Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
(1826-1889) – великий русский писатель-сатирик, публицист. Еще в лицее начал писать стихи, увлекся творчеством В.Г. Белинского, а затем примкнул к кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. Был арестован и сослан в Вятку, где прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Итогом этого периода стал цикл « Губернские очерки», опубликованный под псевдонимом Н. Щедрин. По возвращении в Петербург служил в Министерстве внутренних дел, затем был назначен на пост рязанского и тверского вице-губернатора. В 1864-1868 гг. служил председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. В это же время начинает работать над «Историей одного города» – гротескно-аллегорическим образом николаевской России. Итоговым произведением писателя стали «Сказки», над которыми он работал в 1882-1886 гг.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович
(15.1.1826, с. Спас-Угол Тверской губ. – 28.4.1889, Пб.), писатель. Выступал под псевдонимом Н. Щедрин. С 14 янв. 1865 до 2 дек. 1866 жил в Пенз., состоял пред. губ. казенной палаты, защищал интересы крестьян, боролся с казнокрадством и лихоимством. По делам службы посещал Чембар, Мокшан, Н.-Ломов, Керенск, Наровчат, Городище, Инсар, Краснослободск, Саранск. В его произв. отразился быт пореформенной Пенз. деревни. Среди них цикл фельетонов «Круглый год», «Пошехонские рассказы»; очерки «Глуповское распутство», «За рубежом»; сатиры «Испорченные дети», «Зиждитель», «Дневник провинциала в Петербурге». Его жена, Елизавета Аполлоновна (урожд. Болтина, 1839–1910), была родом из Пенз. или Пенз. губ. Сын писателя, Константин Михайлович (1871–1932), в 1907–29 жил в Пенз., сотрудничал в губ. газетах, опубликовал мемуары «Интимный Щедрин» (М., 1923). В Пенз. улица и гор. б-ка № 2 носят имя писателя. На д. № 8 по ул. Белинского, где находилась казенная палата, установлена мемор. доска. Соч.: Собр. Соч.: В 20 тт. М., 1965–1976. Лит: КЛЭ. Т. 6; Пребывание Салтыкова-Щедрина в Пензе //Рабочая Пенза. 1937. 30 апр.; Храбровицкий; Бухштаб Б. М. Е. Салтыков-Щедрин. Пенз., 1947; Вольпе Л. Салтыков-Щедрин в Пензе. Пенз., 1951; М. Е. Салтыков- Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1957; Кузнецов С. Г. М. Е. Салтыков-Щедрин в Пензе //Краеведч. записки. Пенз., 1963. ВыПенз. 1; Самойлов Е. Новые материалы к биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина //ЗР. 1963. № 1; Савин (7а, 9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович
(наст. фам. — Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826—1889) — российский писатель-сатирик и публицист. Писать и печатать стихи начал в 1838 г. В 1844—1848 гг. служил в канцелярии Военного министерства. Тогда же сблизился с кружком М. Б. Буташевича-Петрашевского, увлекался идеями Ш. Фурье и К. А. Сен-Симона. Первые повести («Противоречия», 1847; «Запутанное дело», 1848), написанные остро сатирически и наполненные духом критического реализма, вызвали негодование Николая /. В апреле 1848 г. автор был выслан на службу в Вятку и назначен сначала старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 г. — советником губернского правления. В конце 1855 г. вернулся в Петербург и в программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856, запрещена цензурой) призвал писателей возвышать общественно-практическую роль литературы, поднимать социальные вопросы, откликаться на коренные нужды народа. Свою программу писатель реализовал в книге «Губернские очерки» (1856—1857), высоко оцененной Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. В 1856—1858 гг. служил в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке Крестьянской реформы 1861 г. В 1858—1862 гг. — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Используя свое служебное положение, возбудил десятки судебных преследований против преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. Продолжал печатать рассказы, очерки, пьесы и сцены (в основном в журнале «Современник»), в которых проводил мысль об обреченности самодержавия. Под давлением вышестоящего начальства вышел в отставку в начале 1862 г. (формально — «по болезни»). В 1863 г. пытался организовать издание своего журнала «Русская правда» для объединения «всех сил прогресса» — запрещен правительством. В 1865 г. вернулся на службу и возглавил Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. В 1868 г. повелением Александра II уволен в отставку. В 1868—1884 гг. — редактор журнала «Отечественные записки» (совместно с Я. А. Некрасовым до 1878) — главной литературной трибуны демократических сил России. 1870— 1880-е гг. — период творческого расцвета писателя, в произведениях которого сочетались публицистичность и художественность, воссоздавался гротескно-сатирический образ русской бюрократии, градоправителей, дворянства и хищнической буржуазии («Помпадуры и помпадурши», 1863—1874; «История одного города», 1869—1870; «Господа Головлевы», 1875—1880; «Благонамеренные речи», 1872—1876; «Убежище Монрепо»; 1878—1879). В книге очерков «За рубежом» (1880—1881) высмеивал политическое устройство и общественные нравы Европы. С 1885 г. печатался в либеральных изданиях (журнал «Вестник Европы» и газета «Русские ведомости»), опубликовал («Сказки», 1882—1886; «Мелочи жизни», 1886—1887) и эпическое полотно крепостнической России — «Пошехонская старина» (1887—1889).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

