Медресе

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Медресе
ар. высшая мусульманская школа

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884

Медресе
мусульманские средние и высшие школы.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Медресе
мусульманские школы, в которых постигает Исламские дисциплины молодежь.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

Медресе
мусульманская высшая и средняя школа, готовящая служителей культа, учителей, государственных служащих.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

МЕДРЕСЕ
с IX в. мусульманская средняя и высшая школа, готовившая служителей культа, учителей, а также служащих государственного аппарата в мусульманских странах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МЕДРЕСЕ
араб. Мадраса, букв. - место чтения лекций, место учения) - мусульм. средняя (реже высшая) школа в странах распространения ислама. М. возникли в араб. Халифате сначала как аудитории отд. богословов-законоведов. Впервые о М. как самостоятельном уч. заведении упоминает Наршахи. Первые М. были построены и открыты в 10-13 вв. в Ираке" Египте, в Ср. Азии и Хорасане. За пек-рым исключением (напр., М. с мед. уклоном) М. готовят служителей мочети (мулл, хатибов-проповедников), учителей конфессионных школ, судей шариатского суда. В СССР служителей мусульм. культа готовит М. Мир-Араб в Бухаре. Термин "М." часто употребляется как синоним слов: семинария, училище, школа.

Л. И. Климович. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

«Медресе»
культурно-просветительский фонд в Ижевске (Удмуртия). Основан по инициативе Ахата Хисамутдинова, Ирека Шарипова, Дамира Салахова и Энвиля Касимова. Участвовал в строительстве мечети п. Яган Малопургинского р-на, содействовал погашению долга по Ижевской мечети. В 2007 г. совместно с Удмуртским отделением Союза мусульман России выпустил несколько номеров газеты «Медресе». Сотрудничает с благотв. фондом «Ихлас». В течение многих лет фонд возглавлял Ахат Сахабутдинович Хисамутдинов – преподаватель и декан фак-та искусств Удмуртского гос. ун-та, фотограф-профессионал, неутомимый популяризатор татарской культуры в Удмуртии, который в 1996 г. совершил хадж и тогда же получил звание профессора фотографии. Лит.: «Татары Удмуртии должны благодарить небо, Аллаха и правительство»: из беседы с депутатом Госсовета УР Энвилем Касимовым. –http:// www.dayudm.ru/article.php?id=363/ (сайт ИА «День», 31.01.2002 г.). Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Медресе
мусульманская высшая духовная школа. Находилась в специальном комплексе в виде обнесенного стеной четырехугольного двора с мечетью; к стенам примыкали кельи для учеников и учителей, худжра и 1–2 дарс-хана (классные комнаты). Медресе были многочисленны, находились в городах и больших базарных селениях. Содержалась на счет доходов с церковных (вакуфных) земель. Хозяйственную часть вел мутавалиб, управлявший вакуфными землями, учебное дело было в руках мудариса, назначенного ханом или хакимами, и утвержденного инспектором народных училищ. Ученики Медресе проходили степени муллы, талиба и шикирда. В Медресе принимали лиц, окончивших мектебе. Изучался краткий курс мусульманского катехизиса, арабская грамматика, богословие, религиозное право, логика, диалектика, метафизика, комментарии к Корану, гражданские и уголовные законы, математика и география. Медресе состояла из трех классов, в каждом обучение шло в течение трех – четырех лет. Ученики принимались в возрасте от 15 до 40 лет.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
339.98 кб

Традиции изучения и преподавания астрономии в медресе Дагестана в XVII - первой половине XVIII века

Мусаев Махач Абдулаевич
На основе изучения дагестанских арабо-графических источников и исследований констатируется, что Дагестан и исламский мир являлись единым, теснейшим образом связанным научно-образовательным пространством, где шёл процесс активного
Читать PDF
6.11 мб

К реконструкции средневековой мечети-медресе Кул-Шарифа в Казанском Кремле

Халитов Н. Х.
Представлена реконструкция уникального архитектурного религиозно-просветительского комплекса средневековой Казани на основе сопоставления исторических, археологических и архивных данных.
Читать PDF
1.12 мб

Медресе и ханака в Золотой Орде (по письменным источникам и археологическим данным)

