Мечеть и медресе г. Бугуруслана

Найдено 1 определение
Мечеть и медресе г. Бугуруслана
в XIX – нач. ХХ вв. Первая мечеть в Бугуруслане была построена в 1868 г., когда численность прихожан достигла 200 ревизских душ. Деревянное культовое здание сгорело в пожаре 1877 г., и в 1878 г. прихожане ходатайствовали о строительстве новой мечети, которая, в свою очередь, погибла в огне в 1881 г. По-видимому, после пожара 1881 г. в качестве мечети использовалось одно из помещений муллы Н. Камалетдинова или приобретенное прихожанами обществ. здание. 16.03.1888 г. постановлением губернского правления мещанину М. Фаткуллину, обладавшему необходимыми материальными средствами, была разрешена постройка соборной мечети на Мещанской ул. Важнейшими ин-ми мус. общины Бугуруслана были приходские мектебе и медресе. Из жалобы 300 прихожан г. Бугуруслана в 1896 г. в ОМДС видно, что, несмотря на их неоднократные просьбы в течение четверти века, ахун Н. Камалетдинов отказывался открывать мус. школу и заведовать ею. В 1896 г. прихожане добились строительства мектебе рядом с мечетью на земле, выделенной городской думой. Здание состояло из трех комнат, в двух из них проводились занятия, а в третьей жил преподаватель. По сведениям 1898 г., обучение в этом учебном заведении осуществлялось по новому методу. Конфессиональные школы Бугуруслана содержались за счет прихожан. Нередко их выручала благотв. помощь. В 1908 г. купец М. Хасанов, владевший капиталом в 100 тыс. руб., завещал половину своего магазина городской мус. общине для финансирования учебной деятельности медресе. Однако после смерти купца его наследники переделили имущество, оставив медресе без содержания. В 1906 г. торговцы Бугуруслана приняли решение о создании попечительского общества, чтобы добиваться выделения денежных средств земством для улучшения материального положения медресе, сбора денег у попечителей и контроля за их расходованием, открытия читального зала для чтения татарской литературы, газет и журналов. При помощи попечительского общества в этом же году ахун Бугуруслана Мухаммедгариф Хуснутдинов добился открытия читальни при местном медресе. Читальня имела общеобразовательную цель и существовала за счет частных пожертвований мусульман города. Материалом для чтения служили периодические издания и книги, издаваемые в Российской империи на татарском и русском яз., дозволенные цензурой. Заведующими в читальне были назначены М. Хасанов и З. Мазитов. Лит.: Вакыт. – Оренбург, 22.08.1906; 13.11.1908; Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. – Н. Новгород, 2008; Госархив Самарской обл., ф. 1, оп. 1, д. 4274, л. 6; оп. 12, д. 2518, л. 2; ф. 3, оп. 233, д. 1979, л. 2–11; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. 9615, л. 3–7; д.11690, л. 2, 5, 5 об. Э.Г.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009