(наст. фамилия Салтыков, псевд. "Н.Щедрин") (1826-1889).


Выдающийся рус. писатель-сатирик и поэт, классик отечественной лит-ры. Род. в с.Спас-Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин-те, окончил Царскосельский лицей. В молодости был близок к кружку М.Петрашевского, был арестован, допрошен и выслан в Вятку; впоследствии служил гос. чиновником, вице-губернатором Рязани (1858-60), Твери (1860-62); в 1862 г. вышел в отставку; на короткий срок вернулся к гос. деятельности и окончательно отошел от нее в 1868 г. Печатался с 1841 г., тесно сотрудничал с журналами прогрессивного демократического направления, редактировал (после смерти Н.А.Некрасова) "Отечественные записки".


Обычно безоговорочно причисляемый к строго реалистическому направлению (в к-ром действительно выдержаны мн. его знаменитые произв.), С. вместе с тем охотно прибегал к гиперболическим приемам письма, фантаст. преображению действительности. Фантаст. гротеск неоднократно взрывает будничное течение событий в казавшемся дотоле чисто реалистическим и вполне правдоподобным повествовании - цикл р-зов "Помпадуры и помпадурши" (1873), сон героя в "Дневнике провинциала в Петербурге" (1872; 1873), ряд эпизодов в повести "Современная идиллия" (1877-83; 1883) и др. Однако в полной мере талант С.-фантаста раскрылся в самом значительном произв. писателя - романе "История одного города" (1869-70; 1870). Здесь зло и горестно утрируются, расцвечиваются самыми необычными красками и подробностями не столько даже события былой истории, сколько, по саркастическому выражению автора, вообще "те характеристические черты рус. жизни, которые делают ее не вполне удобною"; а образ градоначальника Угрюм-Бурчеева ("разрушил старый город и построил др. на нов. месте", мечтал о создании "собственного моря" и о грядущем "великом изобилии звонкой монеты, которую... глуповцы презирают и бросают в навоз") представляет собой грозное и дальновидное предупреждение насчет тоталитаризма, предваряющее антиутопии 20 в. В целом влияние романа на развитие сов. сатирической НФ трудно переоценить.



А. Т.


Лит. (выборочно):


Р.И.Иванов-Разумник "М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество", ч.1 (1930).


М.С.Ольминский "Щедринский словарь" (1937).


С.А.Макашин "Салтыков-Щедрин. Биография" в 2-х тт. (1951).


В.Я.Кирпотин "Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина" (1957).


"М.Е.Салтыков-Щедрин в русской критике" (1959).


А.С.Бушмин "Сатира Салтыкова-Щедрина" (1959).


А.С.Бушмин "М.Е.Салтыков-Щедрин" (1970).


"М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников" в 2-х тт. (1975).


Д.П.Николаев "Сатира Щедрина и реалистический гротеск" (1977).


А.Турков "Салтыков-Щедрин" (1981).


