МЕССЕРШМИДТ
МЕССЕРШМИДТ
Messerschmidt), Даниил Готлиб (16.IX.1685 - 25.III.1735) - нем. естествоиспытатель, исследователь Сибири. В 1716 приглашен Петром I на службу. В 1720-27 по его заданию совершил путешествие по Сибири, собрал большие коллекции (в т. ч. местные карты) и написал многочисл. труды, гл. обр. по естеств. наукам (ботанике, зоологии, минералогии и т. п.). В трудах, переписке и дневниках М. имеется также много сведений по географии, этнографии, истории и лингвистике народов Сибири. Соч.: Wasserreise von Mangasea..., в кн.: Neue Nordische Beitr?ge, t. 3, Lpz., 1782; Forschungsreise durch Sibirien (1720-1727), Tl 1 (1720-1722), Tl 2 (1723 - Mai 1724), В., 1962-64; Извлечения из путевого дневника, в кн.: В. В. Радлов, Сиб. древности, т. 1, в. 1, СПБ, 1888, Прил. с. 9-19. Лит.: Новлянская М. Г., д. Г. Мессершмидт и его дневник путешествия по Сибири, "Изв. ВГО", 1962, т. 94, в. 3; Андреев А. И., Очерки по источниковедению Сибири, в. 2, М.-Л., 1965.
Мессершмидт
, Франц Ксавье (Messerschmidt, Franz Xavier) 1736, Визенстейг, около Гайслигена — 1783, Прейсбург. Австрийский скульптор. Его искусство эволюционировало от рококо к неоклассицизму. С 1746 учился у своего дяди И. Б. Штрауба в Мюнхене и у Ф. Я. Штрауба в Граце. В 1755 поступил в Академию художеств Вены; с 1769 начал преподавать здесь, вскоре став директором Академии. В 1774 совершил поездку в Братиславу, где создавал Характерные головы (1774—1783, Вена, галерея Академии), передавая различные состояния и гримасы моделей. Это был своего рода вызов методу "возвышенного исполнения", требованию идеализации натуры, который был присущ академической практике. Литография с воспроизведением его Характерных голов была исполнена М. Р. Тома (1839). Автор известных портретных работ — исполненных в рокайльной манере бюстов кайзера Франца I и Марии Терезии (1760, оба — Вена, Музей барокко). Им же была исполнена статуя императрицы Марии Терезии (Вена, Музей барокко), в которой уже проявилось желание скульптора освоить приемы неоклассицистической пластики. В портретных бюстах Ф. фон Шейба (1769, Вена, Музей истории искусства), принца Альберта Саксен-Гессенского (Вена, Альбертина), Капуцина (Прейсбург, Гор. галерея) скульптор уже отошел от традиции баварского рококо и в духе эстетики неоклассицизма стремился передавать "благородную простоту" и "спокойное величие" образов, с реалистическим мастерством северного мастера воспроизводя физические особенности облика моделей.
Лит.: Der Bildhauer Franz Xavier Messerschmidt. Ausstellung. 28. Mai — 26. October, 1982. Unteren Belveder, Wien. Wien, 1982.
Е. Федотова
Лит.: Der Bildhauer Franz Xavier Messerschmidt. Ausstellung. 28. Mai — 26. October, 1982. Unteren Belveder, Wien. Wien, 1982.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006