МЕФОДИЙ
см. в ст. Кирилл и Мефодий.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Мефодий
Мефодий - см. в статье Кирилл и Мефодий (Константин и Мефодий) .
Источник: Биографический словарь. 2008
Мефодий
из Олимпии, III в. н. э., греческий христианский философ. Епископ Олимпии Ликийской, автор сочинения Пир десяти дев (Symposion ton deka parthenon). Это диалог по образцу Пира Платона. М. поднимает в нем проблематику безбрачной и супружеской жизни. Из других сочинений М. сохранились только фрагменты. Хотя сам М. был платоником, использующим аллегорию, подражавшим Платону в форме и в содержании, он первый выступил против Оригена, а также против Плотина и Порфирия.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
МЕФОДИЙ
ум. 885) — выдающ. славян. просветитель, проповедник христианства. Первонач. занимал адм. дол-жность (по-видимому, в Македонии), затем постригся в монахи в одном из монастырей М. Азии. Участвовал в поездках своего старшего брата Константина с религ. миссиями к хазарам и в Моравию. В Моравию Константин и М. принесли богослужебные книги, перевед. на язык макед. славян, к-рый был близок и понятен тогда всем славянам. Константин и М. заложили в Моравии основы нац. церкви, независимой от нем. духовенства, и тем самым содейств. укрепл. независимости Моравии. По жалобе нем. духовенства братья были вызваны в Рим к папе рим. Посетив по пути в Рим славян. Паннонское княжество, способствовали распростр. там славян. грамоты. После смерти Константина (869) М. был возведен (в Риме) в сан священника. В 870 М. был назначен архиепископом Паннонии. Но вскоре нем. духовенство арестовало его и по ложному обвинению приговорило к тюрем. заключ. После освобожд. из тюрьмы М. перенес свою деятельность в Моравию, где продолжал борьбу за нац. церковь.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мефодий
архим. полтав. монаст., автор "Слова" † СПб., 1803).
{Венгеров}
Мефодий
архимандр. Никандровой псков. пустыни, автор "Дневника палестин. паломника" (СПб., 1893).
{Венгеров}
Мефодий
архим., сотр. "Русс. фил. вестн." 1908 г.
{Венгеров}
Мефодий
еп. астраханский, духовн. писат., † 1776.
{Венгеров}
Мефодий
иеромон., автор кн. о буддизме (Ставроп., 1897).
{Венгеров}
Мефодий
иеромон., сост. курс Зак. Божия (Белозерск, 1905).
{Венгеров}
Мефодий
иеромон., сост. "Крат. граммат. калмыц. яз." (Казань, 1904).
{Венгеров}
Мефодий
иером., сост. учебн. богослуж. для духов. учил. (Казань, 1909).
{Венгеров}
Мефодий
(Максим Филимонович) — протопоп нежинский, рукопол. в епископа могилевского (4 марта 1661 г.), блюститель киев. митроп., взят в Москву по обвинению в измене 1666 г., но отпущен в Малороссию и назывался еп. мстиславским 1681 г.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
МЕФОДИЙ
820 – 885) – уроженец Фессалоники, старший брат Кирилла. «Солунские братья», как их называли, стали создателями славянской азбуки и старославянского языка, как богослужебного, так и литературного. Биографические данные о них содержатся в так называемых паннонских легендах – двух житиях. «Житие Кирилла» было составлено в Паннонии – области между Восточными Альпами, Дунаем и Савой; «Житие Мефодия» – в Болгарии. Их отец Лев, занимал высокую военноадминистративную должность, предполагают, что их мать была славянкой. Мефодий поступил на военную службу, затем стал чиновником и был послан управлять областью, населенной македонскими славянами. Вскоре он постригся в монахи. Оба брата выполняли дипломатические поручения, ездили с посольством к хазарам в город Корсунь (Херсонес), хорошо знали славянский язык. О миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, посланных в 863 г. византийским императором Михаилом III в великую Моравию по просьбе князя Ростислава, известно из писем римских пап Иоанна VIII (872 – 282) и Стефана V (885 – 591), из письма архиепископа Теотмара Зальцбургского, из сочинения «История обращения хорутан» и из сообщения Анастасия, библиотекаря римского папы. Первоначально римская курия поддержала Кирилла и Мефодия, но затем осудила их миссию как «еретическую». Кирилл составил азбуку для славян («сложил письмена») и завершил перевод Евангелия. В основу литературного славянского языка братья положили солунскую городскую речь славян, живших в Фессалонике. Они ввели богослужение византийского типа на славянском языке, перевели с греческого языка помимо Евангелия «Апостол» и «Псалтирь», создали первую славянскую церковь и первые славянские молитвы. Мефодий перевел на славянский язык сборник церковных и гражданских законов – «Номоканон». В 866 или в 867 г. братья отправились в Рим, посетив по пути славянское княжество Паннонию. По повелению паннонского князя Коцела, изучившего «славянское письмо», они в течение шести месяцев обучили этому письму около 50 учеников. В Риме папа Адриан II (867 – 772) велел отслужить литургию на славянском языке и признал «славянские книги». После смерти Кирилла в Риме (869 г.) Мефодий продолжил миссионерскую деятельность в Паннонии, вновь посетил Рим, где получил сан епископа Паннонского. В 870 г. после вторжения Людовика Немецкого в Моравию Мефодия обвинили в том, что он проповедовал на территории, вверенной католическим епископам. Его осудили и заключили в тюрьму. Через два с половиной года Мефодий был освобожден по требованию папы Иоанна VIII, который назначил его архиепископом Моравии. В период гонений он написал «Канон Дмитрию Солунскому» – «Светильнику светообразну ... в отечестве своимь». До последних дней своей жизни Мефодий вел борьбу за распространение славянской письменности. Книжное наследие Кирилла и Мефодия было воспринято не только их многочисленными учениками, но и последующими церковными деятелями южных славян. Епископ Константин Преславский, написавший в память о своем учителе «Службу Мефодия», назвал его «великим пастырем», совершившим подвиги и подвергшимся гонениям во имя истинной веры. Создатель охридской духовной школы Климент Охридский, сопровождавший Кирилла и Мефодия в Паннонии, Венеции и Риме, посвятил своим учителям «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Он сравнил Мефодия с библейскими персонажами Самсоном, Гедеоном, Иисусом Навиным и отметил «ум и добродетели» младшего брата, который «вверх возлетал, как орел, духовными крылами». По его мнению, главная заслуга Кирилла и Мефодия заключалась в том, что эти «преславные учителя славянского языка, сотворившие письмена ему», «просветили буквами и научили учеников церковной службе». Русский летописец Нестор, изложивший западнославянское «Сказание о преложении книг Кириллом и Мефодием», также отметил факт создания ими славянской азбуки (для «моравов первоначально созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских и у болгар дунайских») и введения богослужения на «словеньскым языке». Великим просветителям был посвящен «Гимн в честь Кирилла и Мефодия», написанный П.И. Чайковским.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012