Мечети д. Кестым

Найдено 1 определение
Мечети д. Кестым
Балезинского р-на Удмуртской Респ. Одним из первых упоминаний о наличии мечети в д. Кестым является письмо Вятского епископа Варлаама от 1.05.1743 г., в котором он перечисляет находящиеся на подведомственной его епархии мечети, предлагая все их разрушить. Неизвестно, было ли выполнено пожелание епископа, поскольку след. упоминание о кестымской мечети относится уже к 1797 г. В 1826 г. она значится как соборная, «построенная иждивением магометан», при ней 2 муллы, 1 имам, 330 прихожан. В 1829 г. житель д. Кестым Файзулла Касимов построил новую мечеть вместо старой, в которой имамами преподавались основы ислама и грамота. Проект мечети предположительно был разработан на основе образцового проекта, утвержденного правит. указом от 31.05.1829 г. В 1894 г. сельский торговец Гусман Рамазанович Касимов построил новую мечеть вместо старой и здание мус. школы при ней. Однако в 1903 г. в Кестыме случился большой пожар (пострадали 136 хозяйств), и она сгорела. Вместо нее в 1905 г. Г.К. Касимов построил ныне действующую мечеть, которая носит название Центр. По своей форме и большим размерам (186 кв. м, рассчитана на 250 чел.) она кардинально отличается от традиционных татарских сельских мечетей; она представляет собой здание сложной формы на высоком подклете, состоящее из 8-угольника в центре и примыкающих к ней с сев. и юж. стороны прямоугольных частей и михраба. Стены бревенчатые, срубленные «в лапу», изнутри и снаружи обшиты тесом с последующей покраской. Первоначально мечеть была однозальной, состоящей из сеней, вестибюля и молельного зала, расположенных анфиладно. В широкой части молельного зала по бокам были балконы. В 1940-е гг. молельный зал был разделен некапитальной стеной на малый молельный (отапливаемый двумя печками) и большой (холодный) залы, балконы были разобраны. Трехстворчатые застекленные двери, ведущие из вестибюля в молельный зал, были перенесены. Балки потолка покоятся на 8 простых цилиндрических колоннах, расположенных в два ряда. Окна прямоугольной формы с простыми рамочными наличниками, расположены симметрично в вост. и зап. стенах. Вход в сени расположен с сев. стороны – к зданию пристроено дощатое крыльцо под односкатной крышей. Михраб прямоугольный, расположен под отдельной двускатной крышей. Крыша здания двухъярусная, многоскатная, в 1971 г. была покрыта шифером. Минарет расположен в центре крыши, в плане 8-гранный, состоит из трех ярусов, разделенных карнизами, завершается высоким стройным шатром с полумесяцем на двух «яблоках». Площадка муэдзина имеет 8 застекленных окон прямоугольной формы, завершающиеся килевидной аркой. Первые сведения о религиозных деятелях м.К. известны с 1838 г. До 1848 г. указным муллой в Кестыме был Ахмадулла б. мулла Назыр – основатель династии Назыровых. В 1903 г. имамом мечети был назначен Ш.Ш. Ахмедов. Представителями др. династии имамов являлись Чачаковы. В 1830-е гг. в Кестыме проживало более 700 чел., а в кон. XIX в. – более 1600. Кроме того, до кон. XIX в. в приход м.К. входили все татарские деревни и починки Глазовского уезда (ныне Балезинского и Глазовского р-нов), т.к. мечеть имелась только в Кестыме. В нач. XX в. Ахмедзяном-хаджи Мухаммадиевичем Касимовым была построена Заречная мечеть; имамом в ней служил Габдрахман Гузаиров. В 1916–18 гг. Сафиуллой Ашрафутдиновичем Касимовым была построена мечеть на Заячьей стороне, имамом в ней служил Мухаммедхади Мухаммедтагирович Чачаков. В 1917 г. кестымцы подготовили документы для открытия 4-го прихода на Котомочной стороне, однако начало гражданской войны не дало возможности осуществить планы. При м.К. действовали начальные школа. Всего в нач. ХХ в. в Глазовском уезде было 7 мус. школ (из них 2 – в Кестыме), в которых обучались 250 мальчиков и 115 девочек. В 1906 г. у Ш.Ш. Ахмедова обучались 80 мальчиков. Женская школа размещалась в спец. арендованном доме. Учителями в ней были жены мулл Бибизайнаб Мухамедтагировна и Джамиля Вахидовна Чачакова, у которых обучались 90 девочек. Наибольшего подъема образование достигло в 1910–11 гг., когда в уезде действовало уже 13 мус. школ. В Кестыме тогда обучались 170 мальчиков и 140 девочек, что составляло почти треть учащихся Глазовского уезда. В 1920-е г. действовало 3 м.К.: Центр. (сохранившаяся в наст. время), Заречная и на Заячьей стороне. В нач. 1930-х гг. с Заречной мечети ветром сорвало минарет. Воспользовавшись этим, местные власти закрыли мечеть; здание стало использоваться для детсада, в сер. 1940-х гг. было снесено. В мечети на Заячьей стороне в 1932 г. перестали проводить службы из-за отъезда имама М.