Мечеть г. Красноуфимска

Найдено 1 определение
Мечеть г. Красноуфимска
построена в 1896 г. на средства купца 1-й гильдии М.Х. Хабибуллина в центре города (по адресу: ул. Пролетарская, 74) на возвышенности. Представляет собой деревянное 2-этажное Г-образное здание площадью 420 кв. м. зеленого цвета с 1-ярусным минаретом над мезонином. Имеет два входа – центр. с юго-восточной стороны и черный с северной стороны. Последний ведет в цокольный этаж, в котором располагаются хозяйственные помещения, кабинет имама и кухня. Центр. вход с лестницей ведет в помещения 2-го этажа, разделенные на прихожую, гардеробную, гостевую и учебную комнаты, а также на жен. и муж. молельный залы и ряд вспомогательных помещений. Муж. молельный зал и михрабная ниша расположены в южной (верхней) части м. Внутренние помещения выдержаны в желтых тонах, стены украшают шамаили и коранические изречения. Жен. зал выдержан в бирюзовых тонах, украшен бархатными шторами. С нач. ХХ в. и до революции 1917 г. в м. действовало старометодное медресе, которым руководил выпускник одного из бухарских медресе Г. Бикишев. В 1910 г. в нем на основе буквослагательного метода обучалось 35 шакирдов. Часть иногородних шакирдов находились на пансионе на средства М.Х. Хабибуллина. Постановлением уездного исполкома от 1923 г. здание м. было передано Урал-Марийскому педтехникуму. Позднее в нем располагалась базовая школа Красноуфимского педагогического техникума. Лишенные м. мусульмане продолжали религиозную жизнь: так, в сер. 1950-х гг. Красноуфимской общиной руководил Салим Бадретдинов (1885–?). В нач. 1990-х гг. мус. община Красноуфимска начала борьбу за возвращение м. Администрация учебного заведения отказывалась возвращать здание. Тогда мусульмане вышли на митинги, устраивали акции протеста, пикетировали, перекрывали магистрали. Р.А. Сафиной на основе архивных документов удалось доказать принадлежность здания мусульманам. В итоге в 1991 г. решением депутатов горсовета м. была возвращена мус. общине. Здание было наполовину разрушено. На протяжении 1990–2000-х гг. благодаря спонсорской помощи депутата палаты представителей Законодательного собрания Свердловской обл. А.Ф. Абзалова, благотв. фонда «Евразия» и др. меценатов в м. удалось провести канализацию, газовое отопление, осуществить поэтапный ремонт. В апреле 2002 г. в результате конфликта имамхатыба м. Наджибуллы Лутфиевича Ситдикова с мус. общиной, сопровождавшегося силовыми акциями, м. вышла из юрисдикции Регионального ДУМ Свердловской обл. (в подчинении ЦДУМ) и вошла в Казыятское управление мусульман Свердловской обл. (КУМСО, в подчинении СМР). С 2002 г. имам-хатыбом м. является Хабибулла Хазиевич Фазлеев (р. 27.09.1937, выпускник Уральского электромеханического ин-та, всю жизнь проработал на ж/д, студент медресе «Мухаммадия», член Совета по толерантности при губернаторе Свердловской обл.). В м. располагается аппарат Красноуфимского мухтасибата КУМСО, которым руководит Р.В. Сафин. Работает попечительский совет м. Также при м. действует мектеб, регулярно проводятся семинары для женщин-мусульманок и для имамов Красноуфимского мухтасибата. Лит.: В исторической мечети г. Красноуфимска завершается реставрация. – http://www.islamrf.ru/news/ events/umma/2797/; Ганькин В. Хафиз-бай // Городок. – Красноуфимск, 07.12.2005; Спасти наследие предков // Истина. – 09.2005, № 26; Даулетбаев Б., Муллануров М. Хафиз бай Акалы. – Казань, 2000. А.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009