарии М. публиковались в центральной печати, ярославский коллектив становился лауреатом всесоюзных и всероссийских смотров агитбригад, получил звание «народный театр».В 1990-е гг. Театр сатиры обращается к темам безработицы, стремительного роста цен, развала армии, не впадая при этом в истеричный пафос «красной» публицистики, от которой М. умело защищается с помощью любимых перетекстовок фильмов, гротеска, иронии, абсурда и гэгов. Таким было представление «Движение по фазам» с номерами «Похороны колхоза», «Когда Чапаев отступает», «Мария просто одичала». В спектакле «НДС» («Нормальный сумасшедший дом»), отмеченном дипломом лауреата Всероссийского фестиваля эстрадных театров и агитбригад в г. Электросталь Московской обл. (1998), М. предложил свою версию избитой к тому времени психиатрической метафоры постсоветского общества. Здесь проводится конкурс «Угадай мелодию», и по первым нотам «Похоронного марша» распознается «песня о состоянии здравоохранения». В соседней палате обитают Петька и Василий Иванович, но иллюстрированию бородатых анекдотов автор предпочитает создание оригинальных реприз. В излюбленном жанре кинопародий сделаны номера «Прибытие поезда», «Ирония судьбы, или Труд задаром» с участием безработного рэкетира и «Ленин в разливе». В финале спектакля звучит песня о том, что настало время для простых и смелых чудаков. В 2000 г. в силу возрастных и иных причин актеры, игравшие в Театре сатиры более 20 лет, покинули сцену, коллектив прекратил свое существование. М., по-прежнему возглавляя ДНТ, продолжает писать сценарии, ставить спектакли по приглашению любительских эстрадных коллективов, режиссировать заключительные мероприятия по народному творчеству всероссийского и международного масштабов. (Г. Л.) Лит.: Глушаков Е. Наследники Федора Волкова // Встреча. 1997. № 11. С. 20.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010