М. Чачакова в Дагестан и материальной затрудненности прихожан, т.к. после раскулачивания и репрессий зажиточных сельчан содержание двух мечетей стало обременительным. Постановлением обл. комиссии по вопросам культов при облисполкоме Удмуртской автономной области от 10.04.1934 г. мечеть была официально закрыта, здание было разрешено использовать под Дом культуры. Однако в 1935–36 гг. в ней размещалась амбулатория для больных тифом, затем начальная школа. В 1946 г. здание было снесено. Сохранился проект мечети, по которой можно судить о конструктивных решениях здания. Оно представляло классический образец татарской сельской мечети с минаретом в центре двускатной крыши. Состояло из анфиладно расположенных вестибюля, бол. и мал. молельных залов, михраба. Минарет в плане был 8-гранным, 3-ярусным. Центр. мечеть перестала действовать в кон. 1930-х гг., ее имамы были репрессированы (См. Репрессированные имамы Удмуртской Респ.). Но здание осталось нетронутым: население не позволило снести даже шпиль минарета. В здании мечети устроили детсад. Во время Великой Отечественной войны в нем была организована кухня для солдат запасного полка, мастерская общества глухонемых. Однако религиозная деятельность общины не прервалась. Коллективные намазы проводились в доме мус. активиста Галиакбара Галимовича Касимова. Неуказным имамом был Валиулла Мухаммедшинович Касимов, репрессированный в 1940 г. После этого обязанности муллы по очереди исполняли старейшины д. Кестым. В 1945 г. вернувшиеся с фронта мужчины организовали сельский сход и решили попытаться заново открыть мечеть. Несколько человек съездили в Ижевск, Уфу, написали прошение в Москву и добились того, что 5.04.1946 г. мечеть была открыта на законных основаниях. В 1951 г. имамом был назначен Валиулла Сафиуллович Касимов (1891–1979, уроженец д. Кестым, учился в Кестымской мус. начальной школе, участник гражданской войны, в 1931–41 работал в колхозе им. Кирова в родной деревне, в 1942–44 гг. – на военном заводе № 74 Ижевска, в 1945–57 гг. вновь в колхозе. В 1951–53 гг. был имамом мечети, вынужден был уйти под давлением властей, затем – имам мечети в 1958–79 гг.). В 1953 г. мечеть повторно была закрыта, а здание использовалось для хранения колхозного зерна. Праздничные намазы совершались в эти годы на кладбище и в колхозном зернохранилище. В 1957 г. усилиями Г.Г. Касимова, муэдзина Саида Ибрагимовича Касимова и др. прихожан в мечети возобновились богослужения. 7.03.1958 г. указным имамом снова был назначен В.С. Касимов, который более 20 лет исполнял эту обязанность. После его смерти имамом был назначен Валиулла Сибгатуллович Касимов (1903–86, уроженец д. Кестым, учился в Кестымской мус. начальной школе, ветеран Великой Отечественной войны, работал в колхозе, 9.10.1979 г. получил свидетельство ДУМЕС о назначении имамом мечети д. Кестым). В годы его работы мечеть делала постоянные денежные перечисления в Фонд мира, в Фонд охраны памятников истории и культуры, единовременные перечисления в Фонды Всесоюзных конференций. След. имамом был Лутфулла Ясавиевич Касимов (1907–96, ветеран войны, до выхода на пенсию работал заготовителем, в 1986–96 гг. работал имамом мечети д. Кестым). На посту имама его сменил Равил Лутфуллович Касимов (р. 4.06.1931, уроженец д. Кестым, работал в колхозе им. Кирова, в 1965–72 гг. – председателем Кестымского сельсовета, с 1982 г. проживал в г. Глазове, в 1982–91 гг. – зам. директора дома отдыха «Чепца», в 1996–2002 гг. – имам мечети д. Кестым). След. имамом был Мухамадьяр Набиевич Дюкин (р. 1924, уроженец д.Ворца Ярского р-на Удмуртии, всю жизнь проработал педагогом, преподавателем химии, директором Кестымской школы, в 2002–04 гг. возглавлял мечеть д. Кестым). С 2004 г. имам-хатыбом служит И.Х. Касимов. В 2005 г. прихожане торжественно отметили 100-летний юбилей мечети, на который были приглашены потомки ее основателя, имам-хатыбов, имамы мечетей Удмуртии и представители органов власти республики. Лит.: ГАКО, ф. 237, оп. 76, д. 1363; ф. 582, оп. 45, д. 884; ф. 583, оп. 601, д. 26; оп. 604, д. 149; оп. 607, д. 564; ф. 619, оп. 2, д. 1398; Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. – СПб., 1868–1914, Т. 22, с. 812–15; Текущий архив РДУМУ; ЦГА УР, ф. Р-195, оп. 1, д. 1308. И.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009