Матриархат

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАТРИАРХАТ
одна из форм общественного устройства в ранний период первобытно-общинного строя, характеризовавшаяся доминирующим положением женщины.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Матриархат
устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Матриархат
форма общественного устройства в доклассовом обществе, когда женщина занимает доминирующее положение в основных сферах жизни сообщества, имущество наследуется и родство считается по материнской линии.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

МАТРИАРХАТ
(от лат. mater — мать, и греч. arche — начало, власть, буквально — власть матери) — одна из форм общественного устройства в ранний период первобытно-общинного строя. Характеризуется доминирующим положением женщины в жизни общества.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МАТРИАРХАТ

(от лат. mater - мать и греч. arche - власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

МАТРИАРХАТ
власть матери — форма общественного устройства раннего периода первобытнообщинного строя. У некоторых народов предшествовала патриархату, иногда сохранялась в период перехода от родового строя к классовому обществу. Характеризуется доминирующим положением женщины, наследованием имущества по материнской линии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Матриархат
лат. mater – мать + греч. arche – начало, власть, букв. – власть матери) – одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытнообщинного строя, у некоторых народов предшествовал патриархату. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Матриархат
(matris – мать + arche – власть) – одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения (См. Матрилокальный брак, Дислокальный брак) – результат трансформации некоторых форм материнского рода. Впервые период матриархата был выделен К. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки матриархата сохраняются у минангкабау (о. Суматра), некоторых народов Микронезии. См. Первобытнообщинный строй.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Матриархат
(от лат. mater — мать, греч. arche — начало, власть), форма родовой организации. У народов, находившихся на стадии первобытнообщинного строя до возникновения частной собственности на средства производства, женщина занимала доминирующее положение в социальной жизни родовой общины, поскольку ее труд (собирательство, мотыжное земледелие) имел решающее значение для добывания пищи. Ведущая роль женщины в хозяйств, жизни и в системе кровнородств. отношений обусловила ее главенствующее положение в обществе. Она сделалась главой кровнородств. объединений. Переход к более сложным формам земледелия и скотоводства повлек за собой появление частного присвоения; мужской труд обеспечивал пропитание и тем подрывал женовластие. В результате М. сменился патриархатом. Социально-экономич. основы возникновения М. получили освещение в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». При этом он опирался на произведение И. Бахофена «Матриархат», в котором анализировались истоки и религиозные предания о нем. О наличии признаков М. на Крите свидетельствуют художеств, памятники критской культуры, изображающие женщин довольно часто и подчеркивающие их значение и независимость от мужчин. Уже в историч. эпоху аналогичная ситуация сложилась у карийцев на зап. побережье М. Азии. Последствия М. ощущались еще в античную эпоху (см. характеристику Геры в гомеровском эпосе, миф о Мелеагре). В настоящее время пережитки М. сохраняются у некоторых народов (о. Суматра, индейск. племена в Юж. Америке, Микронезия).

Источник: Словарь античности. 1989

МАТРИАРХАТ
от лат. mater - мать и греч. arxn - начало, власть; в точном значении "власть матери") - термин, широко употребляющийся для обозначения материнско-родового общества, первой универсальной стадии в истории человеч. общества, наступающей непосредственно за эпохой первобытного человеческого стада. Археологич. М. охватывает огромный период истории, примерно от верхнего палеолита до развитого неолита. В своем развитии М. проходит ряд этапов: на первом, охватывающем верхний палеолит и ранний неолит, люди занимаются охотой, рыболовством, собирательством, в ряде мест переходящем в простейшее земледелие; общество носит характер дуально-родовой организации (см. Дуальная организация), объединяющей брачными отношениями два экзогамных (см. Экзогамия) матрилинейных (см. Матрилинейность) рода, сегментация к-рых приводит в дальнейшем к фратриальной (см. Фратрия) организации, разрастанию и консолидации племени. Брак носит форму группового брака (постепенно переходящего в парный брак) и характеризуется, по-видимому, раздельным (дислокальным) проживанием супругов. Материнско-родовая коммуна - осн. хоз. коллектив, в к-ром производств. отношения полностью совпадают с отношениями кровного родства по линии матери и носят характер первобытно-коммунистических, основанных на коллективном произ-ве и потреблении, на полном равенстве полов.

