Машинно-тракторные станции

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ
(МТС), крупные пр-тия в с. хоз-ве, призв. на основе имевшейся у них техники производить разнообразные работы в растениеводстве и жив-ве, механизации производ. процессов. Их создание началось осенью 1929. Первой в Пенз. крае была Мокш. МТС, созданная 20 дек. 1929. Она имела 16 тракторов. Вслед за ней организованы Камен. и Кузн. МТС. В 1933 их насчитывалось уже 41. Стр-во МТС имело важное значение, т. к. колхозы получили возможность использовать машинную технику.

В первые годы после организации МТС выполняли лишь нек-рые наиб. трудоемкие работы в пол-ве колхозов. В 1950-х гг. объем тракторных работ возрос в 15 раз, МТС занимались механизацией производ. процессов почти во всех отраслях колх. произ-ва. Осн. производ. звеном МТС, за к-рым закреплялась техника, была тракторная бриг., состоявшая из кадров постоянных рабочих: трактористов, комбайнеров, машинистов сложных машин, ремонтников. На МТС было возложено агроном., зоотехн. и ветеринарное обслуживание колх., а в их штаты переведены агрономы, зоотехники, ветеринары. К 1939 в системе МТС Пенз. обл. было 458 агрономов, 8608 трактористов, 1700 комбайнеров, 490 шоферов, ок. 200 бригадиров тракт. бригад. МТС ликвидированы в 1958, имевшаяся у них техника была продана колхозам. Кадры квалифицир. специалистов перешли на работу в сельхозартели. На базе МТС были созданы ремонтно-техн. ст. (РТС), задачей к-рых был ремонт машин, техн. обслуживание колх., снабжение их новой техникой, запчастями и горючим. Лит: Народное хозяйство Пензенской области. Статист. сб. Пенз., 1958; Дубаев М. Г. На пути к комплексной механизации колхозного производства. Пенз., 1957. И. Ф. Вилков.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Машинно-тракторные станции
МТС)    гос. с/х предприятия, созданные для техн. и организационной помощи колхозам. Недостаток с/х техники обусловил необходимость ее централизованного распределения и использования. Первая МТС была создана в 1928 в Одесской обл. На У. предшественниками МТС были прокатные и зерноочистительные пункты, а также организованные весной 1929 в зерновых р-нах Кург., Троицкого и Тюменского окр. тракторные колонны. На их базе в апр. 1930 на У. завершилось создание четырех МТС - Лебяжьевской, Петуховской, Шумихинской и Щучанской. Осн. произв. единицей МТС была тракторная бригада. МТС обслуживали колхозы на основе утвержденного СНК СССР в 1939 типового дог. МТС брали на себя обязательства по произв.-техн. обслуживанию колхозов и оказанию помощи в их орг.-хоз. укреплении. Колхозы должны были выполнять все предусмотренные дог. агротехнические мероприятия и своевременно рассчитываться с МТС. Правление артелей выделяло колхозников для обслуживания тракторных бригад, организовывало своевременное снабжение водой и горючим, оборудовало полевые станы, обеспечивало охрану имущества, подготавливало участки для работы и т.д.    В гг. ВОВ хороших производственных показателей на У. добивались Большевистская, Борисовская, Есаульская, Марайская, Карабакская, Колчедановская, Кунаширская, Туринская МТС. Верхотурская (дир. Дуванов), Перм. (дир. Бурилов) и Чусовская (дир. Миронов) МТС были победителями Всесоюзного соц. соревнования машинно-тракторных ст., Арамильская МТС награждена переходящим Кр. Зн. 3-й гвардейской СД.    В послевоенные гг. укрепилась мат.-техн. база МТС, расширилась их сеть, кол-во МТС на У. возросло с 633 в 1940 до 683 в 1946 и 748 в 1950. В 1946 МТС обрабатывали земли 85% ур. колхозов, в 1950 - 96%, что значительно повысило механизацию осн. посевных и уборочных работ.    После февр. (1958) пленума ЦК КПСС техника МТС была продана колхозам, МТС были реорганизованы в ремонтно-техн. ст. (РТС).    Мотревич В.П.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ
МТС) - оснащенные машинной техникой гос. социалистич. предприятия в с. х-ве, осуществлявшие на договорных началах с с.-х. коллективными х-вами их производственно-технич. организац. обслужи- вание. Победа колх. строя в СССР была невозможна без создания совр. материально-технич. базы с.-х. произ-ва. Организованные же в кон. 20-х - нач. 30-х гг. колхозы были экономически слабыми х-вами. Они не имели достаточных средств и условий, чтобы покупать тракторы, сложные с.-х. машины, обеспечить подготовку механизаторских кадров. Недостаток с.-х. техники диктовал необходимость ее централизов. распределения и использования. Сосредоточение крупной с.-х. техники в МТС давало в этих условиях значит. экономич. выигрыш. Первая МТС была создана в 1928 на базе тракторного отряда, организованного в 1927 при совхозе им. Шевченко в Березовском р-не Одесской обл. Широкое строительство МТС развернулось после пост. Совета труда и обороны от 5 июня 1929 "Об организации машинно-тракторных станций". Руководство ими осуществлялось созданным на акц. началах Трактороцентром. Наряду с гос. средствами, игравшими гл. роль в строительстве МТС, привлекались средства кооп. орг-ций, колхозов, крест. населения. В кон. 1932 Трактороцентр был реорганизован; руководство строительством МТС перешло к Наркомзему СССР. Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Осн. производств. единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в становлении и развитии колх. строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, осуществлении производств. смычки между городом и деревней. Уже накануне Вел. Отечеств. войны через МТС в колхозах были в осн. механизированы наиболее трудоемкие процессы - пахота, междурядная обработка посевов, уборка урожая, обмолот. МТС являлись важнейшим источником гос. заготовок с.-х. продуктов: в соответствии с произведенной ими в колхозах работой объем натуроплаты зерном составлял в 1933-34 (в среднем за год) - 3652,6 млн. т, в 1937 - 11 853,8 млн. т, в 1940 - 14 264,3 млн. т, в 1952 - 18 429,0 млн. т, в 1957 - 13 125,0 млн. т. МТС сыграли большую роль в подъеме культурно-технич. уровня крестьянства. В деревне была создана многочисл. армия квалифицир. трактористов, комбайнеров, шоферов, ремонтных рабочих, насчитывавшая к 1958 св. 2 млн. чел. —***—***—***—