Зиливинская Эмма Давидовна
Статья посвящена высшим учебным заведениям в мусульманских странах медресе и общежитиям для дервишей и паломников ханака (текке).
Читать PDF
7.77 мб

Медресе-мечеть Узбека в Старом Крыму: сквозь пространство и время

Ломакин Дмитрий Анатольевич
Рассмотрены основные этапы истории изучения архитектурного комплекса медресе и мечети Узбека (г. Старый Крым). Подведены итоги изучения памятника, проанализировано его современное состояние.
Читать PDF
400.11 кб

К вопросу о количестве медресе Восточной Бухары в конце XIX начале XX вв

Убайдуллоев Насрулло Каримович
Статья посвящена историографическому анализу освещения в исторической литературе количества медресе Восточной Бухары конца XIX начала XX вв.
Читать PDF
410.35 кб

К вопросу о количестве медресе Восточной Бухары в конце XIX - начале XX вв

Убайдуллоев Насрулло Каримович
Статья посвящена историографическому анализу освещения в исторической литературе количества медресе Восточной Бухары конца XIX начала XX вв.
Читать PDF
1.51 мб

Библиотека медресе Мирза Улугбека в Бухаре (из истории формирования фонда библиотеки в XVIII веке)

Вохидов Ш.Х.
В статье на основе научного и архивного материалов исследован вопрос о медресе Улугбека(годы правления 1409-1449), построенное в Бухаре и о формировании библиотеки в медресе по сведениям вакфнаме ХУ111 века.
Читать PDF
3.22 мб

Советская идеология в медресе: политические контексты и учебная практика

Зилола Эркиновна Халилова, Бахтияр Мираимович Бабаджанов
В 1946 году при Духовном управлении мусульман Средней Азии и Казахстана открылись медресе Мири Араб (Бухара) и позже Баракхан (1956-1961, Ташкент). В 1971 г. открыт Высший Институт / Олий ма‘хад при САДУМ.
Читать PDF
254.64 кб

Учебное дело в русском Туркестане: В. П. Наливкин и "туземные" мактабы и медресе

Мухамедов Шухрат Бахронович
В статье на основе оригинальных архивных документов исследуется организация и деятельность Управления учебных заведений Туркестанского генерал-губернаторства.
Читать PDF
314.85 кб

О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В МЕДРЕСЕ БУХАРЫ

Клычев О.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
Читать PDF
328.26 кб

СЛУШАТЕЛИ МЕДРЕСЕ СОВЕТСКОГО УЗБЕКИСТАНА (1945-1991 ГГ.): СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ

Халилова З.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
Читать PDF
330.42 кб

"ДАХЪЯК" - ФОРМА ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ МЕДРЕСЕ И ПРОФУЧИЛИЩ В БУХАРСКОМ ЭМИРАТЕ

Клычев О.
В данной статье автор анализирует порядок отбора кандидатов и условия выделения именных стипендии Бухарского эмира, которые назначались учащимся исламских медресе и профессиональных училищ.

Похожие термины:

  • Мечеть и медресе г. Бугуруслана

    в XIX – нач. ХХ вв. Первая мечеть в Бугуруслане была построена в 1868 г., когда численность прихожан достигла 200 ревизских душ. Деревянное культовое здание сгорело в пожаре 1877 г., и в 1878 г. прихожане ходат
  • Медресе при соборной мечети г. Челябинска

    С сер. 1870-х гг. в Челябинске действовала мус. начальная школа (мектебе), которую возглавлял будущий ахун города М.М. Салимов. В 1890–99 гг. одновременно со строительством соборной мечети Челябинска для
  • Караван-Сарайское медресе

    медресе при 2-й соборной мечети. Со времени открытия Караван-Сарайской мечети в 1846 г. при ней действовала мус. начальная школа (мектебе). В 1875 г. оренб. мещанка Бибикамала Мусична Габайдуллина подала
  • Медресе Каргалы

    крупнейший на Юж. Урале комплекс мус. учебных заведений. Его формирование началось с 1740-х гг. в контексте развития важного торгово-ремесленного центра в Сеитовой слободе (Каргале), жителям которого