К.Тюнькин "Салтыков-Щедрин" (1989).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

САЛТЫКОВ‑ЩЕДРИН Михаил Евграфович
( – Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826–1889), великий русский писатель, один из крупнейших мировых сатириков.
Глубоко любя Россию и ее народ, писатель в «Истории одного города» беспощадно обличал верховную власть и все государственное устройство страны. Он клеймил помещиков‑крепостников, нарождавшихся буржуа, алчных чиновников, беспринципных политиканов. Созданные им образы Разуваева, Колупаева, Дерунова, Иудушки Головлева и др. стали нарицательными. В.И. Ленин, И.В. Сталин не раз использовали эти образы для характеристики лицемерия, ханжества, предательства врагов рабочего класса.
Во время всенародного обсуждения проекта Конституции Союза ССР буржуазные политики заявляли, что сам СССР не является государством, «представляет не что иное, как точно определяемое географическое понятие». Такие критики СССР, говорил И.В. Сталин в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г., напоминают тип бюрократа‑самодура, описанного в сказках‑рассказах великого русского писателя М.Е. Салтыкова‑Щедрина:
«После того как этот бюрократ навел во «вверенной» ему области «порядок и тишину», истребив тысячи жителей и спалив десятки городов, он оглянулся кругом и заметил на горизонте Америку, страну, конечно, малоизвестную, где имеются, оказывается, какие‑то свободы, смущающие народ, и где государством управляют иными методами. Бюрократ заметил Америку и возмутился: что это за страна, откуда она взялась, на каком таком основании она существует? (Общий смех, аплодисменты.) Конечно, ее случайно открыли несколько веков тому назад, но разве нельзя ее снова закрыть, чтоб духу ее не было вовсе? (Общий смех.) И сказав это, положил резолюцию: «Закрыть снова Америку!» (Общий смех.)
Мне кажется, что господа из «Дейтше Дипломатиш‑Политише Корреспонденц» как две капли воды похожи на щедринского бюрократа. (Общий смех, одобрительные аплодисменты.) Этим господам СССР давно уже намозолил глаза. Девятнадцать лет стоит СССР как маяк, заражая духом освобождения рабочий класс всего мира и вызывая бешенство у врагов рабочего класса. И он, этот СССР, оказывается, не только просто существует, но даже растет, и не только растет, но даже преуспевает, и не только преуспевает, но даже сочиняет проект новой Конституции, проект, возбуждающий умы, вселяющий новые надежды угнетенным классам. (Аплодисменты.) Как же после этого не возмущаться господам из германского официоза? Что это за страна, вопят они, на каком таком основании она существует (общий смех), и если ее открыли в октябре 1917 г., то почему нельзя ее снова закрыть, чтоб духу ее не было вовсе? И сказав это, постановили: закрыть снова СССР, объявить во всеуслышание, что СССР как государство не существует, что СССР есть не что иное, как простое географическое понятие! (Общий смех.)
Кладя резолюцию о том, чтобы закрыть снова Америку, щедринский бюрократ, несмотря на всю свою тупость, все же нашел в себе элементы понимания реального, сказав тут же про себя: «Но, кажется, сие от меня не зависит».
(Взрыв веселого смеха, бурные аплодисменты.) Я не знаю, хватит ли ума у господ из германского официоза догадаться, что «закрыть» на бумаге то или иное государство они, конечно, могут, но если говорить серьезно, то сие от них не зависит. (Взрыв веселого смеха, бурные аплодисменты.)».
В 1952 в Отчетном докладе XIV съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП (б) Г.М.Маленков, говоря о культуре, привел мнение И.В.Сталина о том, что нам для устранения из жизни всего отрицательного, прогнившего, омертвевшего, мешающего движению вперед, нужны советские Гоголи и Щедрины.
Это сталинское суждение было положено в основу деятельности советской литературы и культуры.