Мелетий Леонтович

Найдено 1 определение
Мелетий Леонтович

(Михаил Иванович) — святитель, архиепископ Харьковский.


† 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.


Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания.


Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.


В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка.


В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии.


В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым, † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии.


С 1821 года — настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии.


В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря.


С 1824 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря.


21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.


С 21 апреля 1828 года — епископ Пермский и Екатеринбургский.


18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую.


С 22 июня 1835 года — архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский).


Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным.


Преосвященный Мелетий — истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрей, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления. Еще при жизни в нем проявились особые дары благодати Божией, и уже в Перми его считали святым. Он вел жизнь строгого аскета, но свои подвиги тщательно скрывал. Сколь велики были эти подвиги, открыл один случай. Ректор духовной семинарии архимандрит Иоанн (Оболенский) пожаловался в Святейший Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: "Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видел". С этими словами владыка поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло архимандрита то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника, и, пав к ногам его, просил прощения. "Я тебя от души прощаю, — ответил владыка, — но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом". Это пророчество святителя сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему, однако, не пришлось стать епископом.


Ежедневно святитель Мелетий придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3 часов ночи. Затем четыре часа проводил в отдыхе, потом слушал утреню и раннюю обедню.


Владыка Мелетий содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом.


2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в городе Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.


Перед кончиной святителя его келейник однажды, улегшись на полу, задремал. И видится ему, что в комнате открылся потолок и светлые облака наполнили ее. Святителю Мелетию предстали два светоносных юноши в белых одеждах и поместились у его изголовья. За ними следовал святитель Митрофан, который поместился у ног владыки. Вдруг комната наполнилась чудным ослепительным светом и вошел муж в одежде, сиявшей красотою и величием. Муж этот повелел юношам вскрыть перси святителя Мелетия до самого сердца, из которого высоко поднялся светлый пламень. "Довольно, — вещал старец, — пора упокоить". Юноши отвечали: "Повели, Владыко". Святитель же Митрофан концом своей схимы покрыл перси святителя Мелетия. При этом келейник проснулся и поспешил к святителю. "Через три дня будет кончина", — чуть слышно произнес тот. Так святитель заранее предсказал свою кончину. После кончины восемь дней стояло тело святителя до погребения, и не только не было признаков тления, но оно издавало благоухание. После смерти пальцы правой руки святителя постоянно были сложены как бы для благословения. Несмотря на приведение руки в надлежащее положение, она снова принимала благословляющий вид, пока не вложили в нее разрешительную молитву.


Память о нем надолго сохранилась в сердцах людей. Его ежедневно поминали в молитвах и просили его молитвенной помощи. Известны многие случаи явлений его во сне и помощи людям. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на святого Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.


Вопрос о канонизации святителя Мелетия был уже предрешен высшей церковной властью до революции, но события 1917 года помешали этому.


В 1948 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского, 11970), гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Харьковский Благовещенский кафедральный собор, где находится и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.


Со времени утверждения в 1977 году Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святителя о благостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества.


Литература:


Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. — СПб., 1905, с. 70—80.


Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. — Петроград, 1916, с. 471. Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни // Е. Поселянин. — СПб., 1913, с. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович, епископ Пермский и Екатеринбургский. — СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799— 1899). — Пермь, 1899, с. 118—123. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 266, 351.


Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиепископ Харьковский и Ахтырский. — Харьков, 1881.


Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетий Леонтовиче // Афонские листки. — М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 — 1917, № 192, с. 1071—1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. — Киев, 1856; Киев, 1889.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 63, 70, 71.


Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. — 2-е изд. — Одесса, 1907, с. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1401,1403,1408,1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 270—271.


Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 335.


Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. — Одесса, 1898, с. 71, 72, 73.


Святогорская общежительная Успенская пустынь. — М., 1867, с. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 136. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 799—800.


Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [Филарет (Гумилевский)]: в 5 отд. — М., 1852—1858. — Отд. 1, с. 27, 48. Благодатное исцеление у гроба святителя // Душеполезный собеседник. — М., 1917, с. 127—128.


Екатериноградские епархиальные ведомости. — 1876, № 34.


Воронежские епархиальные ведомости. — 1876, № 13, с. 254.


Труды Киевской духовной академии. — 1888, ноябрь, с. 119—121.


Церковный вестник. — СПб., 1891, № 33, с. 517.


Самарские епархиальные ведомости. — 1879, № 11, с. 209.


Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1878, февраль, с. 198.


— 1879, февраль, с. 362—366. — 1882, сентябрь, с. 564. — 1883, сентябрь, с. 582. Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 1, с. 130, 223.


Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 2, с. 141—142,147.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 1, с. 45. — 1948, № 11, с. 60. —1956,№5, с. 11—12. Церковные ведомости. — СПб., 1918, № 19—20, с. 110.


Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1918, № 7—8, с. 327—328. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1906—1912. — Т. 2, с. 324—329; т. 11, с. 304—306.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 955; т. 2, с. 1795, 2271.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1029; т. 10, с. 619.


Минея февраль. — М., изд-во Московской Патриархии, 1981, с. 455—456. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1403,1408,1416.





Мелетий Леонтович


(Михаил Иванович) — 19-й магистр 1-го курса СПб. духовн. акад. 1814 г., епископ пермский, иркутский и харьковский, дух. писатель, † 29 февр. 1840 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • Мелетий (наст. имя Леонтович Михаил Иванович)

    (1784–1840) - архиепископ Слободско-Украинский и Харьк. (с 1835), Харьк. и Ахтырский (1836–1840). Окончил Полтавское духовное училище (1796), Екатеринославскую семинарию (1808), Петербургскую духовную академию (1814),