Таблица. Основные показатели развития МТС [s]МАШИНО-ТРАНСП.JPG[/s]

С орг.-хоз. укреплением колхозов форма их производств.-технич. обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производит. сил с. х-ва. Стали проявляться отрицат. последствия того положения, когда на одной и той же земле вели х-во 2 социалистич. предприятия - колхоз и МТС, что зачастую порождало обезличку в организации про-из-ва, снижало ответственность за повышение урожайности, вызывало ненужные расходы на содержание параллельно действующего управленч. аппарата. Февр. пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производств.-технич. обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технич. станции. Рекомендации пленума были законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верх. Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958-59 колхозами было куплено тракторов, машин и оборудования на сумму 32 млрд. руб. (в т. ч. эксплуатировавшихся ранее в МТС - на 18 млрд. руб.). Опыт строительства МТС при организации крупного с.-х. социалистич. произ-ва в СССР использован в ряде других социалистич. стран в соответствии и с ист. условиями и особенностями развития с. х-ва.

Лит.: Коллективизация с. х-ва. Важнейшие постановления Коммунистич. партии и Сов. пр-ва, 1927-1935, М., 1957; Заседания Верховного Совета СССР пятого созыва 1 сессия. 27-31 марта 1958, М., 1958; Арутюнян Ю. В., Механизаторы с. х-ва СССР в 1929-1957 гг., М., 1960; Венжер В. Т.; Основные вопросы производственной деятельности МТС, М.; 1949; Данилов В. П., Создание материально-технич. предпосылок коллективизации с. х-ва в СССР, М., 1957; Вылцан М. A., Укрепление материально-технич. базы колх. строя во второй пятилетке (1933-1937 гг.), М., 1959.

М. А. Вылцан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
815.74 кб

Машинно-тракторные станции на Урале в годы Великой Отечественной войны

Мотревич В. П.
Исследуется состояние материально-технической базы МТС перед началом Великой Отечественной войны, в том числе структура их тракторного парка, порядок бюджетного финансирования и расчетов с колхозами за выполненные работы по машинн
Читать PDF
441.44 кб

Техническая грамотность трактористов на базе машинно-тракторных станций (МТС) (1929-1936 гг. )

Чичулина В. Ю.
Анализируются различные аспекты решения вопроса технической грамотности трактористов машинно-тракторных станций Западной Сибири (1929-1936 гг.).
Читать PDF
352.35 кб

Основные вопросы укрепления и развития материально-технического потенциала машинно-тракторных станци

Шулбаев Олег Никитович
Статья посвящена особенностям переустройства работы МТС Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
284.73 кб

Об основных вопросах организации и работы машинно-тракторных станций Хакасии и Тувы в 1930-1950-е гг

Шулбаев О. Н.
В статье проведен анализ организации и работы машинно-тракторных станций в национальных районах Восточной Сибири. Отражены этапы строительства МТС, их технической оснащенности, а также подготовки механизаторских кадров.