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826–1889) В последние годы, даже десятилетия, имя Салтыкова-Щедрина ушло как бы в тень общественных, писательских и литературоведческих интересов. В школах и институтах продолжали читать о нем лекции как о великом сатирике, но современная жизнь и литература как будто стали обходить Михаила Евграфовича, обтекать, как в реке вода обтекает большой валун. Внимание же публики притягивали Достоевский, Булгаков, писатели, тоже не лишенные сатирического начала, но не останавливавшиеся на бичевании пороков и грехов человека или социальной ущербности государства. Они устремлялись в глубинные пласты человеческой психологии и в духовные глубины. Проще говоря, книги Салтыкова-Щедрина зовут к социальной революции, а Достоевского — к внутренней работе человека со своей душой, к изменению прежде всего самого себя. Зовут к религиозному осмыслению мира и своего места в нем. Этот, второй, взгляд, оказался для наших современников ближе. Бунты, восстания и революции отошли в наше время на второй план в России. Но, с другой стороны, общество без критического отношения, скажем так, без оппозиции, тоже утрачивает многое. Оно должно видеть свои недостатки. Поэтому традиции сатирической литературы сформировались давно — Эзоп, Рабле, Свифт, Марк Твен — и будут жить до тех пор, пока существует человеческое общество. В 1875 году Салтыков-Щедрин уезжал за границу. Поэт Некрасов пишет ему на этот отъезд такое стихотворение: М. Е. Салтыкову (При отъезде за границу) О нашей родине унылой В чужом краю не позабудь И возвратись, собравшись с силой, На оный путь — журнальный путь… На путь, где шагу мы не ступим Без сделок с совестью своей, Но где мы снисхожденье купим Трудом у мыслящих людей. Трудом — и бескорыстной целью… Да! Будем лучше рисковать, Чем безопасному безделью Остаток жизни отдавать. Некрасов был главным редактором журнала «Отечественные записки» и, понятно, напоминал автору о том, чтобы тот что-то писал для журнала. Но здесь вот что примечательно — Некрасов поддерживает писателя в его сатирическом, обличительном направлении, каковым и было направление журнала, но при этом справедливо замечает, что на этом пути «шагу мы не ступим без сделок с совестью своей». Некрасов сам понимает, что обличительное направление вынуждает писателя работать не на глубине проблем, куда его устремляет его писательская совесть и писательский интерес, но на поверхности проблем. Сатирику приходится работать более прямолинейно и грубо, но, считает Некрасов, современники будут ему благодарны за эту работу, потому что надо показать мерзость российской жизни, показать мерзость властей — и тогда что-то в России переменится. Хочу напомнить читателям в этом смысле о драме Гоголя. Ведь он тоже поначалу был гениальным сатириком, но потом, углубляясь в проблемы творчества и жизни, понял, что его сатира, его смех над людьми их не исправляют, а только увеличивают зло в мире. С религиозной точки зрения — не судите, да не судимы будете. Гоголь представил себе, скольких людей в России он осудил, высмеял. А чтобы высмеять, ему приходилось образы людей примитизировать, огрублять, упрощать, то есть приходилось «идти на сделку с совестью». Поэтому Гоголь так страдал в конце жизни, много молился, ездил в монастырь к оптинскому старцу Макарию, сжег второй том «Мертвых душ». Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его, Евграф Васильевич, был из старинного дворянского рода, но рода к началу XIX века почти разорившемуся. Чтобы поправить положение, он женится на дочери богатого московского купца Забелиной, будущей матери писателя. Детство Салтыкова-Щедрина, как он сам вспоминал, под крышей родительского дома прошло без свойственной детству поэзии, обстановка в семье была строгой и напряженной. Образование писатель получил блестящее — в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинял стихи и его даже за них называли «вторым Пушкиным». Салтыков рано стал читать статьи Белинского в «Отечественных записках», позже интересовался французскими просветителями, примкнул к кружку Петрашевского, из-за которого потом Достоевский пойдет на каторгу. Чиновную службу Салтыков начал в Военном ведомстве. Потом он будет занимать различные должности вплоть до рязанского и тверского вице-губернатора, но главным делом его жизни, безусловно, станет писательство. Михаил Евграфович начал с повестей — «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Молодой писатель пытается в них разрешить противоречия между идеалом и действительностью. Идеалом для него в эти годы стал социализм Сен-Симона и других французских социалистов. Обе повести были опубликованы в «Отечественных записках». Славы они писателю не принесли. Но принесли… В 1948 году началась революция во Франции, и в Петербурге создается негласный комитет по изучению ситуации в российских журналах. В ночь с 21 на 22 апреля Салтыков был арестован и отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. За симпатии к французским идеям. Семь лет провел Салтыков в ссылке в должностях провинциального чиновника губернского правления. Конечно, он увидел жизнь реальную, а не выдуманную в кружке Петрашевского. «Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни», — писал Салтыков-Щедрин о вятских впечатлениях. Увидел в Вятке писатель и антинародную, как он понял, сущность государственной системы и пассивность народа. Что он предлагает? Он пишет «Губернские очерки» (1856–1857) от имени надворного советника Н. Щедрина, поэтому с этих пор и стал он Салтыковым-Щедриным, — так вот в этих очерках писатель предлагает «честно служить» каждому на своем месте. Такая у него тогда была теория. Потом жизнь разобьет и ее. Он изживет веру в «честную службу», которая, как он сам говорил, «бесцельная капля добра в море бюрократического произвола». Одной из вершинных книг писателя стала «История одного города», в которой автор не только сатирически изображает взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднимается до правительственных верхов России. Вообще это обобщающая многое книга. Исследователь Д. Николаев пишет: «В „Истории одного города“, как это видно из названия книги, мы встречаемся с одним городом, одним образом. Но это такой образ, который вобрал в себя признаки сразу всех городов. И не только городов, но и сел, и деревень. Мало того, в нем нашли воплощение характерные черты всего самодержавного государства, всей страны». Глуповское государство началось с грозного градоначальнического окрика: «Запорю!» Конечно, Россия началась не с такого окрика и вообще не с окрика. Все гораздо сложней. Но жанр пародии диктует писателю свои законы. Когда эта книга вышла в свет, критик А. С. Суворин упрекнул автора в глумлении над народом, в высокомерном отношении к нему. Щедрин не согласился с упреком. Вершиной творчества писателя стал роман «Господа Головлевы» (1880). В нем он выразил мысль о распаде семьи в России — и Толстой, и Достоевский тогда увидели то же самое: распад семей широко охватил тогда русское общество. Мелкопоместная семья Головлевых разлагается прежде всего потому, что это семья стяжателей-хищников, семья с буржуазно-потребительской психологией. Дворянство вырождается в таких вот Головлевых. Потом будут «вишневые сады», бунинское прощание с дворянскими усадьбами — и все, и тема будет исчерпана исторически. Вся семья Головлевых — это пауки в банке. Маменька Арина Петровна становится причиной смерти старшего сына Степана, средний сын Порфирий Владимирович, прозванный Иудушкой-кровопивушкой, который приберет постепенно все капиталы семьи, мать свою превратит в нищую приживалку, а детей своих доведет до смерти. Писатель мастерски показывает, как постепенно гибнет душа в Иудушке, в его словоблудии уже никакое горе не может пробить брешь, «для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир в его глазах есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия». Вся семья, опускаясь нравственно, начинает тянуться к алкоголю. Сначала спивается глава семейства Владимир Михалыч Головлев, потом его сыновья, потом по дикому спивается одна из внучек. Очередь доходит и до Иудушки. Он пьет много. Но писатель не захотел поставить на этом месте точку. Он считал, что на последней стадии падения жизнь мстит человеку за содеянное — у него на краткий миг просыпается совесть, и она, именно она убивает человека, пронизывая его и мучая. На Страстной неделе во время службы в церкви что-то вдруг пробуждается в душе Иудушки. Он начинает задумываться над смыслом божественных слов. Дома он вглядывается в образ Спасителя на иконе, его охватывает мука… Он одевается и куда-то идет… Труп его на другой день был найден рядом с погостом, на котором похоронена его мать Арина Петровна… Салтыков-Щедрин написал немало сатирических сказок, очерков. Он критически относился ко многому в России, но Россию он любил. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России, — писал Щедрин. — Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благонамеренных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России». Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
297.63 кб

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Михаилу Евграфовичу» В. Пьецуха: русская ментальн

Собенников Анатолий Самуилович
Статья посвящена рецепции М.Е. Салтыкова-Щедрина современным писателем В. Пьецухом «Истории одного города». Анализируются «История города Глупова в новые и новейшие времена» и «Город Глупов в последние десять лет» В.