Второй этап М. характеризуется развитием мотыжного земледелия, разведением домашних животных, продуктивным рыболовством и морской охотой. Парный брак становится господствующим, дислокальное проживание супругов сменяется поселением мужа в родовой коммуне жены (см. Матрилокальность). Включение мужа как чужака в хоз-во родовой коммуны ведет к постепенному отделению отношений кровного родства по линии матери от производств. отношений. Родовая коммуна превращается постепенно в матрилинейную и матрилокальную семейную общину, долго сохраняющую, однако, принципы древнего коллективизма и равенства. Материнский род объединяет женское ядро семейных общин с их потомками по женской линии. Мужчины же начинают занимать промежуточное положение, их права и обязанности связывают их с двумя родами - жены и матери, это положение обеспечивает им в дальнейшем возможность накопления отдельной, внеродовой собственности, сначала личной, а затем частной. Рост производит. сил в земледелии, в животноводстве, рыболовстве и охоте, развитие межплеменного обмена ведут к парцелляризации произ-ва и появлению частного присвоения, подрывающих основы коллективизма и равенства. Появление и рост частных богатств, сосредоточение их в руках мужчин как отдельной внеродовой собственности повело к укреплению индивидуальной семьи и превращению ее в семью моногамную, что привело к смене М. патриархатом - этапом распада родового общества. Это было, по словам Энгельса, "...всемирно-историческим поражением женского пола" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 60). Однако античная история знает примеры, когда становление частной собственности имело своим следствием возникновение женовластия, гинекократии, как специфич. формы перехода от родового общества к классовому.

В развитии М. проявилась общая неравномерность ист. развития. К эпохе Великих географич. открытий 15-16 вв. большинство отсталых народов мира находилось на разл. стадиях М. У одних он не достиг своего расцвета, и европ. колонизация вызвала быстрый распад М. и замену его разл. формами патриархально-семейных отношений (австралийцы, огнеземельцы, сенои, бушмены и др.); У других М. достиг развитых форм и переход к патриархату был чрезвычайно замедлен, а разложение родового общества происходило в форме позднематриархальных отношений (ирокезы, минанкабау, ашанти и др.). Институты М. и их пережитки сохраняются нередко до 20 в. Изучение такого рода институтов и пережитков позволило Дж. Ф. Мак-Леннану, И. Бахофену и независимо от них Л. Г. Моргану сформулировать учение о М. как первой универсальной стадии в истории человеческого общества. Это учение получило свою дальнейшую разработку в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Сов. исследователи развивают осн. положения этого учения. С конца 19 в. проблема М. является предметом острой идеологич. борьбы между марксизмом и бурж. пониманием истории, сводясь к вопросу о том, начало ли человечество свой ист. путь с частной собственности и моногамной семьи или первобытный коммунизм был начальным и самым длит. периодом в прошлой истории общества и по единому ли пути шло развитие человечества. Бурж. наука пытается опровергнуть универсальность М. либо с позиций разл. вариантов патриархальной теории, утверждающей извечность частной собственности и моногамной семьи, или с позиций многолинейной эволюции, отрицающей единство ист. процесса и приписывающей народам разл. пути развития - одним матриархальный, другим патриархальный (В. Шмидт, Г. Кунов, Р. Лоуи, Дж. П. Мердок, В. Малиновский и др.). Однако все новые и новые этнографич. и историч. факты подтверждают и уточняют осн. положения развиваемого марксистами учения о М.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1963; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Mc-Lennan J. F., Studies in ancient history, L.; 1886; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861, Schneider D. M. and Gough K., Matrilineal kinship, Berkeley, 1961.

Ю. П. Аверкиева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
180.25 кб

Дворцовый матриархат в знойных широтах

Савенков Юрий
«Новое время», М., 2003 г., № 27, с. 26-30.
Читать PDF
868.22 кб

Патриархат и матриархат в дискурсе философской антропологии: гендерные аспекты власти

Черных Сергей Сергеевич
В статье проведен анализ гендерных аспектов власти сквозь призму смены и взаимной борьбы культурных формаций, таких как матриархат и патриархат.
Читать PDF
496.35 кб

Матриархальная семантика каменной графики неолита

Фатыхов Салим Галимович
Читать PDF
86.33 кб

Реликты матриархально-матрифеноменных технологий жизни и быта

Фатыхов Салим Галимович
На основании изучения артефактов и ландшафтно-матриархальных комплексов обитания первобытного человека в статье выдвигается предположение, что с философской точки зрения женщина-мать была в матриархальных сообществах создателем пс
Читать PDF
238.22 кб

Языческая и православная символизация матриархальных образов святости в Новгородской софийной ментал

Маленко Сергей Анатольевич
Статья посвящена изучению эволюции русской ментальности от языческих прототипов к более зрелым, православным идеологическим формам.
Читать PDF
240.72 кб

Идеологические трансферы в истории русской ментальности: сублимация софийного матриархата в имперско

Некита Андрей Григорьевич
Статья рассматривает проблему трансформации базовых принципов русской ментальности.
Читать PDF
1.88 мб

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТРИАРХАТА И ПАТРИАРХАТА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Тобуков Павел Захарович
Анализированы два исторических этапа эволюции человечества. Раскрыта роль женщин эпохи матриархата в формировании земледелия и оседлого образа жизни. Показано, как это отражено в мифах.
Читать PDF
298.58 кб

История изучения матриархатав контексте культурологических исследований

Кашлатова Л.В.
В данной статье проанализирован культурологический обзор научных идей по проблеме места женщины в древней истории. Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоаспектной и во многом дискуссионной.

Похожие термины:

  • Оформление матриархальной родовой общины

    В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу.